Александр Цыбульский ответил на вопрос депутата СД НАО о перспективах Нарьян-Марского авиапредприятия

Представитель партии "Родина" задал вопрос губернатору в конце заседания сессии окружного парламента

Фото: Антон Тайбарей

Сегодня в Нарьян-Маре прошла 12-я очередная сессия Собрания депутатов Ненецкого автономного округа. В ходе заседания было рассмотрено более 30 вопросов. В завершение сессии спикер окружного парламента Александр Лутовинов традиционно предоставил депутатам возможность выступить по тем вопросам, которые не были включены в повестку сессии, и решения по которым в рамках заседания не могут приниматься. Одной из тем, которую озвучил в отведенное для дополнительных выступлений время депутат Андрей Ружников, стал вопрос, касающийся перспектив деятельности АО "Нарьян-марский объединенный авиаотряд".

- Вчера состоялся странный пикет на площади Ленина. Не совсем понятен его смысл. Были флаги КПРФ и авиаотряда. У авиаотряда есть ли какие-то проблемы на сегодняшний день? Есть ли какие-то пути решения этих проблем? Все-таки это наше окружное предприятие, мы все за него очень переживаем и хотим выяснить, что все-таки там происходит, - сказал представитель партии "Родина", обращаясь к губернатору.

Отвечая на вопрос парламентария, Александр Цыбульский отметил, что ту часть вопроса, которая касается состоявшегося в минувший понедельник пикета, лучше задать представителям фракции КПРФ, присутствующим как в зале проведения сессии, так и непосредственно на состоявшемся накануне пикете.

- Я бы отделил политическую составляющую [вопроса - ред.] от экономической и хозяйственной, - начал губернатор. - Действительно, авиаотряд сегодня для экономики округа является абсолютным приоритетом. Правда в том, что парк вертолетов авиаотряда стареет и чёткого плана по обновлению этого парка пока нам, как акционерам предприятия, не представлено, и правда в том, что конкуренция на рынке авиаперевозок стремительно растет.

Александр Цыбульский привёл при этом конкретные примеры, когда недропользователи начали использовать для работы на территории Ненецкого округа вертолетную технику других авиакомпаний, тогда как раньше традиционно работа с нефтяными компаниями была одной из основных статей доходов коммерческого предприятия.

- В силу разных причин в этом году они [авиапредприятие - ред.] не смогли предложить конкурентоспособные условия для того, чтобы выиграть этот конкурс. К сожалению, боюсь, что это может стать тенденцией, потому что сегодня крупные компании-недропользователи активно занимаются усилением своих направлений по авиаперевозкам и закупкой новой авиационной техники, - сказал глава региона. 

Кроме того, Александр Цыбульский высказал мнение о том, что средства, которые сегодня направляют на транспортные расходы жители Ненецкого автономного округа, выезжая за пределы региона и возвращаясь в Нарьян-Мар рейсами российских авиакомпаний, фактически "уходят" их экономики округа в то время, как могли бы оставаться в НАО как в виде прибыли авиапредприятия, так и в виде налоговых отчислений в окружной бюджет.

- Рынок авиаперевозок, если брать только направление "Нарьян-Мар", составляет больше 2 миллиардов рублей. Вдумайтесь в эту цифру. Это очень приблизительная оценка, на самом деле, она будет ближе к трем миллиардам. Это те деньги, которые мы с вами отдаем, и они уходят из экономики округа. И это те деньги, которые у нас с вами есть возможность направить в окружное предприятие и есть возможность получить в бюджет. И тогда вопрос о том, где взять деньги на покупку новых вертолетов, отпадет сам собой. Потому что за счет этой прибыли предприятие может самостоятельно решать этот вопрос и становиться из предприятия, которое просит у бюджета выделить дополнительные средства на покупку новой авиатехники и вертолетов, в предприятие, которое будет вносить в бюджет прибыль, которую мы с вами будем распределять в первую очередь на социальные направления. А не так, как сегодня, - выделять деньги коммерческому предприятию, по сути, оторвав их от социальных направлений, - сказал Цыбульский.

Губернатор отметил также, что на сегодняшний день зарплаты сотрудников предприятия значительно меньше, чем у их коллег в крупных авиапредприятиях России, в том числе региональных.

- И с сегодняшней тенденцией развития у авиаотряда нет понимания, как завтра эти зарплаты будут повышаться, и от того нет понимания, сколько из пилотов останутся работать здесь, а не перейдут в компании крупные. И все это знают, проблема ставится, а решения нет, - сказал глава НАО, подчеркнув, что экономические показатели, которые сегодня представляет руководство авиаотряда, указывают на устойчивую убыточность предприятия в ближайшие 2-3 года, что, соответственно, исключает возможность как повышения зарплат сотрудников, так и обновления авиапарка в ближайшей перспективе.

- Мы с вами, здесь присутствующие, можем принять решение и выделить из бюджета округа полмиллиарда рублей на поддержку предприятия. Но вы сами знаете, что такое бюджет, не мне вам рассказывать. Это сбалансированная система. И если мы будем выделять полмиллиарда рублей, значит, мы откуда-то эти полмиллиарда должны будем забрать. И потом коллеги будут у меня спрашивать: почему не решаются коммунальные задачи, почему не возвращается бесплатное питание детей в школах, почему не возвращается бесплатное дополнительное образование. Потому что в перспективе мы будем давать по полмиллиарда нашему авиаотряду. Мы сегодня уже даем субсидии 250 с лишним миллионов рублей ежегодно. И эта тенденция будет расти, и в этом заключается правда, - отметил Цыбульский.

Резюмируя сказанное, губернатор НАО подчеркнул, что с большим уважением относится к коллективу авиапредприятия.

- Мне действительно очень жаль, что стратегически важное предприятие округа на самом деле сегодня находится в таком состоянии. А еще больше мне жаль, что сотрудники, которые там работают, и повторю, я с огромным уважением отношусь к каждому пилоту с точки зрения их профессиональной деятельности, они становятся заложниками этого ухудшения. И вот у нас с вами сейчас стоит дилемма, - сказал Цыбульский, обращаясь к окружным депутатам, - мы можем либо не обращать на это внимание и делать вид, что этого не существует, либо хотя бы предложить что-то для того, чтобы исправить ситуацию. А что мы можем предложить? Первое - мы должны разработать четкий план обновления вертолетного парка, и в этом направлении мы движемся. Совсем недавно подписали соглашение с "Вертолетами России" о приобретении 10 новых вертолетов, в том числе новейших моделей, которые сейчас будут только вводиться в эксплуатацию. Второе - самолетное направление - самая сложная, самая резонансная история. Действительно, это может быть самым прибыльным направлением, но рисков много. И эти риски действительно обозначает руководство авиаотряда, и мы их слышим. На самом деле, сегодня  с ГТЛК, которая нам готова предоставить в операционный лизинг самолеты, у нас идет серьезный процесс переговоров, которые не допускают большой публичности. И мы не возьмем самолеты до того момента, пока не будем понимать, что они для округа будут выгодны, и пока не снимем те риски, которые обозначены. Это серьезные вопросы, этим надо заниматься. Третье - надо разработать серьезную стратегию развития нашего предприятия и при этом не ограничиваться только границами НАО - здесь мы не сможем быть конкурентными. Мы должны посмотреть, как наше предприятие может быть вписано в целом в систему авиаперевозок Российской Федерации, и мы эту работу тоже ведем совместно с ведущими экспертами в области гражданской авиации. На сегодняшний день она еще не завершена, поэтому нет возможности делать ее публичной. И четвертое - как только мы эту работу завершим, мы, конечно, ни в коем случае, никаких решений кулуарно принимать не будем, и я это неоднократно говорил.

В завершение своего выступления перед парламентариями Александр Цыбульский еще раз подчеркнул, что вопрос дальнейшего развития стратегически важного для Ненецкого автономного округа транспортного предприятия лежит исключительно в экономической и хозяйственной плоскости и не должен являться предметом политических дискуссий. 

- Ни одного юридически значимого решения на сегодняшний день не принято, мы находимся в процессе обсуждения. Но то, что нам критически важно сегодня заняться развитием этого предприятия, это правда. Есть даже такая цитата: "Вы можете не меняться, выживание не является обязательством". Поэтому мы с вами можем не меняться и делать вид, что ничего не происходит. Но только потом, коллеги, мы будем пожинать плоды этого нежелания меняться, - завершил Александр Цыбульский.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments