Особенности заполярного кинематографа: Документальный фильм «Голоса Арктики» через призму создателей и героев

Журналисты НАО24 посмотрели документальный фильм «Голоса Арктики» и так вдохновились, что решили пообщаться с создателями фильма – режиссёром Иваном Вдовиным, оператором-постановщиком Евгением Козловым и героиней одной из новелл Анисьей Тайбарей


Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

Иван Вдовин (режиссер)

– У вас был опыт работы с бедуинами (прим. – фильм «Закура») при запредельно высоких температурах, теперь же вы поработали с ненцами кочевниками при арктическом морозе. Что общего было для вас в этих историях, а что отличалось?

– Да, между этими историями +50 с одной стороны, и -50 с другой. В обоих фильмах герои живут насыщенно и интересно в своих мирах, где все предельно ясно. Там люди постоянно находятся в состоянии испытания, и для них это норма. Мне приходилось и там, и там погружаться в эту жизнь вместе с  кочевниками: и в Арктике, и в пустыне, жить вместе с ними, и мне нравилась эта жизнь. Мы с командой сами становились участниками событий, мы не наблюдали со стороны, а погружались в эти миры и вместе с героями проживали их истории. Камера нас уравнивала. Для документалиста это большая удача: от теории и своих представлений переходить сразу к практике. Главная цель, чтобы через яркую фактуру зритель смог погрузиться в историю и спросить себя: а я так смог бы жить? В Арктике мы пережили совершенно новый опыт и очень полюбили эти места и этих людей. Мороз не оказался сильной проблемой. Чтобы выжить там – нужно просто следовать законам тундры, и она тебя примет.


Кадр из фильма «Голоса Арктики»

– А что это за законы?

– Главное – уважать все, что тебя окружает: природу, жилище, тепло.  Вся жизнь ненецкого кочевника строится вокруг оленя. Олень для него всё. И убивая оленя, он делает это с уважением и даже любовью, без жестокости. Мы, городские жители, потребители. Мы не замечаем, что и откуда берется в нашей повседневной жизни.  У нас утеряно это ощущение. В тундре такого нет, всё достигается через соблюдение правил и понимание нормы – никто не будет убивать оленя просто так, всегда возникает вопрос меры и необходимости.


Кадр из фильма «Голоса Арктики»

– Как вам кажется, им удастся это сохранить? Традиции, уклад жизни. Или все канет в лету под гнётом общества потребления, цифровых технологий и поп-культуры?

– Сложный вопрос. Никто не знает. Для человека, который вырос в это среде, возвращение к истокам – важный момент. Даже если человек живет в городе – любит бургеры, сериалы и тусовки ,то, оказавшись в чуме, в тундре, он становится более цельным и сильным. И для него это важно. По моим ощущениям, поколение 20 – 30-летних ненцев сохранит свою культуру, а вот сохранят ли их дети – большой вопрос. Нам было важно создать слепок Арктики через этих людей. Каждый человек, который там живет - носитель уникальных знаний, которые важно сохранить. Но это эксклюзивный, штучный продукт, который никогда не будет популярным.


Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

– Иван, вы определили жанр фильма как «художественный документальный фильм». Можете раскрыть, что это значит?

– Классическое разделение на документальное и художественное кино – некорректно. Более правильно говорить об игровом и неигровом кино. Художественная документалистика – это документальная фактура, обыгранная художественными средствами. Мы создаем оптику, через которую показываем правдивую, непридуманную историю, которая при этом работает по законам драматургии. «Голоса Арктики» – это история, в которой мы наблюдали за героями через «свои очки» и старались раскрыть их глубину и драму.  


Кадр из фильма «Голоса Арктики»

– Вы показали три региона, объединённых Арктикой. В кино они получились совершенно разными и особенными: от людей и оленей до звуков ветра и снега – в НАО, ЯНАО и Якутии они совершенно разные. Каким для вас открылся наш округ? В чем его уникальность в вашей истории?

– В НАО у нас был самая рискованная, экстремальная и поэтому самая интересная часть экспедиции. Мы передвигались на снегоходах 100 км в одну сторону по тундре к чуму. Случилось резкое потепление до +4, техника начала проваливаться,  казалось, что вот-вот и мы утонем. Но мы были в безопасности, нас сопровождали сотрудники МЧС, которые довели нас до точки назначения. Это был незабываемый опыт. Тундра не шутит точно. Зимой там нужно бояться не мороза, а тепла.  Именно в НАО мы попали в самые труднодоступные места, и всё это сопровождалось приключениями с погодой, природой, перелётами на вертолете. Здесь появилось ощущение далёкой тундры – без связи, лент новостей. Ночью пришел холод, обратный путь был без таких приключений, но ночью в тундре можно почувствовать бесконечность. Это было потрясающе.

– После этого опыта, как вы прокомментируете цитату Иосифа Бродского , что  «красота при низких температурах – настоящая красота»?

– Могу сказать, что снег становится волшебным при таком морозе, он блестит и хрустит. Этот звук и свечение ни с чем не перепутаешь. Незабываемые образы, подаренные природой – всё это чистая сказка, других слов не найдется.


Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

– Какие отзывы о фильме  к вам приходят? Как  зрители восприняли картину?

– Мне кажется, фильм приняли очень тепло и эмоционально, люди смеются и плачут там, где это уместно. Мы хотели сделать большое путешествие, которое дарит разные эмоции. У нас это получилось. Для многих документальное кино - что-то размеренное и спокойное, а мы сделали аттракцион, в хорошем смысле этого слова. Мы предоставляем возможность зрителю «нырнуть» в Арктику и пережить новый опыт через нашу историю.

– Да, в кино было много милых и даже смешных моментов/деталей, которые задавали тон всему повествованию.

– Там много юмора и иронии. Арктика в наших историях – тёплая. Мы показали её через простые человеческие радости. Но в тоже время показали, что тундра делает с человеком, как его раскрывает.  Новелла «Красный снег», снятая в НАО, показала Анисью Тайбарей с двух сторон. В Нарьян-Маре и посёлке Красное – это была просто милая и приятная бабушка, к которой внуки приезжают за пирожками. А в тундре, в чуме…. я не буду употреблять слово «мистика», но там она стала другой, с другой энергетикой. Тундра показывает человека: кого-то делает сильнее, кого-то слабее. Анисья Гавриловна раскрылась как мощный человек, в ней чувствовалась такая сила…. духовная сила.


Кадр из фильма «Голоса Арктики»

Анисья Тайбарей (герой новеллы «Красный снег») 

- Анисья Гавриловна, как прошли съёмки?

Это уже четвертый  фильм на моём опыте.  На своём языке говорю свободно, никаких трудностей не возникло. Очень хорошие молодые ребята из съёмочной команды, помогали, где нужно подсказывали, что и как делать объясняли или сами всё делали.  

- Фильм посмотрели уже?

Фильм еще не успела посмотреть, но планирую.  Видела только отрывки. Ничего, нормально. Хорошо со стороны смотрюсь (смеётся).

- Как вам сама идея отрывка, в котором вы снимались?

- Идея понравилась, в тундру слетали, лет 13 уже не была в тундре. Такая ностальгия! Вернулась в свою стезю.  Мы и печку топили, и дрова носили, и варили, и готовили. Хотелось вернуться в эту жизнь снова, очень понравилось. И в своей одежде побыть, в посёлке уже так не ходим, сама её сшила.


Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

- Была ли какая-то история интересная, связанная со съемками?

– Запомнилось, когда мы делали обряд  «дымок». Все прошли через дым , и нужно было остатки в огонь бросить, чтобы всё ушло. Я бросила – и всё как загудело, затрещало! И печка, и труба. Всё они записывали, а звук этот не успели записать. Значит и не нужно было его записывать, должно всё плохое было уйти и ушло. Ещё, когда обратно ехали на семи снегоходах, сильно снег пошёл. Едем, а я и говорю: хоть бы снег прошёл. И через некоторое время он прошёл, прям чистота, как будто по задуманному, и нормально стало ехать.


Евгений Козлов справа. Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

Евгений Козлов (оператор-постановщик)

– Первый ли у вас опыт съёмок в Арктике? В чем его сложность/уникальность? Были ли проблемы с техникой?

– Да, опыт подобный первый. Снимал до этого в Карелии, но с Салехардом это, конечно, не сравнится. Провели хорошую подготовительную работу. Проводили тесты камер, расспрашивали коллег. Во время съёмок утепляли технику, объективы, в том числе и современными обогревателями с электроподогревом. Сами утеплились: Денис Симачев сшил нам специальные огромные куртки, в которых было тепло.   Вообще мы готовились к февральской температуре в -60, но самый холодный мороз нас встретил в Салехарде – -38. Но всё равно без происшествий не обошлось. Один из членов команды отправился на рыбалку с местными и сильно обморозил нос, он почернел даже, мы очень испугались. Но всё обошлось.


Кадр из фильма «Голоса Арктики»

– Какие художественные задачи перед вами стояли?

– Была общая задача – сделать образ Арктики, показать  слияние природы и человека. В каждом регионе эта задача решалась по-своему. Всё зависело от фольклора, истории героя. Мы с ними знакомились и после этого принимали решение о визуализации. Так было и с новеллой «Красный снег». Анисья Григорьевна рассказала нам историю про шамана, и только после этого мы решили использовать эту игру с красным цветом и зарифмовать её с общей картинкой. В итоге красный цвет проходит линией по всему фильму.  Вообще наш режиссёр, Иван Вдовин, здорово объединил нас всех и заразил своей идеей сделать фильм максимально художественным и наполненным образами, я лично впервые работал в таком жанре.


Кадр из фильма «Голоса Арктики»

– Какое решение по вашей части оказалось самым нетривиальным, что вы никак изначально не могли представить, что оно будет именно таким?

– Последнюю сцену, где Денис Симачёв едет по тундре на трэколе с прицепом и исполняет свое произведение. Мы снимали два часа, со многих ракурсов, чтобы показать широту и простор земли. Но в итоговый дубляж вошёл самый последний кадр – фронтальный, который мы сняли просто дополнительно. Мы думали, что сцена будет разнообразной и эпичной, но победила простота и минимализм.


Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

- Каким вам открылся НАО? Что удивило больше всего?

– Впечатлила, конечно,  наша героиня - Анисья. Её одежды, традиции, рассказы про шаманизм. Вообще,  НАО получился богатым на разные образы и предоставил много  материала для фантазии.  Я очень рад, что фильм тепло принимают в местах, где он родился. Хочется, чтобы  как можно больше людей его посмотрело и захотело прикоснуться к этим местам.


Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»

Напомним, фильм «Голоса Арктики»  состоит из трёх новелл, снятых в ЯНАО, НАО и Якутии. За время экспедиции съёмочная группа преодолела 50 тысяч километров, совершила 24 перелёта на самолётах и вертолётах. Сквозным героем всех трёх новелл стал столичный ресторатор и диджей Денис Симачёв. Он отправился в экспедицию на Север, чтобы записать голоса Арктики и свести их в единую композицию. Съемки в НАО были организваны при поддержке губернатора Юрия Бездудного.  

Если ещё не смотрели, то это можно сделать в кинотеатре «Арктика» - расписание показов по ссылке.

Фото: пресс-служба фильма «Голоса Арктики»



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments