16 тысяч часов в небе. Интервью с начальником лётного штаба Асхатом Бадрутдиновым

9 февраля страна отметила День гражданской авиации. В преддверии праздника корреспондент НАО24 побеседовал с Асхатом Бадрутдиновым, начальником лётного штаба Нарьян-Марского объединённого авиаотряда

Фото предоставлено Асхатом Бадрутдиновым

В здании аэропорта нас с фотографом встречает человек, который облетел весь Ненецкий автономный округ на вертолёте и обучил мастерству управления винтокрылой машиной многих других пилотов. В кабинете начальника лётного штаба Асхата Бадрутдинова образцовый порядок, на мониторе компьютера замер готовящийся к взлёту вертолёт.

Выбор отличника

– В Нарьян-Мар я попал по распределению в 1977 году. На последнем курсе училища мы с ребятами стояли у карты и решали, кто куда поедет. Отличникам, среди которых был и я, предоставляли право выбора. Я мог поехать на Дальний Восток, Каспий, но выбрал Заполярье. Отсюда мне было ближе всего добираться до родного Ярославля, – рассказывает Асхат Гарафутдинович.

Он был четвёртым ребёнком в простой семье, не связанной с авиацией. Родители работали на заводе, жили на окраине Ярославля в деревянном доме, который отец построил своими руками. Рядом с домом был военный аэропорт, поэтому небом будущий лётчик грезил с детства.  

До того как попасть на Север, наш герой мог стать военным лётчиком. Поступал в Тамбовское военное лётное училище, но не прошёл медкомиссию. В итоге Асхат Бадрутдинов поступил в Ярославский авиационный центр на курс пилотов вертолёта МИ-1. В дальнейшем освоил в Вязниках Владимирской области вертолёт МИ-4.

Затем наш собеседник продолжил учёбу в Кременчугском училище и через полтора года получил красный диплом пилота МИ-8. В Нарьян-Маре всего за два с половиной года прошёл путь от второго пилота до командира. Для сравнения, сейчас пилотам для этого необходимо летать четыре года. 

– За штурвалом отлетал почти 33 года. Провёл в небе 16 тысяч безаварийных часов и считаю, что главное в гражданской авиации – безопасность полётов. В 2010 году стал начальником лётного штаба, теперь занимаюсь документацией, касающейся деятельности лётного отряда, – говорит Асхат Бадрутдинов.

Фото предоставлено Асхатом Бадрутдиновым

Молодые пилоты

На столе у начальника лётного штаба лежит папка с именем молодого лётчика Павла Молодовского, который выполнил незадолго до нашей встречи зачётный полёт. Асхату Гарафутдиновичу предстоит оформить документы, которые дадут старт истории пилота в лётном отряде.

– Выпускники училищ, которые приходят к нам, вновь учатся и сдают экзамены. Мы проверяем их уровень подготовки и только после этого допускаем молодёжь до тренировки в качестве вторых пилотов. После чего лётчиков определяют в экипаж, где они продолжают совершенствовать профессиональные навыки. Инструкторы смотрят за их теоретическим и практическим уровнем подготовки. Чтобы стать командиром экипажа, необходимо налетать тысячу часов, – отмечает Асхат Бадрутдинов.

Как опытный инструктор он оценивает уровень знаний новичков из училища. По его словам, сложная ситуация с теоретической и практической подготовкой сложилась после перестройки, когда вслед за изменениями в стране ухудшилось качество образования в том числе в лётных училищах.

– Был недостаток финансирования, запчастей и топлива. У инструкторов уменьшилась зарплата. Как результат, сегодня училища испытывают нехватку инструкторского состава. В стране на сегодняшний день пилотов вертолётов для гражданской авиации готовят только в Омском лётно-техническом колледже. И даже там курсанты не могут отлетать практику, потому что мало вертолётов и инструкторов, – сетует Асхад Бадрутдинов.

Он добавил, что бывают и исключения. Не так давно на предприятие пришли пилоты – отличники учёбы, которые уже стали командирами.


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Вертолётчик по призванию

По словам Асхата Гарафутдиновича, пилотом вертолёта становятся по призванию. Для этого требуется сильная мотивация, чтобы справиться с программой обучения.

– Тем, кто идёт в пилоты, необходимо хорошо знать школьную программу. В училище без этих знаний будет трудно. Там сделан упор на математику и физику. Должно быть хорошее здоровье, без этого никуда. Многим кажется, что вертолётчики должны иметь невероятно крепкие нервы. Но это обычная работа. Тут как у водителей автомобиля, только степень свободы больше. Разумеется, нужно быть трудолюбивым, настойчивым, целеустремлённым, – считает Асхат Гарафутдинович.

В качестве инструктора он обучил множество командиров, в том числе Александра Короля, Игоря Образка, Якова Меньшакова.

– Когда видишь плоды своего труда – отличных лётчиков, то это даже приятнее, чем самому летать. У меня тоже были отличные наставники – мой инструктор Владимир Журавлёв и Николай Полубояров, с которым вместе работали. Очень благодарен им. Из таких людей состоит костяк лётчиков, которые сами могут многое и учат других, – рассказал начальник лётного штаба. - Командиры эскадрильи, лётного отряда должны быть и хорошими педагогами. Им необходимо уметь научить других тонкостям лётного дела.

***

На сегодняшний день в списке лётного состава авиаотряда 90 человек. Многие родом из Ненецкого округа, есть пилот из села Несь. Нередки случаи, когда вместе работают отец и сын. В лётном отряде также трудятся уроженцы Архангельска, Северодвинска и других городов Архангельской области.

– Из Омского лётно-технического колледжа выпускают совсем немного пилотов, не более ста. Он, повторюсь, единственный в стране, где готовят пилотов вертолётов. Также приходят к нам из армии по истечении военного контракта. Уходят на пенсию командиры – мои сверстники и люди чуть моложе меня. Кадров не хватает, – подытожил разговор Асхат Бадрутдинов.

Редакция НАО24 поздравляет всех причастных с Днём гражданской авиации. С праздником!


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments