Неотправленные открытки, уроки французского и конь, полакомившийся сёмгой. Жители НАО вспоминают свои студенческие годы

Сегодня, 25 января, в России отмечают День студента. Мы попросили жителей округа рассказать о любимых предметах в университете и самых ярких случаях студенческой жизни


Фото предоставлено героями материала

Учитель истории и обществознания школы №4 Татьяна Кустышева первое образование получала в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже. В 1977 году здание было тем же, что сейчас на улице Выучейского, но учились там одни девчонки.

– Мы были первыми студентами, кто пришёл на учёбу после 10-го (сейчас это был бы 11-й) класса. Даже преподаватели говорили, что им непривычно работать с такими взрослыми студентами – обычно все приходили после 8-го класса. Учились в педколледже одни девушки, а в ГПТУ (сейчас – Ненецкое профессиональное училище – прим.ред.) одни парни. Помню, мы договаривались, чтобы провести совместные вечера, – рассказывает Татьяна Кустышева.

Она вспоминает работу на сенокосе в начале учебного года. Тогда директором педколледжа была Ульяна Апполоновна Истомина, она много писала о жизни андегского колхоза, отправляла туда на помощь студентов.

– Всех первокурсников в начале сентября на неделю отправляли на сенокос. Общее дело помогало сдружить ещё малознакомых студентов. Для меня эта работа была привычной, в семье держали корову. На сенокосе произошёл один смешной случай: молодой человек хотел за нами поухаживать, принёс кусок сёмги. В то советское время не принято было угощаться, мы поскромничали и продолжили грести траву. Потом слышим, он ругается. Его лошадь съела всю рыбу! – смеётся рассказчица.

Фото предоставлено героями материала

По окончании колледжа Татьяна вернулась в родную Тельвиску, преподавала в начальных классах. У её мамы Анфисы Фатиновны Дуркиной была мечта – чтобы хоть кто-то из шести детей получил высшее образование. Юная Таня пообещала, что непременно исполнит это желание.

– Я и ещё двое учителей из Тельвиски – Галина Вячеславовна Головёшкина и Вера Васильевна Семяшкина – отправились поступать на заочную учёбу в Архангельский педагогический институт (сейчас САФУ). Я очень любила историю и математику, сделала выбор в пользу первого предмета. Помню, уезжая, спросила директора тельвисочной школы: «А что, если я не поступлю? Так стыдно будет, учитель, и не смогла», но он меня подбодрил, сказав, что всё получится. Так и сложилось. Учиться было непросто, у многих уже были дети, семьи и работа, но старались. Каждый раз себе обещали после очередной сессии, что начнём готовиться к экзаменам сразу, как приедем домой. А дома – быт, дела, и всё повторялось, – улыбается Татьяна.

Фото предоставлено героями материала

Она очень любила слушать рассказы о студенчестве своей мамы.

– Мама очень любила учиться сама. Её родители, мои бабушка и дедушка, трудились в колхозе в Вижасе. Тогда было так: если твои родители в колхозе, то и ты будешь работать там. Но мама так не хотела. Только образование могло помочь выйти из колхоза. Она всегда прилежно училась, после школы уехала работать на метеостанцию в Фариху, там познакомилась с моим отцом, они перебрались в город, – рассказывает учитель.

В Нарьян-Маре Анфиса Фатиновна сразу же поступила учиться на ветеринара в Школу народов севера (сейчас НАЭТ).

– У мамы уже была дочь на руках, родился сын. Малышей приняли в детский сад, в перемены между парами мама бегала туда его кормить! И ведь это не помешало ей получить отличные знания – в дипломе были почти одни пятёрки, четвёрку редко встретишь, – восхищается Татьяна Кустышева.

Бонжур, Хелен! 

Елена Карпачёва 42 года проработала в Окружном противотуберкулёзном диспансере, сейчас на заслуженном отдыхе. Годы студенчества в Тюменском государственном медицинском институте  называет светлым временем, но тут же добавляет: от сессии до сессии живут студенты весело – это не про студентов-медиков, которые действительно хотят учиться.

– Во время учёбы жили в общежитии – шесть человек в комнате. Жили дружно, но заниматься было тяжело, на этаже был всего один читательский кабинет. Особенно интересна мне была анатомия, терапия, диагностика заболеваний. А вот когда начался курс хирургии – сразу поняла, что хирургом не стану. В целом, мне нравились все специальные предметы. Сложно давалась фармакология, гистология, но садились и учили. Окончила университет с дипломом врача общей практики, уже позже проходила курсы по фтизиатрии. Любовь к медицине пришла во время работы, и всегда благодарила родителей и родственников, что посоветовали мне пойти учиться на врача, – рассказывает Елена Карпачева.

Фото предоставлено героями материала

Из непрофильных предметов любила французский язык.

– Я не произношу букву Р, картавлю. В группе у нас был ещё один человек с такой особенностью, Миша Северин. Наш преподаватель французского языка каждую пару начинал с персонального приветствия: «Бонжур, Хелен! Бонжур, Мишель!». У меня была твёрдая пятёрка по французскому, – смеётся собеседница.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Хулиганская поездка в Ленинград 

Ольга Кычина много лет работает фельдшером в посёлке Выучейском, сама родом из Индиги. Училась по специальности в Архангельском медицинском училище (сейчас колледж). Поступила после школы в 1983 году.

– Мне тогда было лет 17. Поступать ездила вместе с родителями на морском судне «Юшар» в Архангельск. Вообще, мне хотелось много кем быть. Мечтала поступить в музыкальное училище, но как-то не сложилось. Также подавала документы в Санкт-Петербург на милиционера, но оттуда мне пришло письмо, что они берут только мальчиков. В итоге поступила в медицинский. Не могу сказать, что всю жизнь мечтала быть медиком. Но сейчас вспоминаю, как в детстве часто представляла, что работаю фельдшером и вежливо говорю пациентам: «Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. Что вас беспокоит?». Может, тогда уже была определена моя судьба, – с улыбкой предполагает собеседница.

Фото предоставлено героями материала

Группу, где училась Ольга, хвалили, преподаватели отмечали их старательность. В коллективе из 30 человек учились одни девушки. Как поясняет героиня, учёба проходила спокойно и без особых происшествий. Медик с ностальгией рассказывает о неотъемлемой части студенческой жизни всей советской молодёжи – поездке на «картошку»:

– Помню, ездили в сентябре на «картошку». Сначала на автобусе добирались, потом через реку переправлялись на судне, а дальше на грузовиках. Жили в деревне, и там была очень красивая церковь, большая такая, с расписными дверями. Там поселились в двухэтажном деревянном здании. Собирали не только картошку, но и турнепс. Один раз нас вывозили в соседнюю деревню на дискотеку, мы там болтались в закрытой машине без окон. Сейчас это так смешно звучит...

Фото предоставлено героями материала

Училась студентка прилежно. Но в арсенале историй Ольги есть и хулиганский случай.

– Ежегодно нам надо было посещать первомайские демонстрации. Кстати, один раз я даже попала в новости, когда шла с транспарантом по площади. И вот, в какой-то раз с моей соседкой по комнате и девочками из другой комнаты на майские выходные мы решили не идти на демонстрацию, а отправиться к подругам в Ленинград. Тогда я впервые ездила на поезде. В Северной столице мы посетили Дворцовую площадь и смотрели салюты, гуляли по городу. Когда вернулись, одной девушке из нашей компании влепили выговор за пропуск демонстрации – так как она была комсоргом, – отмечает фельдшер.

В общежитии героиня жила с землячкой из Ненецкого автономного округа: её соседка Татьяна – уроженка Усть-Кары, с ней Ольга Кычина до сих пор поддерживает общение. А что касается остальных одногруппников – со многими связь потеряна.

Фото предоставлено героями материала

– Когда только окончила учёбу, то в первый год написала всем сокурсницам открытки, 30 штук подготовила. И только потом, спустя годы, я обнаружила, что забыла их отправить. Так они и лежат где-то дома, – смеётся наше героиня. – Когда появился интернет, то получилось разыскать многих ребят, с кем-то иногда переписываемся.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments