В смысле на велосипеде? Как спортсмены из НАО отправились в Усинск на двухколёсном транспорте

Информация о том, что велосипедисты из Ненецкого автономного округа добрались на двухколёсном транспорте из Нарьян-Мара в Усинск, всколыхнула местные паблики. Люди шутили о дорогих билетах на самолёт, спрашивали о сброшенных килограммах, сетовали, что не позвали с собой.

Мы поговорили с участниками велопрохода: о подготовке к поездке, сложностях маршрута и личных целях.


Фото: ВелоНАО

Участник велопутешествия №1: Ирина Новосёлова, 34 года. Учитель физкультуры, руководитель клуба любителей велосипедного спорта «ВелоНАО». Цель поездки – самоутвердиться.

– Отправилась в Усинск на велосипеде, чтобы на вопрос «А ты только по городу можешь гонять, по асфальту на 30 километров?» мне было что ответить.

Фото: ВелоНАО

Участник велопутешествия №2: Павел Михиенко, 32 года. Строитель. Цель поездки – испытать себя.

– Поехал, чтобы проверить свои силы, способен ли я проехать такую дистанцию, выдержу ли. Одно дело думать об этом, а другое – взять и сделать.

Фото: ВелоНАО

Два других участника – Дмитрий Бодров и Михаил Чипсанов – крутят педали дальше. Молодые люди едут на велосипедах на Эльбрус, сейчас находятся в дороге.

Дистанция: порядка 400 километров. Маршрут Нарьян-Мар – Усинск, с двумя ночёвками в палатках.

День нулевой, когда глаза горят

Идею отправиться на велосипедах в Усинск предложили Дмитрий Бодров и Михаил Чипсанов. Для них это не первое большое путешествие на двухколёсном транспорте.

Перед велопробегом составили чек-лист – что нужно сделать, прежде чем отправиться в путь.

Техника

- Велосипед для поездки – облегчённый, для далёких расстояний

- Обязательно – провести обслуживание

- Взять с собой необходимые запчасти (тросики, цепи)

Инвентарь 

Всё необходимое туристическое оборудование Ирина закупила для «ВелоНАО» на Грант «Росмолодёжи». Поддержку федерального агентства основатель движения получила в прошлом году. С собой взяли:

-  Стол раскладной

-  Стулья складные

-  Палатки, в том числе палатка-туалет

-  Шатёр, чтобы накрыть территорию лагеря от дождя

-  Спальные мешки

-  Туристические коврики

Питание

– Рацион спортсмена, который находится на интенсивных кардионагрузках, – особенный. Важно питать организм так, чтобы он не дал сбои. Нужен белок, глюкоза. Без сахара никак: начинается углеводное голодание и ты не можешь ехать. Силы есть, но тело сопротивляется, потряхивает. В таких случаях мы делали 20-минутную остановку, пили сладкий чай и ели шоколад, – поясняет Ирина Новосёлова.

Безопасность

– Нас пугали КАМАЗами. Говорили, камазисты носятся, собьют. А ещё медведем: что он выбежит и нас сожрёт. Мол, жарить ничего нельзя, мясо с собой брать нельзя. Но без белка было никак. На всякий случай взяли с собой пугач – пистолет, который имитирует выстрел: раздаётся похожий звук, хлопок, – поясняют Ирина и Павел.

День первый, с гравийными подъёмами и ночёвкой у реки Шапкина

Вторник, 4 июля, 10 часов утра. Ирина, Павел, Михаил и Дмитрий встречаются на парковке у ресторана «Тиманъ». Это отправная точка для всех поездок активистов клуба «ВелоНАО».

Фото «До» сделано, можно и в путь.

Фото: ВелоНАО

Через четыре часа отсюда стартанёт ещё один участник путешествия – Иван Мамай. Он будет сопровождать ребят всю дорогу на автомобиле: везти инвентарь и страховать на всякий случай.

Расстояние, которое удалось преодолеть за день: 105 километров.


– Первый день – самый сложный для меня. Гравийка, бесконечные подъёмы: немного прямо проехал и опять подъём. Работать надо, как машина, рвать до последнего. Если ты на этом подъёме сдашь, то потом встанешь. Решишь сойти с велосипеда  и двигаться пешком в гору – ноги затекут и будет труднее. Добавьте к этому встречный ветер и дождь. Пацаны уехали чуть вперёд, я им кричу: «Меня сносит! Может, мы всё бросим?». А никто не слышит, – делится Ирина.

Первая остановка – после 40 километров. Перекус стоя на ногах и снова крутить педали.

– Нам говорят, что мы подготовленные спортсмены. Нет. Мы подготовленные любители. Это просто желание и любовь к спорту. Не надо думать, что она физрук, поэтому смогла. Я иногда ощущала себя таким слабаком, – смеётся Ирина.

Павел соглашается: первый участок, действительно, один из самых трудных. Мышцы ног забиваются, забираться в гору становится всё сложнее.

– У меня была только одна мысль – ехать. Развернулся лишь однажды, когда кепка улетела. Ветер был сильный, но это даже плюс: нас не ели комары. При езде они и так тебя не кушают, но на каждой остановке – налетают со всех сторон! Кажется, они просто тебя поднимут и унесут в тундру, – шутит Павел.

– Надо было подготовиться не столько физически, сколько морально к тому, что ехать далеко, что могут быть любые погодные условия. Даже если ты замёрз и вымок под проливным дождём. Начал – обратного пути не будет, – дополняет Ирина.

А вот страх оказаться под КАМАЗом первое время был велик: некоторые автомобилисты нарочно прижимали спортсменов к обочине, пытаясь доказать – это серьёзная дорога, а не место для баловства.

– Усинские камазисты оказались вежливее нарьян-марских. Абсолютно все, даже на хорошей асфальтированной дороге, снижали скорость, объезжали нас по встречке. Многие предлагали воду и вкусняшки, – вспоминают велосипедисты.

Сразу ответим на ещё один вопрос, который волнует многих: как с такой дорогой, всеми её трудностями справилась девушка?

– Благодаря парням я чувствовала себя абсолютной девочкой в поездке. А дорога требует, чтобы ты была наполовину мужиком.  Например, в моменте, когда надо пилить в гору. Еду я – девка, которая весит 50 килограммов, с велосипедом, с навесной сумкой на нём. И парни с другими физическими особенностями, с другой выносливостью едут впереди и думают: «Ну, ты корова». А ты спешишь за ними и думаешь : «А-а-а, сколько там ещё? 400 метров?», а ещё: «И чё я туда попёрлась…», – смеётся Ирина.

Фото: ВелоНАО

Первую ночь компания провела на берегу реки Шапкина. Наслаждалась видом, розоватым небом и горячим ужином.

День второй, когда еда кажется особенно вкусной, а грязный островок из железобетонных плит – лучшим местом для ночёвки

Среда, 5 июля. Подъём – в седьмом часу. Завтрак творогом и снова за руль.

Расстояние, которое удалось преодолеть за день: 125 км.


– В велосипеде я была уверена больше, чем в себе. Думала, после первого дня не встану. Но на удивление ноги не сопротивлялись. Была мотивация доехать до Усинска. Повезло с погодой: солнце светит, река шумит. Это сразу придало настроения, – улыбается Ирина.

– На второй день ты уже понимаешь, какой путь проделал. Смысл разворачиваться? Думаешь, если я в первый день столько проехал, неужели не смогу во второй? Это даёт силы и мотивацию: надо идти только вперёд. А ещё ты осознаёшь, как надо расходовать свои силы. В первый день мы проехали большую дистанцию, прежде чем пообедать. Потом поняли, что надо делать остановки через 10–20 километров: подышать, попить воды. Тогда силы будут постоянно, – делится Павел.

К концу второго дня сил уже не было. Требовалась передышка.

– Если кто-то решит повторить наш опыт: останавливайтесь или перед Харьягой, или рассчитывайте дорогу так, чтобы переночевать ближе к Усинску. Такое удивление: едешь, кажется, вот здесь растут деревья, здесь сделаем привал. Ступаешь – в там болотина, даже сойти нельзя. То есть ель, ивы стоят в этом влажном мягком мхе, – советуют путешественники.

Фото: ВелоНАО

Остановились велосипедисты недалеко от магазина «Наташа». Нашли какое-то заброшенное здание, от которого остался один каркас. После 125 км на велосипеде железобетонные плиты казались лучшим местом для ночёвки. А утром…

– Просыпаемся, выходим из палаток и видим, что мы, простите, на какой-то помойке. Всё грязное, валяются бочки, бутылки, тюбик от зубной пасты. Но на фоне усталости это казалось идеальным местом. Мы, к слову, нигде не оставили мусор. Всё за собой убирали и вывозили на машине, – улыбаются собеседники.

День третий, когда осталось совсем немного

Четверг, 6 июля. Друзья отправились покорять те самые плиты на дороге от посёлка Харьягинского до Усинска.

Расстояние, которое удалось преодолеть за день: 147 км.


– На самом деле, преодолеть этот участок с плитами на велосипеде – гораздо легче, чем на машине. Маневрируя на велике, можешь найти колею. Автомобилисты едут медленно, а мы за ними тащимся. Потом нам наскучило и стали обгонять. Аккуратно, по обочине. А получается мы у водителей в слепой зоне. Теперь представьте их глаза, как бильярдные шарики: «Ты откуда взялся родной? В смысле на велосипеде?». А у нас на лицах улыбка, – рассказывает Павел.

– Один раз нам даже предложили поменяться транспортом, – отмечает Ирина.

Стоит отметить, что накануне на Харьяге прошёл сильный дождь. И если в машине ты защищён от летящего из-под колёс песка, то на велосипеде – принимай грязевые ванны.

Фото: ВелоНАО

– Я еду позади, смотрю, у ребят все спины в гляше. Ха-ха-ха! А потом смотрю на себя, а я-то такая же чумазая, – улыбается спортсменка.

Когда окружающую тундру сменил лес, ехать стало легче.

– Воздуха стало много, чувствовал себя лучше, чем в первые сутки. В одном месте мы около километра пилили вверх, но одышки совсем не было. Хватало кислорода! Последние 147 км дались лучше, чем первые 100. Ну и осознание того, что вот-вот и финиш, тоже придавало сил, – говорит Павел.

– В последний день я говорила парням, что буду отставать. Если буду рвать на вашем уровне – не доедем. Ехала с той скоростью, с которой было комфортно мне. Но ребята поджидали меня по очереди, то один, то другой снижал скорость, чтобы я была в районе видимости. Эта поддержка, осознание, что ты не одна, очень важна. Подстраиваться под чужой ритм очень сложно. Не только в ускорение, но и в уменьшение скорости, – объясняет Ирина.

Кстати, а что насчёт медведя?

– Диких зверей мы не повстречали, но в 20 км от Усинска на Мишу набросились собаки. Ближе к городу начинаются магазинчики, одичавшие собаки, видимо, питаются отходами, сбиваются в стаи, кидаются. Здесь нам пригодился пугач. Животным не вредили, просто отпугнули, – рассказывают активисты «ВелоНАО».

В Усинск команда приехала в три часа ночи. Уставшие доехали до гостиницы.

Фото: ВелоНАО

– Мы пришли на ресепшен в четвёртом часу утра. Женщина увидела нас, спросила, почему нам дома не сидится. Но, на удивление, несмотря на то что мы грязные, а велосипеды не чище, она разрешила занести средства нашего передвижения в кладовку. На следующий день мы стали велосипеды доставать, был просто шок: как нам вообще позволили такой транспорт затащить на второй этаж. Чтобы вы знали: нам пришлось велики отмывать на мойке. По-другому грязь не отходила, – улыбаются рассказчики.

Фото: ВелоНАО

День четвёртый, когда кажется, что ничего и не было

Днём друзья отправились кататься на двухколёсном транспорте по городу. Зашли в сувенирный магазин – Ирина коллекционирует колокольчики – продавщица спросила, откуда пожаловали.

– Мы честно сказали, что приехали из Нарьян-Мара на велосипедах. Она не поверила. Говорим: «Хотите, видео покажем?». Она рукой махнула. Видимо, знала, какая там дорога. Думала, мы разыгрываем её, – улыбаются спортсмены.

Фото: ВелоНАО

Домой они добирались уже на машине.

– Я для себя герой. Я до сих пор от себя в шоке, что я это сделала. Думала, мы преодолеем дорогу за пять дней. А тут за три, постоянно по нарастающей в плане километража. Мы максимум ездили до Красного, я встать не могла в прошлом году. У меня был восторг от проделанного пути. Ощущения, что мы за три дня проделали такой путь, не было. Как будто это приснилось тебе, – заключает Ирина.

– Когда я приехал в Усинск, первое, о чём подумал: «И это всё?». Я хотел ехать дальше. Было бы больше свободных дней или отпуск – я бы и обратно возвращался на велосипеде, – улыбается Павел.

Спортсмены уверены, в будущем Усинск будет не крайней точкой. Все дороги открыты, а решение лежать на спине или крутить педали – каждый принимает сам.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments