Игорь Сабатович: Даже скрип педали фортепиано становится музыкальным приёмом
Фото: Екатерина Новикова/ДК «Арктика»
Руководитель эстрадно-инструментальной студии CURRENT PROCESS Этнокультурного центра НАО, музыкант и композитор Игорь Сабатович – о любимой композиции, неоклассике и многом другом.
– С чего началась твоя страсть к музыке?
– Всё началось с музыкальной школы. Наверное, даже с первого выступления на большой сцене в старом ДК. Любое последующее сильнее разжигало страсть к музыке, в этом плане завидую маленьким музыкантам, которые могут участвовать в больших концертах.
– Какую жанровую характеристику дашь своему творчеству?
– Основное направление – неоклассика. Не могу похвастаться в любви к известным классическим произведениям, меня больше тянуло к камерной музыке, в которой голосваинструментов физически тебе ближе. Даже скрип педали фортепиано становится музыкальным приёмом. Или характерный звук смычка виолончели. Я бы сказал, что эту музыку чувствуешь руками.
– Назови произведения, которыми ты гордишься?
– Горжусь теми, которые возможно исполнить живьём, так как коллектив проживает с тобой историю композиции, оживляет её, заставляет приобретать форму невидимого гиганта. Таких композиций за последние восемь лет было немало исполнено на сцене.
– Что самое важное в твоей работе?
– Звук. Именно он даёт начало созданию композиции, голос инструмента с первых нот. Это нелегко объяснить. Есть тембры, которые не оставляют тебя в покое, и если начал играть мелодию, то считай попал в смерч идей. Забываешь о времени до момента конечного аккорда.
– Участвуешь в конкурсах?
– Сейчас в конкурсах участвуют мои ученики, и вполне удачно. Мне этого хватает. Все преподаватели и руководители согласятся, что выступление воспитанников порой более волнительно, чем собственное.
– Кто из современных исполнителей тебя вдохновляет? Какие жанры предпочитаешь?
– Оу, Lo-fi hip-hop и опять неоклассика. Музыка к кино. Кино и музыка – две мои страсти, и когда они удачно дополняют друг друга, то это невероятно. Ханс Циммер и Олафур Арнальдс – два любимых современных композитора. Их произведения словно читаешь во время прослушивания.
– В каких необычных музыкальных проектах участвовал?
– Лет пять назад мы летали в Архангельск на конкурс педагогов. Для этого собрали ансамбль из гитары, домры, фортепиано и саксофона. Исполняли произведение John Williams – Theme from Schindler's list, это музыка к фильму «Список Шиндлера». Именно это произведение и его состав инструментов для меня необычен и важен. Обожаю его. И на протяжении уже восьми лет главный проект для меня – это коллектив Current Process, потрясающие молодые музыканты!
– Любимые музыкальные инструменты?
– Фортепиано, дудук, виолончель. Возвращаясь к звуку, сейчас понял, что любимые инструменты обладают «человеческим тембром голоса», никогда над этим не задумывался даже.
– Что ты думаешь об использовании искусственного интеллекта в написании музыки? Может ли он создать что-то действительно совершенное?
– Не принимал во внимание искусственный интеллект. Насколько мне известно, на данный момент это машинное обучение, но не полноценное ИИ. Конечно, создавать музыкальные композиции оно может, так же как и картины, литературу, но на основе собранных данных человеческой культуры, то есть её примеров. В творениях людей есть место удачным ошибкам, глубоким эмоциям и сопереживанию. Я скорее скептично настроен по отношению к «пластиковой» музыке.
– Существует идея, что детей нужно чуть ли не с младенчества приобщать к классической музыке. Как ты к этому относишься?
– Я назову это всесторонним развитием. Не стал бы целенаправленно приучать, скорее прибегнул бы к ненавязчивому ознакомлению, и на это существуют музыкальные школы. Наверно, важно создать среду с нужной информацией (литература, музыка, живопись, спорт) для детей, и результат на сто процентов будет положительным. Задача педагога – развить любовь к музыке у ребёнка, но, слишком усердствовать тоже не стоит – легко добиться обратного результата.
– Какую музыку ты слушал в детстве и юности? Что тебя сформировало тебя как музыканта и повлияло на твоё творчество?
– Музыку, где роль мелодии преобладала над важностью бита. Кажется, теперь в музыке и песнях всё иначе.
– Моя любимая композиция из твоего репертуара – «Евгения». Друзья про неё говорят: «До мурашек». Расскажи о ней, что тебя вдохновило, и как ты её создал?
– Этот трек был написан на одном дыхании за несколько часов, оторваться было невозможно. А всё началось во время обычного разговора, просто пробежался пальцами по клавишам, услышал интересный мотив и закрутилось. Это происходит совершенно неожиданно. Могу сказать, что чувства и состояние приходят во время написания, как аппетит во время еды. Была задумка исполнить этот трек живьём, и думаю, это произойдёт в ближайшее время.
Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей