Культура 1-12-2019, 14:39

1 декабря в Нарьян-Маре пройдёт спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз рассказал НАО24, что за спектакль состоится на главной сцене столицы Ненецкого автономного округа


Сегодня, 1 декабря, во Дворце культуры «Арктика» состоится премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина». Он живёт на мировой театральной сцене уже семь лет и показывался множество раз не только в Москве, но и по всему миру. На главной сцене заполярной столицы впервые выступят актёры «Школы современной пьесы». Как рассказал Иосиф Райхельгауз, говоря о пьесе Михаила Хейфеца, послужившей основой постановки, руководитель театра давно не встречался с материалом такой сложности. Всё дело в том, что автор оригинального произведения в форме комедии раскрывает довольно серьёзные темы. При этом художественный руководитель и режиссёр спектакля впервые ставит спектакль такого масштаба в столь малонаселённой северной провинции.

– Иосиф Леонидович, спектакль в Нарьян-Маре проходит при поддержке государственной программы «Большие гастроли» Министерства культуры РФ. Где ещё с этой постановкой вам удалось побывать?

– Наш театр достаточно много гастролирует и по миру, и по всей стране. Мы играли и на Курилах, в Южно-Сахалинске и Хабаровке, несколько раз во Владивостоке. С этим спектаклем также побывали в Индии, Австрии и Венгрии. Несколько раз отыграли постановку в Вене, Берлине, Одессе и других городах. Поэтому, когда Министерство предложило поставить спектакль в Нарьян-Маре, мы сразу согласились. Естественно, нам стало интересно, ведь это довольно необычное место.

– Какие у вас первые впечатления от города?

– На данный момент желающих посмотреть нашу работу очень мало, что не может не огорчать. Понимаете, где бы мы ни были, нас всегда ждали аншлаги. Чаще всего, мест просто нет и нас просят дать повтор. Ведь «Спасти камер-юнкера Пушкина» идёт в непривычном для зрителя соотношении – в нём нет классической сцены. Сейчас мы решили перестроить пространство Дворца культуры, чтобы убрать ощущение пустого зала. Хотя по моим личным впечатлениям Министерство делает округу подарок, а он никому и не нужен. Поэтому я так печально настроен. Дело в том, что я довольно известный человек. По роду деятельности преподаю и ставлю спектакли по всему миру, пишу книги. Из-за чего обычно на гастролях у меня нет ни одной свободной минуты. Мастер-классы, интервью, диалоги с деятелями искусств и лекции со студентами… А здесь я уже просто сижу второй день, меня словно скинули на парашюте в пустыню. Ощущение заброшенности и ненужности, словно все друг другу мешают.

– Побывав в разных уголках мира, вам наверняка приходилось общаться со зрителями. Есть ли различие в театральной публике по регионам или странам?

– Вижу, что какого-то принципиального различия между зрителями нет. Будь то или Париж, или Берлин, или Индия. Не говоря уже о странах СНГ. Везде есть интеллигентные, грамотные, образованные люди, небезразличные к театру и разбирающиеся в его драматургии, режиссуре и сценографии. Сегодняшний спектакль получил разнообразные премии именно за неожиданные решения, необычную тему и сценографию. Повторюсь, везде есть люди, соответствующие театру, а театр всегда соответствует зрителю. Мы никогда не жалуемся на публику, зритель всегда прав. Даже если сегодня придёт мало людей, они тоже правы. В том, что им не донесли эту информацию. Это их право.

– На какую аудиторию рассчитана постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина»?

– Абсолютно на любую. Считаю, что театр – это такое место, куда люди приходят поразмышлять над своей жизнью и жизнью сценических персонажей. Они приходят, чтобы что-то почувствовать. Поэтому театр должен быть доступным. Ведь Станиславский, когда открыл МХАТ, назвал его «общедоступным».

– По вашему мнению, Год театра как-то повлиял на эти учреждения культуры?

– Отчасти он активизировал жизнь и работу театров, но я не думаю, что произойдут конкретные изменения. Может, в таких маленьких городах, он помог познакомиться с театральным искусством. Хотя в этом плане, у программы «Большие гастроли» есть возможность приблизить театр к зрителям. Это очень позитивная и правильная программа. Ведь театр всегда убыточен. По России ездит очень много антреприз без декораций, света, звука и даже костюмов. Их посещаемость держится исключительно на имени артиста. Когда едет стационарный театр с труппой в пять артистов, необходим персонал, обслуживающий свет, звук, декорации, реквизит и так далее. В этом случае, повторюсь, театр убыточен. В том, чтобы дать возможность людям Нарьян-Мара увидеть полноценный спектакль, и заключается назначение Министерства культуры.



Справка НАО24:
Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» состоится 1 декабря в 19 часов на главной сцене Дворца культуры «Арктика». Стоимость билетов от 500 до 700 рублей, дополнительная информация по телефону 2-16-88.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments