«Мобильных не было, в усиление вызывали стуком в дверь». Интервью с ветераном пожарной охраны НАО Сергеем Мищенко

Сегодня, 30 апреля, в России отмечается День пожарной охраны. НАО24 поздравляет с профессиональным праздником всех причастных. Накануне важной даты мы поговорили с Сергеем Мищенко, он проработал в пожарной службе НАО 25 лет


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

1993 год. Возгорание в конторе на одной из улиц Лесозавода. Люди в панике спасают важные документы, выкидывая из окон пачки бумаги. Сотни белых листов ветром разносятся по всему микрорайону.

На вызов мчится третий караул пожарной части Нарьян-Мара. Для 21-летнего Сергея Мищенко это первый выезд на пожар. 

– Я помню, как меня тогда поразила паника людей. Их было так много. Очаг возгорания оказался небольшим, потушили и уехали. Для меня это был первый опыт реальной работы с огнём, – вспоминает Сергей.

Сейчас он ведущий специалист-эксперт отделения гражданской обороны и защиты населения МЧС России по НАО. На эту должность пришёл в 2020 году. До этого 25 лет трудился в пожарной охране, прошёл весь путь: от пожарного до заместителя начальника части. 

Сергей Мищенко в молодости. Фото из личного архива

Я в пожарные пойду

На службу в пожарную часть Сергей Мищенко пришёл сразу после службы в армии. С особой теплотой вспоминает своих наставников – Владимира Мартьянова и Юрия Шадуру.

– Владимир Николаевич Мартьянов был наставником для многих, занимался с каждым, кто приходил на службу, учил уму-разуму. Сначала он работал в пожарной части Лесозавода, а у нас в части стал помощником начальника караула. Юрий Иванович Шадура окончил Ивановское училище и сразу пришёл к нам. Молодой, энергичный, ему всё было интересно. Он многому нас учил на своём опыте, – делится собеседник. 

Пожарная часть тогда располагалась на улице Пырерко, где сейчас находится главное управление МЧС. На первом этаже красного деревянного здания стояли рабочие автоцистерны ЗИЛ, на втором – жили люди.

Здание на улице Пырерко тогда и сейчас. Фото: МЧС по НАО

– Квартиры здесь давали пожарным. В этом крыле жил Владимир Рочев, водитель. Тогда мобильной связи не было, Владимир все вызовы слышал. Если пожар большой, вызывали усиление. Дозванивались сначала тем, у кого дома стоял стационарный телефон; у водителя был маршрутный лист, в это время он ехал по списку адресов. Объедет человек 5-6, в квартиры постучится, сообщит о сборах. И дальше эта информация цепной реакцией распространялась: один человек скажет трём, кто живёт поблизости, эти три – ещё девяти. И ночью, и днём могли постучать домой, выдернуть на работу, – рассказывает Сергей. 

Большинство построек в городе были деревянными, пожары случались чаще. Собеседник вспоминает, как полыхала вторая школа, как не могли зайти в здание городского рыболовного кооператива – огонь полностью охватил второй этаж, зайти внутрь было невозможно. 

– Автолестницы у нас тогда не было. Использовали трёхколенные лестницы, дома в основном были двухэтажные – хватало. Самыми высокими были панельки в Кармановке – 4 этажа, в Искателей были трёхэтажки. Когда стали появляться 5-этажные дома – тогда уже появилась автолестница, – говорит собеседник. 

Страшнее всего, когда беда приходила в жилые дома: горел деревянный пятиподъездный дом на улице Поморской в Искателей – десяток семей за день лишился жилья; спасали из огня женщину на улице Первомайской, она потеряла ребёнка; задохнулись на пожаре в доме на улице Меньшикова двое детей…

– Там, где приходилось кого-то спасать – почти всегда были жертвы. Хороших случаев, когда люди выходят сами, никто не пострадал – больше, но они не запоминаются, – отводит глаза опытный пожарный.

Где взять силы

Поддержка близких – то, что даёт силы в непростой работе пожарных, уверен Сергей Мищенко. Его супруга Светлана переживала за мужа, старалась помочь: 

– Жена всегда и сухую одежду в часть приносила, и воды или сока какого-нибудь, если увидит, что мы неподалёку работаем. На пожаре идёт очень сильное обезвоживание организма: вроде с водой работаешь, а пить охота, – делится мужчина.

Не менее важно и чувство плеча. Караул пожарные называют второй семьёй.

Фото из личного архива Сергея Мищенко

– На выезде всё делает команда. Один в поле не воин. В карауле люди, которые долго работают вместе, начинают понимать друг друга с полуслова. Это очень ценно на практике. Да, мы держим связь по рациям, это влияет на ход тушения пожара, даёт возможность выиграть время, мы знаем, кто где находится, куда дошёл. Но это технические моменты. Важно понимать, что рядом надёжные люди, – рассуждает Сергей.

Кстати, о радиообмене на пожаре. Всю информацию, которую огнеборцы передают друг другу, фиксирует диспетчер. Если потребуется усиление – личный состав будет в курсе всего, что происходило до их приезда.  

Всегда с улыбкой

– Это что вы, у Сергея Петровича интервью берёте? Я никогда этого человека на работе хмурым не видел, он всегда улыбается, – заглядывает в кабинет кто-то из сотрудников МЧС во время беседы.

Сергей Мищенко и правда обо всём рассказывает с улыбкой: работу любил, а спустя столько лет некоторые непростые ситуации на службе кажутся даже забавными. Так устроена память – со временем светлые моменты вытесняют тёмные. 

– Много всего на выездах было. Когда-то поехали тушить котельную ПОК и ТС, что-то там взорвалось. Это было длинное здание, внутри обшитое сеткой-рабицей, а на ней сверху – толстый слой штукатурки. Заходим внутрь, только разошлись с ребятами, слышим – бабах! Эти большие куски с цементом раз упадут, два упадут с потолка. Но ни на кого из нас не попало, – вспоминает Сергей. – Был случай, когда товарищ дыхательным аппаратом за бельевые верёвки на чердаке зацепился. Тогда ведь во всех домах эти вешала протягивали. Хоть аппарат снимай – отцепиться не мог! Я в слуховое окно тогда залезал, выпутались. 

На пожаре в квартире на улице Строительной Сергей с товарищем чуть не оказались взаперти. С потолка упал лист гипсокартона, загородив дверь.

– У товарища в дыхательном аппарате воздух заканчивался. Аппарат тогда начинает издавать такой противный писк – предупреждение, что воздуха хватит минут на 10, надо двигаться к выходу. В аппарате человек дышит интенсивнее, а тут ещё и двери не видно. Товарищ комнату обошёл – глухо. У него уже паника началась: наворачивает круги, аппарат свистит. Всё закончилось благополучно. Пошли по пожарному рукаву, нашли, откуда протянут, поняли, что рядом дверь, – делится Сергей.

На вопрос: «И не страшно в такие моменты было?», отвечает – страшно. Пожарные – такие же люди, никто не идёт в горящее здание с мыслью, что всё сможет.

– Страх у пожарного должен присутствовать. Если пропал – значит, самого человека придётся спасать. Ты должен каждый свой шаг, каждое действие на пожаре обдумывать, быть осторожным, – отмечает собеседник.

Молодым ребятам, которые приходят в пожарную часть, Сергей советует одно – не переставать учиться. Этому правилу он следовал всю свою службу: окончил Ивановское пожарное училище, академию Государственной противопожарной службы МЧС России в Москве, старался повышать квалификацию.

– Лучше закрепить навык на тренировке, чем на реальном пожаре, – говорит Сергей Мищенко.

Видя, как мчится по дороге пожарная машина, он всегда про себя желает: «Сухих рукавов вам, ребята».



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments