Арктические и дальневосточные регионы поддерживают законопроект о северном завозе

Новый закон призван сделать северный завоз более прогнозируемым и прозрачным. Появится Федеральная система мониторинга северного завоза (ФГИС)


Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Регионы Дальнего Востока и Арктики поддерживают проект федерального закона «О северном завозе». Его разработал Минвостокразвития России по поручению Президента России Владимира Путина и под контролем заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.

Документ будет направлен на рассмотрение Правительства в конце октября.

– В свете новой арктической повестки, когда развитие Арктической зоны является одним из государственных приоритетов, разработка законопроекта о северном завозе является назревшим, важным решением. Президентом подписаны ключевые документы, определяющие новую политику по ускоренному развитию Арктики, создан и работает уникальный преференциальный режим для ведения бизнеса. Следующим важным этапом является создание системы действенных механизмов организации и государственной поддержки северного завоза, – отмечает заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Михаил Никифоров.

По его словам, предусмотренное новым законопроектом участие федерального центра в организации северного завоза, а также в финансировании с учётом особенностей всех регионов Крайнего Севера.  Это позволит систематизировать северный завоз, выстроить межрегиональные связи, обеспечить развитие экономики, укрепить энергетическую и продовольственную безопасность.

Всего в периметре северного завоза находится 25 регионов нашей страны. Ежегодно на закупку и доставку более 3 млн тонн грузов выделяется более 87 млрд рублей. Необходимость разработки законопроекта вызвана несовершенством действующих механизмов.

Наряду со сложными природно-климатическими условиями и инфраструктурными ограничениями, сбои в обеспечении северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов.

В результате сроки северного завоза срываются. Розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян. В ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное (в 2-3 раза) превышение розничных цен на социально-значимые продукты питания относительно стоимости аналогичных продуктов в Центральной России. Например, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.

Новеллы федерального закона «О северном завозе», направленные на решение накопленных за последние годы проблем, разработаны с учётом региональной и отраслевой специфики. Создана экспертная группа по вопросам совершенствования системы северного завоза. В  неё входят представители Федерального собрания РФ, федеральных и региональных органов власти, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, ФАНУ Востокгосплан, Госкорпорации Росатом, других организаций.

По словам Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, законопроектом предусмотрена комплексная система управления северным завозом. Она является ключом к решению не только транспортно-логистических задач, но и к снижению цен по всей цепочке доставки грузов. В свою очередь, это позволит улучшить качество жизни людей на труднодоступных, но стратегически важных для нашей страны территориях.

Законопроектом введено само понятие «северного завоза», распределены полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития России.

Фото: Алексей Орлов/nao24.ru

Для грузов северного завоза, разделённых на три категории, впервые устанавливается приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой категории отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия и др.), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Для грузов северного завоза планируется ввести цифровую идентификацию.

Вводятся федеральные меры поддержки северного завоза. А именно –  бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов северного завоза и услуг, связанных с их поставками, а также субсидии для финансирования транспортных затрат. Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора. Эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам. Перечень грузов и услуг в сфере северного завоза, тарифы на которые будут регулироваться, а также порядок такого регулирования, определит Правительство РФ.

– Принятие этого закона будет в некотором смысле историческим шагом, поскольку со времён Советского Союза государство ещё не уделяло столь значимого и системного внимания вопросам Северного завоза. Очень рассчитываем на развитие Северного морского пути. Если выполняемые по нему рейсы станут регулярными и вызовут настоящее доверие среди предпринимательской среды, и поставки по нему продовольствия и иных товаров первой необходимости будут осуществляться на регулярной основе, то это будет отличным примером того, как государство и рынок нашли способ эффективного взаимодействия в решении насущных проблем населения северных территорий России, – говорит заместитель председателя Правительства Камчатского края Юлия Морозова.

Создаётся законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в северном завозе. Законопроект определяет источники финансирования работ по содержанию ключевых инфраструктурных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.

– Разработанный законопроект упорядочит взаимоотношения по организации северного завоза – тогда как сегодня каждый решает свои проблемы сам. Например, ресурсоснабжающие компании, которые занимаются энергоснабжением удалённых территорий, самостоятельно завозят грузы и несут финансовую нагрузку, которая в дальнейшем отражается в тарифах для потребителей и компенсируется из регионального бюджета. Упорядочивание северного завоза благоприятно отразится в том числе и на стоимости доставки продукции, появится предсказуемость. По сути, законопроект нацелен на то, чтобы превратить хаотичные действия каждого участника северного завоза в единую систему, создаётся новая система координат, – говорит заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников.

Новый закон призван сделать северный завоз более прогнозируемым и прозрачным. Создаётся Федеральная система мониторинга северного завоза (ФГИС). В ней будут аккумулироваться все сведения, связанные с осуществлением северного завоза: от планов проведения закупок до результатов тендеров и движения грузов. Тем самым будет обеспечена единая информационная среда для участников северного завоза, гарантирована прозрачность закупок, созданы условия для ценовой конкуренции между поставщиками однородных товаров. Кроме того, в перспективе оперативные данные мониторинга будут использоваться для оптимизации логистических маршрутов.

Наряду с комплексом мер господдержки планируется ввести меры ответственности участников северного завоза - например, за нарушение правил приоритизации грузов северного завоза, непредставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации в ФГИС и др.

– Ранжирование грузов, их приоритизация, вкупе с возможностью цифрового сопровождения, при едином морском перевозчике, позволит усилить эффективность и прозрачность системы северного завоза. Такой подход позволит регулировать не только насыщенность грузопотоков, но и их очерёдность. Не будет таких ситуаций, когда на рынке в Магадане спрашиваешь: «А лука почему нет?», а тебе отвечают: «Да пароход ещё не подошёл». Законопроект неизбежно потянет за собой пересмотр той логистики, которая существует сегодня. Предусмотренные в законопроекте нормы позволят гибко и сфокусировано подходить к вопросам инфраструктурного развития северных территорий и финансовому обеспечению таких проектов. Принимать решения о том, где провести, например, дноуглубление, а где построить мост исходя из того, что эти вложения впоследствии сторицей окупятся при обеспечении северных регионов всем необходимым, – резюмирует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments