Когда работа даёт свои плоды. Интервью с руководителем Ненецкой агропромышленной компании


Фото: Алексей Волков/nao24.ru 

Когда заходишь в пятую теплицу тепличного комбината, то сначала попадаешь в полутьму, а затем словно выходишь на ярко освещённую арену. Наша беседа с Леонидом Чебыкиным о будущем и настоящем агропромышленной компании начинается здесь. 

- Раньше было пять теплиц, три из них снесли, а эта, где мы сейчас находимся, так и осталась для нас пятой. Привыкли уже, - рассказывает Леонид. 

В первой части теплицы, которая в полутьме, несчётное количество металлических труб – больших и малых. Они буквально везде. Это, так сказать, время, когда карета превратилась в тыкву. Карета в этом смысле – свежие огурчики, за которыми надо приходить сюда, конечно, не в конце ноября, а весной и летом. Тогда тут красиво, зелено и светло. Тыква – собственно, те самые трубки, которые мы сейчас и лицезреем, но без них тоже никуда. Для понимания процесса даже лучше. Леонид рассказывает о тонкостях выращивания овощей. 

Фото: Инга Артеева

- Мы первый год отработали, используя малообъёмные технологии. Раньше мы использовали грунт, завозили плодородную землю, формировали грядки и сажали растение. Но в итоге ушли от этого способа, потому что требуются большие средства для обработки почвы, а болезни растений идут именно оттуда, - объясняет руководитель Ненецкой агропромышленной компании, показывая на ткань типа мешковины. На неё положат утеплитель, специальные маты и потом посадят растения.  Это и есть малообъёмная технология, которая дала свои плоды в прямом смысле слова. 69 тонн огурцов с матами против 30 тонн плодов с грунтами. Разница ощутимая.

- На следующий год эта часть теплицы будет засажена томатом, - продолжает на ходу Чебыкин и показывает растворный узел – несколько больших баков и компьютер, в который заносятся данные. Агроном составляет рецептуру раствора, машина всё это дело замешивает, готовит питательную смесь, которая подаётся растениям при помощи системы насосов. Правда, есть одно но – у томатов и огурцов разные требования к питанию, соответственно и раствор для них готовят разный. Компания планирует закупить дополнительный растворный узел.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru 

- Вообще томаты не основная культура для нас, в этом году мы 1 900 кг сняли, до этого меньше тонны было, упор больше на огурцы, - говорит Леонид Чебыкин. 

В Ненецкой агропромышленной компании он уже 17 лет и прошёл все ступени. Окончил АГТУ и заочно – Тимирязевскую академию. Начинал работать на тепличном комбинате, трудился завскладом, специалистом, руководителем отдела маркетинга, начальником отдела закупок и реализации. В октябре этого года утверждён генеральным директором НАК, сменив на посту Анатолия Чудочина, который, по словам нашего собеседника, сделал очень многое для компании – это целая отдельная история. 

Наше интервью проходит в тепличном комбинате – это лишь малая часть вотчины Чебыкина. На сегодняшний день в структуру Ненецкой агропромышленной компании также входят животноводческий комплекс на Факеле, ферма в Оксино, ферма по доращиванию молодняка в Тельвиске, цех переработки молока в городе. Плюсом сюда добавим два небольших стада оленей – четыре тысячи голов. Во всей этой многопрофильной организации трудятся 230 человек.  

- Конечно, основное направление для нас – молочное животноводство. В этом году мы сделали ремонты на всех фермах: на Факеле в одном дворе установили новый молокопровод, заменили систему водопоения животных, в Оксино отремонтировали сепараторное отделение, в Тельвиске – стойловое. На сегодняшний день у нас 386 дойных коров, из них 306 на Факеле, остальные – в Оксино. Поголовье вместе с молодняком – более 800. Всё мясо КРС идёт на мясокомбинат, собственной переработки у нас нет, - Чебыкин с лёгкостью оперирует любыми цифрами. Кажется, разбуди его ночью – расскажет всё про молодняк и дойных коров. Ну а как иначе может быть? 

За разговорами о молоке выходим на ту самую ослепительно зелёную часть теплицы – мой фотоаппарат сходит с ума, пытаясь автоподстроить баланс белого.   

Фото: Алексей Волков/nao24.ru 

- Из чего складывается субсидия на молочную продукцию? Дотация выделяется на возмещение части затрат, - Леонид Чебыкин объясняет калькуляцию стоимости молочки, застыв на пару минут между гидропонными установками. По левую руку от моего собеседника – нескончаемые ряды салата, по правую – петрушки. Ярко, с непривычки рябит в глазах. 

- Субсидия помогает нам снизить затраты, заниматься модернизацией, увеличить прибыль и пустить её на нужды предприятия. Большим подспорьем стало решение губернатора Юрия Бездудного, озвученное на заседании сельскохозяйственного совета. Ставка субсидии до конца этого года и в 2023 году составит 75 рублей на литр молока, а было 58. Также до 95% возмещаются затраты на модернизацию. Всё это позволит предприятию крепко стоять на ногах и приступить к реализации крупных проектов – как пример, животноводческий комплекс в Оксино.

Директор НАК поясняет, что ставка субсидии в 75 рублей сохранится при одном важном условии – если стоимость молочной продукции останется прежней. 

- Это условие мы выполняли и раньше, будем выполнять его и в следующем году, - сообщил хорошую новость для жителей НАО Леонид Чебыкин. 

… Сотни горшочков с рассадой сливаются в одно зелёное целое. 

Фото: Игорь Ибраев 

- Установка гидропонная стеллажная, - мой экскурсовод по тепличному комбинату будто зачитывает строчку из энциклопедии, подбирая правильную дефиницию для описания бесчисленной зелени. В начале теплицы – камера проращивания, похожая на холодильник. На листе А4 краткая информация: «Горшки в камере выдерживаются до проращивания семян. Салат – 1,5 суток, укроп – 3-4, петрушка – 3-5». Без этой камеры дело бы спорилось в два раза медленнее. 

- Весь цикл от посадки до съёма урожая занимает от 30 до 35 дней. Мы учли потребности населения, под праздники сажаем больше. Выращиваем петрушку, салат, базилик, мяту, кинзу, укроп, мангольд, щавель, в зимние месяцы – редис. К январю посадим рассаду огурца, - продолжает Чебыкин, показывая на листочек со специальный маркировкой. У каждого стеллажа с зеленью указана дата высадки, всё строго. 

- Некоторые жители НАО высказывают претензии по стоимости огурца, - развиваю тему ценообразования. Леонид Чебыкин расставляет все цифры над i:

- Смотрите. На молоко цена фиксированная в течение года. А по огурцу всё по-другому. Тут тоже есть субсидия – 48 рублей на килограмм реализованного. Однако себестоимость всё равно высока. Снимаем урожай с апреля по октябрь, остальное время готовим теплицы – подтапливаем, тратим газ, электроэнергию. Не все люди это понимают. Мы подстраиваемся под рынок. Весной, когда везде огурец дорогой, мы тоже держим довольно высокую цену, потом снижаем. Средняя цена по сезону не больше 130 рублей за кг, а себестоимость, повторюсь, существенно выше. В следующем году мы будем удерживать такую же цену на продукцию, опять же в зависимости от сезона. 

Перед зданием комбината большая территория – года через полтора (постучим по дереву) тут появится современная теплица. 

- Благодаря поддержке главы региона и окружного департамента природных ресурсов даётся новая жизнь проекту по строительству теплицы. Планируем 0,5 га закрытой площади под томаты и огурцы. Самое главное – планируется круглогодичное выращивание. Это будет глобальное инновационное строение, - слово «инновационное» Чебыкин употребляет осознанно, не для красного словца. Одно дело привычная нам теплица на приусадебном участке, совсем другое – производственная. 

- Теплица – это не только стены и крыша, - рассуждает аграрий. – Это технологичное строение – там будет и метеостанция, и система управления микроклиматом. В специальном устройстве будет очищаться углекислый газ и подаваться в теплицу в полезной концентрации для растений, но в то же время это не нанесёт вреда людям. Примерно на 15 человек увеличится штат сотрудников, - рисует перспективы выпускник Тимирязевки. 

Фото: Инга Артеева

Планов у Леонида Чебыкина и его команды, как говорится, громадьё. Всё хочется сделать, чтобы по уму было. Как же везде успеть?

- Я целый день на колёсах. В семь утра приезжаю на нашу базу, что на Рыбников,17. В 8 часов утра в конторе, потом выдвигаюсь на ферму, теплицы, езжу в Тельвиску, Оксино, как позволяет время. Одна из важнейших задач – обеспечить молочкой детей. В семь утра идёт погрузка, в начале девятого машины приезжают в детские сады, - продолжает Леонид.
 - Вы спрашивали, из чего складывается цена молочку, и почему нам так важны дотации из бюджета. Не все понимают экономику, - снова возвращается к вопросу о ценообразовании Чебыкин. – Ферма находится в городе на одному берегу реки, а сенокос проводим на другом. Приходится иметь свой флот. У нас три теплохода-буксира, баржи. Экипажи по три человека, четыре механизированных бригады – нарьян-марская, тельвисочная, макаровская, оксинская. В каждой бригаде в сезон 10-12 человек работает. 

В нашем арсенале техники есть трактора, косилки, прессы, а сколько времени уходит на доставку сена. И ещё – для скота здесь скудный рацион – ни бобовых, ни клеверов. Доставляем концентраты – более 15 лет работаем с одним заводом Белгородской области. 

На выходе из комбината в глаза бросается небольшой стенд «Уголок агронома», милый привет из прошлого. Возможно вскоре здесь появится надпись: «Сегодня состоялось открытие инновационной теплицы». А мы будем ждать. 



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments