10 вопросов онкологам Ненецкой окружной больницы

4 февраля – Всемирный день борьбы против рака. Мы поговорили с онкологами Ненецкой окружной больницы – Яковом Харитоновым и Юлией Ермолиной. Сколько жителей НАО болеют раком, можно ли делать прививку от COVID-19 людям с онкологией и как побороть страх обратиться к онкологу? Читайте в нашем материале 

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru 

Когда стоит обратиться к онкологу?

Яков Харитонов: к онкологу стоит обратиться при непонятном состоянии здоровья, которое пугает: любая опухоль, родинка, кровянистые выделения в стуле, в слюне, при кашле должны настораживать человека. Это повод обратиться к врачу.

Юлия Ермолина: Очень важен и внешний вид человека. Если человек резко похудел, на 5 и более кг за полгода, цвет кожи стал более бледным, приобрёл желтоватый, сероватый оттенок. Снижение аппетита, нарушения мочеиспускания – это звоночек, в организме что-то не так.

Что влияет на развитие рака?

Юлия Ермолина: при каждой локализации рака - разная степень рисков. При раке молочной железы главную роль играет генетика, предрасположенность и травматизация железы. При раке прямой кишки совсем другие факторы: возраст старше 50 лет, сидячий образ жизни, наследственность, пол – мужской. Повышенная инсоляция приводит к раку кожи: на солнце необходимо использовать солнцезащитные средства, не злоупотреблять посещениями солярия.

Яков Харитонов: Большую роль играют вредные привычки. Например, некачественный алкоголь негативно влияет на слизистую желудка. Курение занимает ведущую роль при раке лёгких.

Можно сдать анализы и узнать предрасположенность к раку?

Яков Харитонов: У каждого из нас есть онкогены - это дефектные клетки, которые могут превратиться в раковую опухоль. Провериться на них можно в крупных клиниках, это генетическое исследование.

Например, рак молочной железы встречается в нескольких поколениях – это наследственная предрасположенность к раку. Существуют BRCA-мутации на онкоген молочной железы, в случае такой предрасположенности они будут положительными. Обычно наш иммунитет борется с онкогенами и уничтожает их. В случае ослабления иммунитета опухоль может появиться, приспособиться так, что организм уже воспринимает её как «своё», а не как чужеродное - перестаёт бороться.

Как много жителей Ненецкого автономного округа болеют раком?

Яков Харитонов: На 1 января 2021 года на учете состоит 1001 человек. За 2020 год выявлено 119 пациентов. Из них 29 – пациенты трудоспособного возраста.
Иллюстрация: Алексей Павлюк/nao24.ru 

У мужчин (как в России, так и в мире) традиционно превалирует рак лёгких, у женщин – молочной железы. В Ненецком округе превалируют онкологические заболевания желудочно-кишечного тракта. Это связано с особенностями питания и проживания в северных условиях: недостаток фруктов и овощей, употребление животного белка в большом количестве.

Как много детей НАО болеют раком?

Яков Харитонов: На учёте находятся 14 детей. Они получают лечение в специализированных детских клиниках и наблюдаются у педиатра.
Дети с онкозаболеваниями имеют более благоприятный исход, но, конечно, всё зависит от локализации. Большая часть детей к своему совершеннолетию выздоравливает. У детей нет сопутствующих заболеваний, ещё не наработан тот неблагоприятный фон, который может появиться в процессе жизни.

Как пандемия COVID-19 повлияла на людей с онкозаболеваниями?

Юлия Ермолина: Онкологические пациенты – ослабленные пациенты. Часть из них на иммуносупрессивном лечении (Иммуносупрессия — угнетение иммунитета по той или иной причине – прим.ред. ). Коронавирус у онкопациентов протекал в тяжёлой форме.

Яков Харитонов: В 2019 году было выявлено 172 пациента, в 2020 – 119. Это связано с тем, что многие пациенты не приходили на осмотр, потому что боялись заболеть коронавирусом. Они не пришли вовремя, сейчас, спустя уже полгода, придут, а заболевание, возможно, перешло в более позднюю стадию.

В этом году выросла смертность среди пациентов с онкологией: в 2019 году было 64 умерших, в 2020 – 84. Пандемия внесла свои коррективы. У онкопациентов иммунодефицитное состояние, коронавирус дал серьёзные осложнения.

Можно ли делать прививку от COVID-19 людям с онкологией?

Юлия Ермолина: Пациентам, которые находятся сейчас на лечении, людям с активным течением болезни, – однозначно нет. На онкологических пациентах не проводились исследования, как и на беременных женщинах и детях до 18 лет.

Однако, если человек, к примеру, перешёл рубеж стабилизации в пять лет, мы можем приравнять его условно к здоровым людям и дать зелёный коридор на вакцинопрофилактику. Люди живут активно и хотят быть защищены.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru 

Какое лечение получают жители НАО, заболевшие раком?

В Ненецком автономном округе есть центр амбулаторной онкологии. Это первичный онкологический кабинет на базе взрослой городской поликлиники и диагностическая служба, которая представлена эндоскопическим кабинетом, КТ-кабинетом, рентген и УЗИ-кабинетами.

Яков Харитонов: При подозрении на онкозаболевание мы полностью обследуем пациента. У нас нет только аппарата МРТ. Благодаря программе «Борьба с онкологическими заболеваниями» в 2020 году была закуплена эндоскопическая техника: аппараты для ФГДС, для фиброколоноскопии, УЗИ.

Для лечения мы направляем пациентов в онкологический диспансер в Архангельск, либо в НИИ Петрова, либо в НИИ Блохина. Это госучреждения онкологического профиля.

Онкопациенты могут продолжить лечение в Нарьян-Маре или необходима терапия в онкодиспансере?

Яков Харитонов: После заключения консилиума врачей, назначения определённого препарата пациент с расписанным химиолечением получает помощь в отделении терапии Ненецкой окружной больницы, на койках терапевтического лечения. У нас есть 10 коек, из них 3 - круглосуточного пребывания, 7 – дневного, однако мы можем поменять соотношение в зависимости от пациентов. Также пациенты получают таргетную и гормональную терапию амбулаторно: это однодневные введения препаратов подкожно или внутримышечно. Химиотерапия и таргетная терапия в таблетированном виде тоже проводится.

Как перестать бояться похода к онкологу?

Юлия Ермолина: Мы принимаем пациентов и с целью профилактики. Если у человека есть сомнения и страхи – лучше прийти на приём. Боязнь и несвоевременное обращение приводят к запущенной стадии.

Яков Харитонов: Человек думает, что его обойдёт стороной, он не обращается, боится. Не надо бояться. Надо прийти и сказать. Если проблема есть, со временем она никуда не денется. Будет другой результат, другие проблемы. Поймать онкозаболевание на ранней стадии – приоритет и лучший прогноз для каждого пациента.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru 

Раньше при постановке диагноза рак на пациенте ставили крест и отправляли домой умирать. Сегодня есть разное лечение, пациенту продлевают жизнь. Мы на своём уровне делаем всё возможное, чтобы обеспечить пациентов лечением препаратами и обследованиями.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments