Нерпа-перископ, люди за бортом и атлантические гонки. Морские истории от участников кругосветной парусной экспедиции

Прибывшая в Нарьян-Мар парусная регата вызвала у жителей города большой интерес. Корреспонденты НАО24 пообщались с экипажем яхты «Жемчужина». Гости округа следуют из Архангельска в Омск с экспедицией, посвящённой 75-летию Победы

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Постоянная качка, солёный морской воздух и захватывающая  свобода путешествий. Александра Козочкина с детства манило море. Всю жизнь он работал машинистом поезда, а как вышел на пенсию - пошёл учиться парусному делу. На яхте «Жемчужина» он выполняет обязанности помощника капитана. 

- Это была мечта детства, хотел всегда ходить на корабле. Теперь она сбылась. С первого дня пенсии занимаюсь любимым делом. Нравится всё: даже палубу драить - интересное занятие. Семья со мной часто путешествует. Моя супруга и супруга капитана в хороших, добрых отношениях, в прошлом году ходили на Соловецкие острова, - делится Александр Козочкин.

В море он ходит шестой год. Его первое путешествие - экспедиция из Омска на Диксон, расстояние - 2 тысячи километров.

- Начинать нужно с образования: проходишь школу яхтенного рулевого, изучаешь материальную часть, саму яхту, теорию вождения, сдаёшь экзамен - дальше практика. Практику прошёл в первый год, получил удостоверение яхтенного рулевого дневного плавания, и мы отправились в Карское море. Вернулся настоящим моряком, - добавляет Александр.


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Для участников экспедиции, прибывшей в Ненецкий округ, путешествия под парусом - горячо любимое дело. Многие участники делают это вахтами, что даёт возможность уложиться в рамки отпуска и привлечь к путешествию больше новых людей, например, из Русского Географического общества. В Нарьян-Маре вахту сменили два матроса. Но в основном экипаж возрастной: пенсионеры не ограничены временем, что позволяет им насладиться поездкой до конца. 

- Это увлечение, ещё одна потаённая клетка души, которая выражается в таком техническом и экологическом виде отдыха и спорта. Здесь необходимо обладать многими знаниями - природно-климатических условий, движения ветра и воды, надо уметь читать морские карты, знать историю судовождения, оценивать человеческий потенциал каждого в команде. Капитан принимает  решения, проводит большую психологическую работу для себя, прежде чем пойти с этими людьми в плаванье. Это человек-мозг, на самом деле. Он здесь и бог, и царь. Он имеет право даже брак зарегистрировать на яхте в морских переходах. Если кто-то имеет такую необходимость, он записывает в журнале движения, а потом  люди идут в ЗАГС и оформляют брак в рамках государственной записи. Капитан - это человек, который принимает и такие решения, - рассказывает Глеб Плетнёв, руководитель экспедиции и директор по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области».

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Для капитана «Жемчужины» Владимира Вакарина это пятая большая экспедиция. На «Жемчужине» он провожал «Сибирь» в кругосветное путешествие, а потом яхта под его командованием осталась зимовать и ремонтироваться в Архангельске. Сейчас оба экипажа возвращаются в порт приписки - Омск.

- Поход проходит в сложных метеорологических условиях: попали в серьёзный шторм около острова Колгуев. Ветер был до 30 метров в секунду, стояли почти двое суток, а потом зашли в Нарьян-Мар. Во время непогоды вся команда активно помогала в установке якоря. Ветровые условия резко поменялись, якорь сполз. Никто в такие шторма не попадал. У Харасавэя однажды стояли, ветер 45 метров, но мы уже были у причала, - делится Владимир Вакарин.

Капитан «Жемчужины» передаст свои полномочия коллегам в Салехарде: отпуск закончится, он улетит домой, в Омск. Там он преподаёт парусный спорт детям. Владимир Вакарин увлекается им ещё со школы, после университета стал передавать свой опыт будущим морякам. За такой многолетний морской опыт накопилось много историй.


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

- В Павлодаре у нас был такой случай. Когда мы проходили под мостами, яхта «Сибирь» прошла, а «Жемчужина» сбила все свои фонари, её пришлось накренивать на один из бортов, чтобы можно было пройти под мостом. Это случилось, потому что уровень воды поднялся, и пройти под мостами мы не смогли. Когда в обратном направлении двигались, команда подготовилась и специально накренила лодку, несколько человек повисли за бортом, когда она наклонилась. Зато прошли мы без всяких повреждений, - вспоминает капитан «Жемчужины».

В путешествиях нередко можно встретить морских обитателей.

- У Харасавэя видели стадо моржей, 10-12 особей. Постоянно вылазят нерпы: они очень любопытные, вылезут, головкой покрутят и обратно. Можно даже принять их за перископ подводной лодки, если нерпа не очень далеко и тёмная обстановка. Движению они не мешают. На белых медведей мы наткнулись в Харасавэе, пограничники с квадрокоптера снимали и потом прислали нам видео. Выходить за условные ограждения там нельзя, потому что белый медведь летом голодный, не убежишь от него, - рассказывает Владимир.

Яхта «Жемчужина» большая только с виду: 12 метров - длина судна, 12 метров - мачта. Лишь зайдя в трюм, видишь реальные условия жизни путешественников: тёплая, но достаточно тесная каюта. Каждый угол чем-то забит, под что-то используется. 

- «Жемчужина» строилась 8 лет, с 2005 по 2013 год. В 2013-м её спустили на воду, но постоянно что-то здесь достраивается. Наш экипаж - семь человек, это очень много для такой яхты. Нормальных спальных мест шесть: два в носовой каюте, два в кубрике и два в корме, там у нас двигатель, - говорит помощник капитана Александр Сидорец.


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Впрочем, в трюме редко находятся все семь моряков. На яхте есть свои вахты: участники экспедиции сменяют друг друга и делят обязанности, предоставляя каждому возможность отдохнуть. Однако личного пространства не хватает. 

- Иногда есть чувство дискомфорта в тесном пространстве, хочется побыть одному, о чём-то подумать, а такой возможности нет. Была неделя, когда мы вышли в Средиземное море и вахтовали четыре часа через четыре. Устаёшь и делаешь всё на автомате: вахту достоял, пришёл, покушал, лёг спать, поспал четыре часа - и снова на вахту. Задача - просто дойти. Меняешь ребят, идёшь за штурвал и следуешь проложенным курсом,  вся ответственность на тебе, - говорит матрос Константин Малюков. В парусных экспедициях он участвует с 2015 года. В обычной жизни Константин - директор строительной фирмы. 


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Держать курс помогает специальное оборудование. Спутниковая навигация определяет силу ветра и высоту волны, что позволяет принимать верные решения. Необходимые приборы показывают глубину воды, скорость движения, координаты местоположения. Кстати, позвонить родным во время экспедиции можно, даже если экипаж находится в открытом море. 

- Здесь всё увешано оборудованием на самом деле: антенны, рации. Мы идём под спутниковой связью «Иридиум», можем позвонить и написать смс. Голосовые и текстовые сообщения, пусть они недешёвые, мы имеем  возможность  сделать в любой точке. Связь «Иридиум» нам это позволяет, это наши партнёры, которые нам предоставили оборудование, тестируют на нас такие возможности, - объясняет Глеб Плетнёв.


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Команда экспедиции снимает видео о своих буднях, но вот выйти в интернет издалека не получится - только по прибытии в населённые пункты. С фото- и видеосъёмкой экипажу помогает профессиональный фотограф и моряк.
 
- Попал в экспедицию по конкурсу, который проводило Русское Географическое общество. Совпали два моих увлечения: фотография и яхтинг. У меня есть небольшой опыт: хожу на яхтах раз в год на недельку-две, но бывали и длинные переходы. Я был составе гоночного дивизиона атлантической гонки круизных яхт. Это ежегодные гонки, в ходе которых более 200 яхт проходят Атлантический океан в гоночном режиме под парусами, на скорость, - говорит фотограф Роберт Талипов.

После Нарьян-Мара экспедиции отправится на Харасавэй, затем на остров Белый и в столицу Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард, куда они прибудут 3 сентября. Большое путешествие завершится в конце осени в родном для многих моряков Омске. 


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments