Быть учителем – быть вечно молодым душой. Почётный работник общего образования РФ отмечает юбилей

Сегодня, 23 ноября, большой юбилей отмечает учитель русского языка и литературы городской школы №3, почётный работник общего образования России Татьяна Александровна Савченко. Мы поздравляем её с Днём рождения и накануне знаменательной даты поговорили с ней о профессиональном пути, любви к литературе и школьных годах – ученических и учительских.


Фото: Игорь Ибраев/nao24.ru

Татьяна Александровна вспоминает свой выпускной в школе. Одиннадцатый класс она окончила более 50 лет назад, но так свежи воспоминания. Одноклассницы вытирают платочками слёзы, капающие крупными каплями-бусинами, одноклассники стоят, потупив взгляд.

— Всем было так грустно прощаться со школой, а я была уверена, что мы не расстаёмся: вернусь, и сама стану учить детей. Буду вечно молода душой, активна. Передо мной всегда были яркие примеры педагогов: моя первая учительница Мария Мартемьянова Красавцева, преподаватели русского и немецкого языков в старшей школе. И мне хотелось быть похожей на них, так же любить детей, быть такой весёлой и озорной, — рассказывает Татьяна Александровна.

Она родилась и выросла в посёлке Новый Бор Республики Коми. У юной Тани любимым предметом был немецкий язык. Тоненько перьевой ручкой старательно выводила в тетрадке «guten Tag», «Dankeschön» и другие выражения.

— После школы я отправилась в Сыктывкар поступать на факультет иностранных языков. Сдала все экзамены, но не прошла по баллам. Вернулась домой, год работала, а затем поехала пробовать свои силы снова. В дороге я познакомилась с девочкой, которая тоже ехала поступать в пединститут, но на филологический факультет. Мы разговорились, сдружились, она убедила меня поступить на филологию, — улыбается героиня нашего материала.

Студентка пединститута. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

О сделанном выборе никогда не жалела, любовь к литературе привили в детстве. В шесть лет маленькая Таня научилась читать, глядя на старшего брата и сестёр. С тех пор с книгой всегда и повсюду. Часто цитирует слова советского писателя Фёдора Абрамова: «Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро».

После окончания педагогического института молодая учительница отправилась работать в школу посёлка Красный Яг.

Первые, робкие учительские шаги. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

— Я помню, как готовилась к первым урокам, как волновалась. Первые конспекты уроков составляла так подробно, что записывала в точности каждое слово: «Здравствуйте, ребята! Садитесь», «Ответьте», «До свидания». Один урок занимал в моей рабочей тетради 3–4 листа! Со временем привыкла, — вспоминает собеседница.

Посёлок на краешке земли

Позже родители Татьяны Александровны перебрались в Нарьян-Мар, здесь жили родные по маминой линии. Следом переехала и наша героиня.

— Тогда вместо департамента образования было окрроно. Я пришла туда, мне предложили поехать работать в Каратайку, там была ставка учителя немецкого языка полставки воспитателя в интернате. Я со слезами на глазах улетала туда. Всё твердила себе: школа для детей оленеводов, охотников и рыбаков. В Тьмутаракани! Лететь на кукурузнике три часа! Не выдержу, — рассказывает учитель.

Прилетела. Её и другую молодую приезжую учительницу поселили в дом, в народе прозванный домом Укола Вани.

— Мы долго гадали, почему дом так прозван. Оказалось, раньше там жил ветеринар Иван. Он делал уколы животным, поэтому так его и прозвали. Потом Укол Ваня уехал работать в стойбище ветеринаром, а нас поселили в его жилище, — говорит Татьяна Александровна. — Дом был холодный, печь нужно было топить углём, я не умела. Мы с соседкой менялись: неделю она топит, неделю я. Помню, выгребаю уголь из печи, чтобы загрузить новый,  печь не тянет. Руки у меня тогда все были обожжены. Я стыдилась ходить с такими руками на работу, покупала бинты и обвязывала каждый палец. Ходила будто в белых перчатках.

В школе Каратайки. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

Холодные зимы, злющий ветер, прокрадывающийся в каждую щель небольшого деревянного домишки, своры собак, недружелюбно косящихся на новых в посёлке людей… Каратайка согревала теплом душевным.

— Директором школы в Каратайке был Владимир Николаевич Крылов. Суровый, но очень обаятельный и ласковый человек. Его ученики звали Батей, это было почётно. Помню, какие бывали вьюги: дышать нечем. Закроешь рот руками, присядешь к земле, вроде полегче. Детей из интерната по верёвке Батя впереди колонны водил в столовую, — улыбается Татьяна Александровна.

Оказалось, что и на краешке земли в далёком северном посёлке жизнь бьёт ключом. Учитель вспоминает школьные концерты, в которых участвовали все:  от уборщицы и ночной няни в интернате до директора.

— Готовились тщательно, с любовью, ежедневно проводили репетиции. Народ валил валом в местный клуб, мест свободных не было, занимали пространство на полу перед сценой. А из зала звучало: «Молодцы, учителя!». Люди в Каратайке просто замечательные, добрые, открытые, гостеприимные. Педагогический коллектив интересный, сплочённый, — рассказывает героиня материала. Годы работы в поселковой школе она вспоминает с особой теплотой, глаза блестят.  

Настало время уезжать. Татьяну ждал муж, вот-вот на свет должна была появиться старшая дочь.

Костюмчик для дочки Натальи вязала сама. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

— Уезжала, чуть не палача, — вздыхает рассказчица. — Когда я родила, директор школы звал вернуться. Но надо было двигаться дальше.

Пробудить любовь к литературе в каждом

Педагогический стаж Татьяны Александровны  48 лет. Из них 39 она трудится в городской школе №3.

— Поначалу мне дали вести группу продлённого дня, ставки учителя русского и литературы не было. Я никогда не работала с младшими школьниками и, чтобы набраться опыта, посещала уроки других учителей. Помню, как пришла на урок музыки, учитель Маргарита Павловна Когудницкая забегает к детям на урок в русском сарафане, нарядная, поёт, дети чуть не пляшут! Так она подала тему русской песни. Талант учителя значит многое, — делится преподаватель.

Уроки русского языка и литературы у Татьяны Александровны помнят многие её ученики. Как проводила «Поле чудес» и «Брейн-ринги» по прочитанным произведениям, как наставляла на участие в конкурсах и олимпиадах.

Встреча с учениками через несколько лет после выпуска. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

— Татьяна Александровна была моим классным руководителем. Мы готовились к каждому её уроку: проверочные работы начинались неожиданно, списать было невозможно, это мотивировало учеников заниматься самостоятельно, закреплять полученные знания дома. После уроков Татьяна Александровна проводила кружок по русскому языку и литературе, где в игровой форме мы разбирали грамматику и синтаксис, анализировали произведения литературы, — делится выпускник городской школы №3 Илья Савицкий.

— О Татьяне Александровне до сих пор вспоминаю с теплотой. Это профессионал, любящий свое дело и детей. На её уроках всегда было увлекательно, она умела заинтересовать учеников, подходила к проведению занятий творчески. Когда мы изучали повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба», то разыгрывали спектакль по этому произведению, я играла жену главного героя. Татьяна Александровна всегда развивала в учениках не только знания, но и душу, — добавляет выпускница третьей школы Татьяна Корепанова.

Время идёт, на уроки к Татьяне Александровне уже спешат дети её выпускников.

Героиня материала с дочерью. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

— Ребята отличаются от тех, которые были раньше. Теперь все такие рассудительные, смотрят в корень проблемы. Когда изучаем ударения, то спрашивают, а почему так, по какой причине произошли изменения в слове. Читают, конечно, меньше, предпочитают краткое содержание. Но есть произведения вне времени, которые с удовольствием изучают все ученики. Одно из таких – «Кусака» Леонида Андреева. На глаза наворачиваются слёзы, когда дети обсуждают, как собака выла в небо, как больно ей было от предательства дачников, — рассказывает учитель.

Она и сегодня с радостью идёт на работу, осваивает новые технологии, старается заинтересовать учеников, пробудить в них интерес и любовь к литературе и родному языку.

— Мне нравится, что теперь на уроке можно показать отрывок фильма, найти онлайн, как правильно ставить ударения и послушать, как это слово произносит диктор и многое другое. Нравится наша новая красавица-школа: у меня теперь свой кабинет, лаборантская, где в трёх моих шкафах хранятся методические пособия! — улыбается Татьяна Александровна.

С коллегой Еленой Анатольевной Сопочкиной. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

Годы промчались

Свой последний школьный звонок Татьяна Александровна вспоминает неспроста. Как тогда не хотелось выпускаться из школы её друзьям-одноклассникам, так теперь не хочется уходить и ей.

— Когда эти годы пронеслись, промчались? Я и не заметила! А ведь пора уже уходить, пожить для себя, понянчить внуков, их у меня четверо: три внука и лапушка-внучка. Я люблю путешествовать, читать детективы – они меня завораживают, хочется самой поскорее найти разгадку! Люблю вязать, приглашать гостей… столько всего хочется успеть. А уходить с работы страшновато, — говорит собеседница.

Празднование 55-летия третьей школы. Фото из личного архива Татьяны Александровны Савченко

В морозный ноябрьский денёк, в день своего рождения Татьяна Александровна вновь спешит на любимую работу. Для педагога, всю жизнь отдавшего любимому делу, наверное, нет поздравлений лучше, чем искренние детские улыбки, любознательные и благодарные ученики, блестяще выполненные домашние задания.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments