«К урокам готовимся вместе». История семьи молодых педагогов из Ненецкого округа

НАО24 продолжает серию публикаций о молодых учителях Ненецкого округа. Сегодня мы расскажем о семье двух учителей биологии и географии – Марии Подволоцкой и Илье Вылке


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru 

И мама учитель биологии, и папа – учитель биологии. Муж и жена Илья Вылка и Мария Подволоцкая преподают биологию и географию в школах Нарьян-Мара. Мария учит детей в Ненецкой средней школе имени А.П. Пырерки, а Илья – в городской школе №4. 

– Бывает, мы готовимся к урокам вместе, делимся презентациями друг с другом — это очень удобно. Я часто пользуюсь конспектами Маши, а вот она мои конспекты не любит: они так написаны, что понять их могу только я, – смеётся Илья. 

Мария и Илья вместе учились в Северном (Арктическом) федеральном университете. Профессию преподавателя выбрали в последний момент и не пожалели. 

– У нас в школе была учитель биологии Юлия Николаевна Радюкина. У неё были настолько классные уроки, все дети занимались, все её любили. Эти уроки частично и повлияли на моё решение стать учителем. Я словно часть её энергии отдаю детям, потому что я вспоминаю, как интересно и живо она вела урок. Она очень много в меня вложила, – говорит Мария. 

Одногруппники быстро нашли общие темы: любовь к биологии и малая Родина. Мария приехала на учёбу в Архангельск из Нарьян-Мара, Илья – из Нельмина Носа. Уже на третьем курсе студенты создали семью. 

Ожидание – реальность 

Учебные практики будущие педагоги проходили в Нарьян-Марской школе №4. С нетерпением ждали, когда закончат университет и начнут преподавать. 

– Я все пять лет учёбы ждала, что приду в класс, где дети будут готовиться к моим урокам, слушать внимательно. Мне кажется, что мои уроки — это не скучно. Я никогда не привожу однообразных примеров, стараюсь не вести урок только по учебнику. Детям очень интересны практические занятия. У нас дома есть формикарий – муравьиная ферма, я приносила его на работу. С седьмым классом мы рассматривали его на уроке по теме «Общественные насекомые». Изучали строение формикария, чем он отличается от муравейника в природе, разбирали типы муравьёв. Приносила дождевых червей-старателей, их папа разводит для рыбалки, изучали их. Хочется, чтобы дети это ценили, – делится Мария. 

Молодой учительнице хочется получать больше отдачи, но многие её ученики предпочитают «подремать» за партой, а не послушать материал. Однако, ей всё же удалось заинтересовать в своём предмете некоторых учеников. С одним из них они даже вышли на региональный уровень олимпиады по биологии и экологии. Много лет в НСШ не было олимпиадников по этому предмету. 

– Дети подходят после урока, бывает, продолжаем обсуждать какую-то тему. Иногда просто приходят и спрашивают: «Как у Вас дела?». Это так по-человечески, многим ведь нет дела. Одна ученица встретила меня с семьёй на прогулке и провожала нас до дома. Соскучилась за каникулярное время! Спрашивают, что я принесу на уроки, просят ещё показать муравьёв, – рассказывает Мария. 

Илья преподаёт у многих классов и найти контакт с учениками ему удалось легко. 

– Мне нравится, когда у ребят от моих уроков огонь в глазах. Ученики слушаются. Есть, конечно, те, которым не интересно, которые разговаривают не по теме, могут прийти без тетради и учебника. Иногда нужно делать свой голос на несколько тонов выше. Но это процентов тридцать. Большинство  – заинтересованы. Особенно очень активен пятый класс, на самом деле – лес рук, – рассказывает Илья. 

Очень важна обратная связь от учеников и их родителей. В конце прошлого года многие мамы благодарили, что у детей появился интерес к предмету. А один из семиклассников оригинально поздравил Илью с профессиональным праздником. 


Фото: nao24.ru 

– На день учителя мне ученик нарисовал открытку. Я пришёл на первый урок. Сидит Рома на первой парте и что-то рисует. Потом подходит и говорит: Илья Николаевич, вот, я вам открытку нарисовал. С днём учителя! Меня поразило, что он это сделал искренне, сам, своими руками. Не родители вручили, а он сам сделал. Я до сих пор храню этот рисунок, – показывает самодельную открытку Илья. 

Временные трудности 

Первый год работы в школах был непростым. Так, у Ильи был случай, когда вошедшая в класс ученица спросила, учитель ли он, а затем громко рассмеялась. Сложно было перестроить детей на свой темп ведения уроков. 

– До меня работал учитель, чьи методики были построены только на играх. Он брал любую тему и превращал её в игру. Ученики расслабились: они привыкли играть постоянно. Они меня каждый день просили, давайте поиграем, с нами раньше играли. И это вызвало у меня нежелание проводить игры, – объясняет биолог четвёртой школы.
 
Главной трудностью стала дистанционная учёба. Многие ученики восприняли её как каникулы. 

– Большинство моих учеников сельские. Переход на дистанционную учёбу был своеобразным. Мы никак не могли проверить, делают ли дети задания. Они говорят – нет интернета, нет ноутбуков и телефонов, при этом добавляются в друзья к учителю в социальных сетях. Но заданий не отправляют. Обратной связи от большинства детей – ноль. Одной девочке из Нельмина Носа я передавала задания через родителей Ильи. Много ребят приходилось обзванивать лично. В Бугрино отправляли задания, печатали комплекты. Получали сначала обратно процентов 35. В конце я уже в шутку говорила: давайте мне вертолёт, я полечу по деревням, – вспоминает Мария. 


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru 

– Ни у кого из моих учеников не было проблем с интернетом, но были те ребята, от которых я не мог дождаться заданий до мая. Я нередко видел учеников на улице, спрашивал, почему не отправили задания и слышал: «Я не могу зайти в электронный дневник», «У меня нет возможности отправить» и другие отговорки. У меня очень много учеников, нужно проверять все свои мессенджеры: вайбер, вотсап, электронную почту, «Вконтакте» и электронный дневник. Кто где отправляет задания. Нужно всё собрать, разложить, проверить, – дополняет Илья. 

Листья желтеют не из-за осени 

К воспитанию своих детей Мария и Илья подходят по-научному. Двухлетней Софии и четырёхлетней Марине отвечают на вопросы без прибауток. 

– Мы стараемся формировать у детей адекватную естественно-научную картину мира. Мы не говорим, что листья пожелтели, потому что пришла осень. Мы объясняем – в листьях есть хлорофилл, осенью он разрушается, поэтому изменяется цвет. И, конечно, не рассказываем, что детей находят в капусте или приносит аист, – смеётся Мария, – да, им сейчас это может быть сложно, но девочки переспрашивают и пытаются понять. 

Как только пробьёт полночь, кухонный стол семьи педагогов обрастает тетрадями, распечатанными картинками, тестами и задачами. К урокам приходится готовиться ночью: после работы надо уделить внимание своим малышам. Но главное – поддержка семьи и любовь к своему делу.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments