Помогать от всего сердца. Всё, что нужно знать о донорах

Кто может стать донором? Почему важен минимальный уровень гемоглобина в крови? Об этом и многом другом читайте в интервью с врачом-трансфузиологом Леоном Миносяном
Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Леон Миносян с раннего детства мечтал стать врачом. Мечта осуществилась, правда, с опозданием. После окончания школы герой нашего материала пытался поступить в Кубанский государственный медицинский институт, но не прошёл по конкурсу. Устроился работать в институте лаборантом, чтоб познать студенческую жизнь изнутри. Проработал недолго и отправился служить на Северный Кавказ. Вернувшись в Краснодар, снова подал документы и на этот раз поступил. В 1983 году отучился на факультете педиатрии на детского хирурга. Восемь лет работал по специальности.

В советское время молодёжь стали выдвигать на руководящие должности. Леона Миносяна назначили на должность главного врача республиканской инфекционной больницы в Калмыкии, где он отработал 20 лет, восемь из которых  детским хирургом. Его работа в качестве главврача республиканской инфекционной больницы совпала с периодом, когда в СССР разыгралась «спидовская компания», и все врачи в Калмыкии оказались якобы виноваты в разразившийся проблеме. А всё потому, что медицинское сообщество Калмыкии впервые вслух обозначило проблемы, касаемые ВИЧ и СПИДа. До этого инцидента никто не осмелился заявить, что в СССР есть ВИЧ. Вся комиссия Минздрава СССР, по словам Леона Миносяна, два года «приводила в чувство» медицинское сообщество региона. Затем похожие события произошли в Волгоградской области, в Будённовске Ростовской области, в Ставропольском крае, захватив весь юг России.

Леон Миносян продолжил карьеру в службе крови в качестве заместителя главврача и врача-трансфузиолога. И уже в 2003 году по приглашению администрации округа приехал в Нарьян-Мар, где совместными усилиями при поддержке органов власти была практически с нуля создана служба крови. На тот момент доноров фактически не было, картотека крови отсутствовала. Отделение переливания крови располагалось в трёх старых помещениях, не соответствовавших СанПинам. Выгребная яма находилась на улице за окном, несмотря на то, что станция переливания крови не должна иметь на своей территории открытых мест содержания отходов. В октябре 2016 года станция переливания крови переехала в новое здание.
 
– Два раза в неделю занимаемся плановой заготовкой крови – это понедельник и четверг. В такие дни мы принимаем по 10–15 доноров. Вторник и пятница – это дни работы с населением – с 8 до 9 часов мы принимаем пациентов для анализа на группу-резус и параллельно берём кровь на все виды анализов. Работаем по принципу одного окна – пациент с направлением за один забор крови получает общий анализ крови, биохимию, гормональный и сахарный анализы, а также группу-резус. В среду у нас всегда проходит санитарный день, так как мы готовимся к приёму в день донора. Каждый день работаем с донорскими кадрами, которые ежегодно проходят медицинский осмотр. Бывают также экстренные вызовы доноров определённых групп крови и в выходные дни, и ночью при чрезвычайных ситуациях, когда мы работаем в ургентном режиме. На сегодняшний день у нас дефицит донорских кадров со второй группы крови резус-фактор положительный , - рассказал Леон Миносян.

По каким группам крови наибольшая нехватка? Врач-трансфузиолог говорит, что на этот вопрос ответить не так просто. 

– Всё зависит от контингента больных. На сегодняшний день у нас в картотеке около 500 доноров разных групп крови по системе AB0 и резус-факторов. На первый взгляд, этого достаточно для небольшого региона, в котором 43 тысячи населения. Но есть определённые показатели, разработанные Минздравом РФ. Например, по ним на одну тысячу человек населения должно быть до 15 доноров. В Ненецком округе этот коэффициент равен девяти донорам на тысячу. Наша станция старается выйти из ситуации за счёт оборота кроводач. Мы имеем право брать кровь от мужчин пять раз в год, женщины сдают до четырёх раз в год. Но всё же стараемся ограждать доноров от такого количества процедур. Ведь нужно учитывать тот факт, что мы проживаем в условиях Крайнего Севера, и восполнение железа в организме происходит в медленном темпе. Необходимый минимальный уровень гемоглобина в крови, куда входит элемент железа, в организме у женщин для процедуры кровоотдачи должен составлять 125 грамм на литр крови. Для мужчин – минимум 135 грамм на литр. После процедуры этот уровень резко падает, особенно нужно учитывать, что женщина в детородном возрасте ежемесячно теряет несколько литров крови при циклах. Естественно, восстанавливать уровень гемоглобина в таких условиях тяжело. Поэтому для доноров-женщин максимум кроводач без ущерба для здоровья составляет три раза в год, для мужчин – четыре. Задача службы переливания крови заключается в охране здоровья, в особенности это касается доноров.

В 2018 году у нас было 8 доноров на одну тысячу человек населения, в 2019-ом – девять. В планах довести этот показатель до десяти доноров на одну тысячу человек. А для этого необходимо увеличить число доноров резерва по отношению к числу активных доноров.



Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

– В чём принципиальное отличие доноров резерва и активных доноров?

– Активный донор – это кадровый донор, который сдаёт кровь минимум три раза в год. Донор резерва в отличие от кадрового в год сдаёт кровь 1–2 раза. И мы хотим пополнять потребность в крови не только за счёт количества кроводач активных доноров, а в большей степени за счёт их общего количества. Тогда можно приблизиться к оптимальному показателю в 10–12 доноров на одну тысячу человек. Это придаст уверенности региональному здравоохранению, в частности, когда летом большая часть населения выезжает отдыхать за пределы округа, и в этот период наблюдается острый дефицит донорских кадров в округе.

– Какие ещё факторы, кроме группы крови и резуса, учитываются при переливании?

В последние 15 лет учитываются фенотипы по антигенам резус-факторного ряда. Каждый человек имеет свою формулу крови. Определение группы крови по системе AB0, резус-принадлежности и типирование антигенов эритроцитов имеет большое значение при переливании крови для подбора совместимых пар донор-реципиент, профилактики опасных посттрансфузионных осложнений, а также для диагностики иммунологических конфликтов матери и плода во время беременности.
 
В настоящее время известно 29 систем антигенов эритроцитов. Клиническая роль многочисленных антигенов эритроцитов крови неодинакова, она определяется иммуногенностью антигенов.

Все эти условия и входят в резус-фенотип, который мы запрашиваем для реципиента – больного, нуждающегося в переливании крови. В эритроцитах содержится 15 независящих друг от друга антигенных систем, лейкоциты содержат более 90 антигенов с общим числом фенотипов более 50 миллионов. У пациентов, которым ранее не переливали кровь, а также у женщин, у которых не было беременностей с резус-конфликтом достаточен подбор по системе АВО (система групп крови) и резус-антигену D. Пациентам с отягощённым гемотрансфузионным и акушерским анамнезом (относятся к группе риска) необходимо проведение индивидуального подбора.

– Какой средний возраст у доноров в регионе? Много ли молодёжи?

– Молодёжь составляет 30% от общего числа (500 человек) доноров. Конечно, станция переливания крови нуждается в новых лицах, потому что идёт замещаемость донорских кадров. Ежегодно мы отстраняем по медицинским и другим показаниям около 30–40 человек. В их число входят молодые женщины, вышедшие в преддекретный отпуск, люди, покидающие регион, а также доноры, у которых обнаружено какое-либо заболевание. При этом отстранение может быть как временным, так и на постоянной основе. Ежегодно нам необходимо привлекать около 50 новых доноров среди молодёжи региона.

– Какие факторы крови вы проверяете у потенциального донора в первую очередь?

– В обязательном порядке мы проверяем наличие у будущих доноров гемотрансмиссивных заболеваний, то есть инфекции, передающиеся в крови. К ним относятся гепатит B и C, ВИЧ-1, ВИЧ-2, а также сифилис. Для этого на станции переливания крови используются два метода – методы полимеразной цепной реакции (ПЦР) и иммуноферментного анализа (ИФА) крови. Потому что подхватить инфекцию можно и непрямым путём – в отпуске, у косметологов, стоматологов и даже в женской консультации. Случайности возможны везде, никто от них не застрахован. Донор на момент кроводачи может быть заражён без явных симптомов, поэтому плазма его крови держится на карантине 120 суток. За это время в плазме и появляется гемотрансмиссивная инфекция. Поэтому в обязательном порядке по регламенту в службе переливания крови проходит карантинизация гемокомпонентов для безопасности реципиентов.



Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

– Сколько таких потенциально опасных доноров встречается в год?

– На преддонорском этапе – 1–2 пациента в год. Конечно, инфицированные пациенты, которые знают о своей болезни, к нам не приходят. В прошлом году мы обнаружили гемотрансмиссивную инфекцию у одного человека, который узнал о том, что он носитель гепатита С у нас, в службе переливания крови. Он не был болен, а являлся носителем австралийского антигена, с которым пациент обычно живёт долгую полноценную жизнь, но донором быть не может.

– Какую пользу приносит донорство?

– На сегодняшний день молодеет гипертоническая болезнь. Те люди, которые страдают первой степенью этой болезни, могут быть донорам. Им механические кровопускания помогают сбивать высокое давление на некоторое время. Эти практики использовались ещё Гиппократом. Плюс при кроводачах идёт омолаживание клеток крови, ведь эритроциты живут в организме 100–120 дней. Вне организма срок жизни ограничивается консервантом, который используется для хранения крови, – 35–42 дня. Но в забор крови входят и молодые, и зрелые эритроциты, а вместо них рождаются новые. Происходит толчок иммуно-гуморальной системы организма, и к кроветворным органам поступает сигнал о создании новых клеток крови.

Кроме того, донор ежегодно проходит медосмотр, его здоровье всегда находится под наблюдением и контролем. Проверяем уровень гемоглобина, количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Если ниже нормы, даём рекомендации по восстановлению организма и назначаем следующий приём. Также доноры соблюдают определённую диету. Анализ крови покажет, как он питался и что пил.

После сорока кроводач или 60 плазмодач человек становится Почётным донором России. Первый раз сдавать кровь тяжело, затем эта процедура проходит намного легче. Тем более по законодательству донорам положены отгулы с сохранением средней заработной платы в этот день. После процедуры обязательным условием является кормление донора на три тысячи килокалорий. Но так как в отделении переливания крови нет пищеблока, такой обед по приказу Минздрава РФ компенсируется денежным вознаграждением. Таким образом, в отделении после процедуры кроводачи выдаётся справка для финансово-расчётного центра, который по истечении двух дней после её подачи перечисляет донору сумму около 900 рублей. Это касаемо доноров резерва. Для активных кадровых доноров такое начисление составляет около 1900 рублей, потому что при его количестве процедур в год он должен получать усиленное питание.

Почётные доноры России ежемесячно получают 1150 рублей из федерального бюджета, но перечисление происходит разово, за 12 месяцев, в период с марта по апрель. При поддержке Собрания депутатов и администрации НАО мы добились принятия закона о дополнительных начислениях донорам региона в сумме 3 тыс. рублей ежемесячно. В нашем округе такое звание имеют около 140 человек, из них 35% до сих пор продолжают сдавать кровь.

Но все наши доноры идут сюда не из-за денег, а ради прекрасной цели – спасения человеческой жизни.
 


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments