Технологии 20-07-2021, 15:51
Источник РИА Новости

Российские учёные нашли способ остановить развитие болезни Альцгеймера

Болезни Альцгеймера и Паркинсона – заболевания головного мозга, при которых постепенная дегенерация нейронов приводит к утрате речи, памяти и мышления. Чаще всего ими страдают люди старше 65 лет.
Фото : пресс-служба УрФУ

Химические соединения, способные остановить дегенерацию нейронов при болезнях Альцгеймера, Паркинсона и других тяжёлых патологиях головного мозга, синтезировали учёные Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ). Исследование опубликовано в журнале European Journal of Medicinal Chemistry.

Учёные УрФУ получили вещества, которые, по их словам, могут обеспечить прорыв в лечении нейродегенеративных патологий. Новые молекулы рядов индолил- и пирролилазинов активируют внутриклеточные механизмы борьбы с одной из главных причин «старческих» болезней мозга – избытком так называемых амилоидных структур, накапливающихся в мозге человека с возрастом.

– Наши соединения активируют синтез особых белков теплового шока и вызывают их накопление в клетке. Белки этого типа позволяют обезопасить нейрональную ткань от избытка токсичных амилоидов и защитить клетки от различных видов стресса, в том числе – протеотоксического стресса, характерного для нейродегенеративных заболеваний, – рассказала профессор кафедры органической и биомолекулярной химии УрФУ Ирина Утепова.

Важные преимущества соединений из рядов индолил- и пирролилазинов – выгодная технология синтеза и низкая токсичность, отметили учёные.

Полученные соединения были апробированы на клеточных моделях болезни Альцгеймера и вторичных повреждений после черепно-мозговых травм. В обоих случаях новые вещества продемонстрировали существенный терапевтический эффект, повышая выживаемость нейрональных клеток, сообщили авторы работы.

Наиболее эффективное соединение было протестировано на живых тканях крыс со вторичными повреждениями после черепно-мозговых травм. По словам учёных, применение пирролилазина в реабилитационной терапии позволило животным избежать появления двигательных нарушений и дегенерации нейронов гиппокампа.