Инициативное бюджетирование: консолидация усилий для улучшения жизни в поселениях
О новом механизме субсидирования муниципальных образований в интервью nao24.ru рассказал руководитель Департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления и внешним связям Ненецкого АО Павел Рахмилевич
– Павел Захарович, что такое инициативное бюджетирование и чем оно отличается от конкурса грантов для муниципальных образований, который проводился ранее?
– Самое главное в этом нововведении – участие граждан в разработке проектов по улучшению жизни в поселениях. Это могут проекты в различных сферах, но в приоритете благоустройство территорий, озеленение дворов и площадей, уличное освещение, обустройство мусорных контейнеров, кладбищ, природоохранные мероприятия, утилизация отходов. Мы предусматриваем, что за счет средств окружного бюджета будет финансироваться 89% стоимости проекта, 11% - собственное финансирование муниципалитета, в том числе это могут быть средства граждан. Кроме того, жители могут участвовать не только путем денежного вклада, но и трудового. Именно это позволяет нам создать некоторый стимул для граждан. Мы не просто распределили межбюджетные трансферты, благополучно освоили и забыли про них. Это другой порядок: граждане выходят с инициативой и участвуют в разработке проектов, соответственно появляется большая заинтересованность в контроле за качеством исполнения проекта.
– Каким образом граждане могут участвовать в проекте?
– Каждый объем работ имеет какую-то стоимость. Если те или иные работы будут произведены за счет денег, поселение получит нулевой балл. Если в заявке говорится о том, что работы будут сделаны своими силами – люди сами покрасят забор, установят детскую площадку, посадят деревья – это будет участие граждан, за это полагаются баллы. Трудовое участие может быть и со стороны организаций: школ, НКО, колхозов, предпринимателей. Мы попытались продумать механизм так, чтобы общество консолидировано подходило к благоустройству своих поселений.
– Какие еще критерии предъявляются к проектам помимо участия граждан и приоритетности?
– Объем местного бюджета: в зависимости от количества вложенных денег муниципалитета, повышается балл. Также это средства населения, трудовое участие людей, охват населения, задействованного в проекте. Есть там такой критерий как социальный эффект, т.е. сколько человек получат пользу от реализации этого проекта.
– Как будут распределяться субсидии?
– На сегодня принято Положение, предусмотрены средства в бюджете в сумме 5 млн рублей. До 15 августа мы принимаем заявки от муниципальных образований, в сентябре планируем выдавать гранты. Сумма субсидии не более 1 млн рублей. При этом каждый муниципалитет может подать не более двух заявок, за исключением Нарьян-Мара: городская администрация может подать четыре заявки. Поселения, которые получили наибольшее количество баллов, получат гранты в первую очередь в пределах заявленных сумм. Далее распределение денежных средств идет по нисходящей пока не будет исчерпана вся сумма.
– Как будут отбираться проекты, которые будут профинансированы?
– Будет сформирована конкурсная комиссия, куда войдут представители различных органов исполнительной власти, Ассоциации муниципальных образований, администрации Заполярного района. Мы будем принимать решение исходя из обозначенных критериев. Решение комиссии будет опубликовано в «Няръяна Вындер» и отправлено в администрацию округа. На основе этого документа принимается правовой акт о выделении субсидий, затем денежные средства доводят заявителям. Есть риски, связанные с тем, что достаточно поздно приняли Положение. С учетом северного завоза муниципалитеты могут что-то не успеть, но документ предусматривает, что переходящие остатки, можно будет использовать в следующем году.
– Чего ожидаете от инициативного бюджетирования?
– Для нас важно, чтобы граждане сами определяли, что в поселении необходимо улучшить и на что потратить средства. Когда администрация поселения принимает решение, это многих может не устраивать. Первый аспект – мы повышаем активность граждан. Они сами будут отвечать за свою территорию и участвовать в улучшении жизни поселения. Во-вторых, повышение качества этих проектов. Когда человек вложит личный труд и средства, в подавляющем большинстве случаев он будет контролировать качество проводимых работ и дальше следить за эксплуатацией этих объектов. Это эффективнее, чем просто раздача субсидий.
Мнение глав муниципальных образований
Виктор Таратин, глава администрации МО «Приморско-Куйский сельсовет»
– Ежегодно встречаясь с населением, мы пытаемся выяснить, чтобы они хотели увидеть в поселении в качестве благоустройства. В основном люди высказываются за устройство тротуаров. В поселке движение достаточно интенсивное, дороги используются пешеходами, велосипедистами, автомобилистами, потому тротуары стали актуальны. Будем выходить с проектом по обустройству тротуаров в поселке Красное. Еще хотим благоустроить улицу Оленная на въезде в Красное. Там тоже необходимы тротуары и озеленение. Как вариант рассматриваем новогоднее светодиодное украшение поселка. Люди не раз говорили о мини-площадке для футбола и хоккея, но пока с местом не определились. Есть идеи установить кованые металлические ограждения, у нас замечательный кузнец в поселке живет. Словом мероприятий у нас много, но на все денег сразу не хватит.
Сергей Задорин, глава администрации МО «Пустозерский сельсовет»
– В Хонгурее есть что благоустраивать, в Оксино надо отдельные территории приводить в порядок, в Каменке необходимо изготовить спортивную площадку, ветхая уже стала. Сейчас анализируем всю ситуацию, к сожалению, осталось очень мало времени. В период такой попали, что все инициативные жители в отпусках. Минимальное количество людей, которые бы хотели поучаствовать, к сожалению, участвовать не будут. Если в этом году не успеем, то будем на следующий год подавать. Думаю, программа хорошая, так как люди будут видеть результаты своей работы и в дальнейшем совещаться с муниципалитетом по вопросам благоустройства.
– Павел Захарович, что такое инициативное бюджетирование и чем оно отличается от конкурса грантов для муниципальных образований, который проводился ранее?
– Самое главное в этом нововведении – участие граждан в разработке проектов по улучшению жизни в поселениях. Это могут проекты в различных сферах, но в приоритете благоустройство территорий, озеленение дворов и площадей, уличное освещение, обустройство мусорных контейнеров, кладбищ, природоохранные мероприятия, утилизация отходов. Мы предусматриваем, что за счет средств окружного бюджета будет финансироваться 89% стоимости проекта, 11% - собственное финансирование муниципалитета, в том числе это могут быть средства граждан. Кроме того, жители могут участвовать не только путем денежного вклада, но и трудового. Именно это позволяет нам создать некоторый стимул для граждан. Мы не просто распределили межбюджетные трансферты, благополучно освоили и забыли про них. Это другой порядок: граждане выходят с инициативой и участвуют в разработке проектов, соответственно появляется большая заинтересованность в контроле за качеством исполнения проекта.
– Каким образом граждане могут участвовать в проекте?
– Каждый объем работ имеет какую-то стоимость. Если те или иные работы будут произведены за счет денег, поселение получит нулевой балл. Если в заявке говорится о том, что работы будут сделаны своими силами – люди сами покрасят забор, установят детскую площадку, посадят деревья – это будет участие граждан, за это полагаются баллы. Трудовое участие может быть и со стороны организаций: школ, НКО, колхозов, предпринимателей. Мы попытались продумать механизм так, чтобы общество консолидировано подходило к благоустройству своих поселений.
– Какие еще критерии предъявляются к проектам помимо участия граждан и приоритетности?
– Объем местного бюджета: в зависимости от количества вложенных денег муниципалитета, повышается балл. Также это средства населения, трудовое участие людей, охват населения, задействованного в проекте. Есть там такой критерий как социальный эффект, т.е. сколько человек получат пользу от реализации этого проекта.
– Как будут распределяться субсидии?
– На сегодня принято Положение, предусмотрены средства в бюджете в сумме 5 млн рублей. До 15 августа мы принимаем заявки от муниципальных образований, в сентябре планируем выдавать гранты. Сумма субсидии не более 1 млн рублей. При этом каждый муниципалитет может подать не более двух заявок, за исключением Нарьян-Мара: городская администрация может подать четыре заявки. Поселения, которые получили наибольшее количество баллов, получат гранты в первую очередь в пределах заявленных сумм. Далее распределение денежных средств идет по нисходящей пока не будет исчерпана вся сумма.
– Как будут отбираться проекты, которые будут профинансированы?
– Будет сформирована конкурсная комиссия, куда войдут представители различных органов исполнительной власти, Ассоциации муниципальных образований, администрации Заполярного района. Мы будем принимать решение исходя из обозначенных критериев. Решение комиссии будет опубликовано в «Няръяна Вындер» и отправлено в администрацию округа. На основе этого документа принимается правовой акт о выделении субсидий, затем денежные средства доводят заявителям. Есть риски, связанные с тем, что достаточно поздно приняли Положение. С учетом северного завоза муниципалитеты могут что-то не успеть, но документ предусматривает, что переходящие остатки, можно будет использовать в следующем году.
– Чего ожидаете от инициативного бюджетирования?
– Для нас важно, чтобы граждане сами определяли, что в поселении необходимо улучшить и на что потратить средства. Когда администрация поселения принимает решение, это многих может не устраивать. Первый аспект – мы повышаем активность граждан. Они сами будут отвечать за свою территорию и участвовать в улучшении жизни поселения. Во-вторых, повышение качества этих проектов. Когда человек вложит личный труд и средства, в подавляющем большинстве случаев он будет контролировать качество проводимых работ и дальше следить за эксплуатацией этих объектов. Это эффективнее, чем просто раздача субсидий.
Мнение глав муниципальных образований
Виктор Таратин, глава администрации МО «Приморско-Куйский сельсовет»
– Ежегодно встречаясь с населением, мы пытаемся выяснить, чтобы они хотели увидеть в поселении в качестве благоустройства. В основном люди высказываются за устройство тротуаров. В поселке движение достаточно интенсивное, дороги используются пешеходами, велосипедистами, автомобилистами, потому тротуары стали актуальны. Будем выходить с проектом по обустройству тротуаров в поселке Красное. Еще хотим благоустроить улицу Оленная на въезде в Красное. Там тоже необходимы тротуары и озеленение. Как вариант рассматриваем новогоднее светодиодное украшение поселка. Люди не раз говорили о мини-площадке для футбола и хоккея, но пока с местом не определились. Есть идеи установить кованые металлические ограждения, у нас замечательный кузнец в поселке живет. Словом мероприятий у нас много, но на все денег сразу не хватит.
Сергей Задорин, глава администрации МО «Пустозерский сельсовет»
– В Хонгурее есть что благоустраивать, в Оксино надо отдельные территории приводить в порядок, в Каменке необходимо изготовить спортивную площадку, ветхая уже стала. Сейчас анализируем всю ситуацию, к сожалению, осталось очень мало времени. В период такой попали, что все инициативные жители в отпусках. Минимальное количество людей, которые бы хотели поучаствовать, к сожалению, участвовать не будут. Если в этом году не успеем, то будем на следующий год подавать. Думаю, программа хорошая, так как люди будут видеть результаты своей работы и в дальнейшем совещаться с муниципалитетом по вопросам благоустройства.
Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей