Игорь Сабатович: Даже скрип педали фортепиано становится музыкальным приёмом


Фото: Екатерина Новикова/ДК «Арктика»

Руководитель эстрадно-инструментальной студии CURRENT PROCESS Этнокультурного центра НАО, музыкант и композитор Игорь Сабатович – о любимой композиции, неоклассике и многом другом. 

– С чего началась твоя страсть к музыке?

– Всё началось с музыкальной школы. Наверное, даже с первого выступления на большой сцене в старом ДК. Любое последующее сильнее разжигало страсть к музыке, в этом плане завидую маленьким музыкантам, которые могут участвовать в больших концертах.

– Какую жанровую характеристику дашь своему творчеству?

– Основное направление – неоклассика. Не могу похвастаться в любви к известным классическим произведениям, меня больше тянуло к камерной музыке, в которой голосваинструментов физически тебе ближе. Даже скрип педали фортепиано становится музыкальным приёмом. Или характерный звук смычка виолончели. Я бы сказал, что эту музыку чувствуешь руками.

– Назови произведения, которыми ты гордишься?

– Горжусь теми, которые возможно исполнить живьём, так как коллектив проживает с тобой историю композиции, оживляет её, заставляет приобретать форму невидимого гиганта. Таких композиций за последние восемь лет было немало исполнено на сцене.

– Что самое важное в твоей работе?

– Звук. Именно он даёт начало созданию композиции, голос инструмента с первых нот. Это нелегко объяснить. Есть тембры, которые не оставляют тебя в покое, и если начал играть мелодию, то считай попал в смерч идей. Забываешь о времени до момента конечного аккорда.



Фото: Екатерина Новикова/ДК «Арктика»

– Участвуешь в конкурсах?

– Сейчас в конкурсах участвуют мои ученики, и вполне удачно. Мне этого хватает. Все преподаватели и руководители согласятся, что выступление воспитанников порой более волнительно, чем собственное.

– Кто из современных исполнителей тебя вдохновляет? Какие жанры предпочитаешь?
 
– Оу, Lo-fi hip-hop и опять неоклассика. Музыка к кино. Кино и музыка – две мои страсти, и когда они удачно дополняют друг друга, то это невероятно. Ханс Циммер и Олафур Арнальдс – два любимых современных композитора. Их произведения словно читаешь во время прослушивания.

– В каких необычных музыкальных проектах участвовал?

– Лет пять назад мы летали в Архангельск на конкурс педагогов. Для этого собрали ансамбль из гитары, домры, фортепиано и саксофона. Исполняли произведение John Williams – Theme from Schindler's list, это музыка к фильму «Список Шиндлера». Именно это произведение и его состав инструментов для меня необычен и важен. Обожаю его. И на протяжении уже восьми лет главный проект для меня – это коллектив Current Process, потрясающие молодые музыканты!

– Любимые музыкальные инструменты?

– Фортепиано, дудук, виолончель. Возвращаясь к звуку, сейчас понял, что любимые инструменты обладают «человеческим тембром голоса», никогда над этим не задумывался даже.

– Что ты думаешь об использовании искусственного интеллекта в написании музыки? Может ли он создать что-то действительно совершенное?

– Не принимал во внимание искусственный интеллект. Насколько мне известно, на данный момент это машинное обучение, но не полноценное ИИ. Конечно, создавать музыкальные композиции оно может, так же как и картины, литературу, но на основе собранных данных человеческой культуры, то есть её примеров. В творениях людей есть место удачным ошибкам, глубоким эмоциям и сопереживанию. Я скорее скептично настроен по отношению к «пластиковой» музыке.

– Существует идея, что детей нужно чуть ли не с младенчества приобщать к классической музыке. Как ты к этому относишься?

– Я назову это всесторонним развитием. Не стал бы целенаправленно приучать, скорее прибегнул бы к ненавязчивому ознакомлению, и на это существуют музыкальные школы. Наверно, важно создать среду с нужной информацией (литература, музыка, живопись, спорт) для детей, и результат на сто процентов будет положительным. Задача педагога – развить любовь к музыке у ребёнка, но, слишком усердствовать тоже не стоит – легко добиться обратного результата.

– Какую музыку ты слушал в детстве и юности? Что тебя сформировало тебя как музыканта и повлияло на твоё творчество?

– Музыку, где роль мелодии преобладала над важностью бита. Кажется, теперь в музыке и песнях всё иначе.

– Моя любимая композиция из твоего репертуара  «Евгения». Друзья про неё говорят: «До мурашек». Расскажи о ней, что тебя вдохновило, и как ты её создал?

– Этот трек был написан на одном дыхании за несколько часов, оторваться было невозможно. А всё началось во время обычного разговора, просто пробежался пальцами по клавишам, услышал интересный мотив и закрутилось. Это происходит совершенно неожиданно. Могу сказать, что чувства и состояние приходят во время написания, как аппетит во время еды. Была задумка исполнить этот трек живьём, и думаю, это произойдёт в ближайшее время.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments