Как оседлать хаски, знает житель заполярного Нарьян-Мара

Появится ли в Ненецком округе Федерация ездового спорта, покажет время. А пока журналист НАО24 попытался раскрыть секреты приучения хасок к упряжке.

 


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Голубоглазые, сильные, красивые и свободолюбивые собаки становятся порой настоящим проклятием для владельцев. Ужиться с хаски в городской квартире не просто трудно, а очень трудно. Но некоторым всё же удаётся.

– Дочка захотела участвовать в гонках на собачьих упряжках, которые ежегодно проводятся в деревне Каменка, –  говорит Николай Кожевин. – Сначала завели одну собаку, потом втянулись в процесс и взяли ещё одну хаски. Начали потихонечку кататься на выходных, потом стали ездить через день. Теперь вся наша семья вовлечена в процесс. Взяли бы ещё одну собаку, но как ужиться в обычной городской квартире? Всё-таки хаски нужен простор и большой дом.

У юной Алины уже немалый опыт управления собачьей упряжкой. Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Вместе с Николаем, его супругой и дочкой журналист и фотограф НАО24 едут на машине в сторону лесной пригородной зоны, где хаскам самое раздолье побегать в упряжке. В предвкушении прогулки хвостатые пассажиры периодически громко подвывают. Словно хотят внести свою лепту в рассказ хозяина.

– В интернет прочитал как-то, мол, не общайтесь с владельцами хаски, иначе они вовлекут в свою секту, – смеётся Николай. – Если попал, то всё! Личного времени не останется, постоянно будете с собаками в лесу, в грязи, в сугробах, на вылазках в глухомани. И толпами вместе с другими хасканутыми на упряжках будете куда-то мчаться!

Порой тренировки с хаски превращаются в репетицию шумового оркестра. Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Действительно, увлечение хасками передаётся как грипп – воздушно-капельным путём. В  минувшем году жительница Нарьян-Мара обратилась к Николаю с просьбой покатать внуков в упряжке. Потом попросила сделать нарты и захотела завести собаку. В итоге приобрела маламута и потихоньку натаскивает его ходить в упряжке.

– Ездить на снегоходе или оленях тоже здорово, но на собачьей упряжке такой адреналин и эмоции получаешь,– говорит Николай. – Сердечко колотится, особенно на резких поворотах! Ждём теперь, когда река по-хорошему встанет, чтобы можно было по ровной поверхности разгоняться, ездить чаще – в течение рабочей недели, а не только на выходных.

Собак у Николая Кожевина две. Старшему Рею в феврале исполнится три года, младшему Алтаю первого декабря исполнится годик.

Опытный Рей старается не обращать внимания на проделки молодого хвостатого напарника. Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Любопытный и бесшабашный  Алтай всегда готов к любой движухе. Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Специальные нарты для выездки мужчина делает сам. На первый взгляд не отличить от фабричных. Часть упряжи тоже изготавливает самостоятельно: что-то видит и заказывает в интернете, что-то придумывает и мастерит.  К примеру, у Алтая обычный ошейник, а Рею заказывали специальный. А ещё в ездовом спорте собакам приобретают специальные тапочки, чтобы они не травмировали подушечки лап. Есть даже специальные мази для четвероногих лохматых спортсменов. Кроме того, Кожевины своё любимое хобби летом и в межсезонье не бросают – ездят с хаски на велосипедах.

Что возможно, хозяин Рея и Алтая мастерит своими руками. Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

За разговорами добрались до Молодёжного озера, где Рея и Алтая запрягли в нарты. Почувствовав пьянящий воздух близкого старта, питомцы разволновались.

Трудностей у владельцев хаски немало. Собак надо кормить, лечить, выгуливать, вычёсывать и так далее. Бывает, что соседи жалуются на вой и лай, даже вызывают полицию.

– Дома приходится постоянно пылесосить, – говорит хозяин. – Но основная  трудность не в уходе и кормёжке, а в том, что выгул хасок отнимает много времени. Если этих активных и сильных собак не заставлять работать, то их энергия будет направлена на разрушение жилища. Разгрызут всё, что попадётся: стены, обои, линолеум, мебель, обувь и всё остальное. Зато в обучении с ними легко, они очень умные собаки.  Но хитрые и с характером. Дома собаки всё знают, понимают и слушаются, но на улице немножко теряют голову. Важны подход, системность и время, чтобы они абсолютно слушались.

О школе хасок супруги Кожевины пока не мечтают. У всех есть основная работа, а специализированным учреждением для животных надо заниматься целенаправленно и систематически, отдавая всё своё личное время. К тому же гонки на собачьих упряжках это серьёзная дисциплина. Только правила ездового спорта занимают 40 листов формата А4. Каюр должен обладать специальными знаниями и умениями, постоянно участвовать в соревнованиях.. Поэтому  школа хасок остаётся пока за горизонтом реальной жизни, куда на собачьей упряжке из маленького далёкого Нарьян-Мара не доехать. Зато у главы дружного семейства есть вполне реальная цель – создать в регионе Федерацию ездового спорта, тем самым объединив единомышленников. Хасок в округе сейчас много и зачастую они бродят на самовыгуле, ведь удержать их дома сложно.

– Желающим прокатиться на хаски не отказываем и денег за это не берём, – говорит Николай. – Почему бы не устроить детям праздник? Если же принесут несладких вкусняшек для собак­, то не отказываемся.

В месяц на еду для двух собак из семейного бюджета расходуется примерно две с половиной тысячи рублей. Это 15 упаковок мяса и столько же крупы. По возможности прикармливают питомцев рыбой и молочными продуктами.

Участвовать в выездных соревнованиях накладно. Лететь с собаками в самолёте очень дорого и хлопотно, да и оборудование нужно специальное сертифицированное для выступлений. Поэтому питомцы Кожевиных выступают на родной территории в Каменке, откуда родом супруга Николая. Ежегодно в рамках традиционных снегоходных соревнований там проводят гонки на собачьих упряжках.

Гонки на собачьих упряжках в Каменке стали визитной карточкой маленькой заполярной деревни. Фото: Игорь Ибраев/nao24.ru


В 2021 году Николай занял первое место. Фото: Игорь Ибраев/nao24.ru

– Своих питомцев любим и обожаем, – говорит жена Светлана. – К готовке и уборке уже привыкли. Собаки – словно маленькие дети, как можно на них по-настоящему злиться, когда они шумят и играют?  Увлечение мужа вместе с дочкой Алиной целиком поддерживаем, и с удовольствием сами катаемся на нартах.

То, что катание на собачьей упряжке – весёлое, хоть и рискованное путешествие, журналист НАО24 убедился на собственном опыте. Главное, крепко держаться за поручни нарт, иначе при рывке со старта лёгкие нарты встают в глиссер, словно моторная лодка во время набора скорости. Поэтому с непривычки можно улететь в сугроб. Прокатиться удалось со второго раза и, надо признаться, это здорово!

Видео: Николай Кожевин

 

 



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments