День оленевода в семейной (родовой) общине «Ямб то». Фоторепортаж
С конца июля в НАО во всех тундрах начали праздновать День оленевода. Корреспондентам НАО24 удалось побывать в семейной (родовой) общине «Ямб то».
Путь до места неблизкий — 2 часа на вертолёте. Но как только ты выходишь из салона, понимаешь — время потрачено не зря. Перед глазами открывается невероятная картина: бесконечные, бескрайние пологие сопки и холмы плавно стекают в Карское море. А прохладный морской ветер сдувает надоедающих комаров. Вот он рай на земле!
Фото: Екатерина Эстер/НАО24
Нас тепло и радушно встречает Алла Тайбарей. Её длинные чёрные шелковистые волосы, собранные в высокий хвост, игриво переливаются на солнце. Бодрая и весёлая молодая женщина. В своё время она училась в Каратайке, в классе у моей тёти Ольги Григорьевны Явтысой, потому встретила меня как родную. За что, конечно, хочется сказать ей большое спасибо!
У Аллы пятеро детей: двое старших учатся в каратайской школе.
— Старшие более шаловливые были, а младшие очень послушные. Я им сказала сидеть тихо, они так и сидели. На праздник приехала моя сестра Парасковья со своими детьми. Вскоре она поедет в другое место в чум к родителям. Здесь у нас и братья, — рассказывает спутница.
Сестра Аллы — Парасковья с сыном на руках. Фото: Екатерина Эстер/НАО24
Все девушки в «Ямб то» нарядные, на них яркие цветные платки и юбки. Пока мужчины готовятся к соревнованиям, а дети играются друг с другом, чуткие и хозяйственные женщины стойбища хлопочут в чуме, накрывают на стол. Они трудолюбивы и скромны.
— Я в тундре выросла и живу. У нас семья большая: мама, папа, шесть сестёр и трое братьев. Мне 21 год, училась в Каратайке до 7 класса, дальше не хотела, приехала домой. Не было желания оставаться в посёлке. Это вам кажется, что здесь тяжело, а мы привыкли, — делится красавица Галина Вылко.
Вера Ламдо с маленькой внучкой в центре. Фото: Екатерина Эстер/НАО24
— Здесь я родилась и выросла. У нас с мужем Николаем шестеро детей, внуки уже есть. Все здесь с нами живут. Старшему сыну уже больше 30 лет. Я всегда хотела вернуться в тундру. Здесь олени, да и детям раздолье. Сама я из этого стойбища, ямдаем не очень далеко, но часто, — поясняет Вера Григорьевна Ламдо.
До 1991 года члены общины жили в изоляции от общества. Это позволило сохранить традиционный кочевой образ жизни, язык и культуру практически в первозданном виде. В 90-е годы прошлого столетия сюда пришла баптистская вера. И теперь многие оленеводы живут по заповедям Библии.
Афанасий Валей — верующий человек. Основываясь на библейской вере, он воспитал троих дочерей. Как поясняет мужчина, что заведовали предки, их законы и наставления — всё это есть в Библии. По его словам, любая вера во что бы то ни было заложена в человеке, это и есть его природная необходимость.
— Библия помогает человеку. Есть в ненецком языке слово «хэвы», то есть как нельзя поступать. Эти же заповеди есть и в Библии. У меня дедушка православный был, он много общался с коми-народом. Думаю, это оттуда пошло. Наш уклад жизни тоже удаётся сохранить благодаря вере. В Библии сказано: «не нарушить пришёл Я, но исполнить». Люди во что-то верить должны: в Бога или во что-то другое, — делится мудростью Афанасий Валей.
Фото: Екатерина Эстер/НАО24
Его три дочери уже замужем, двое из них Надя и Рита живут рядом с отцом, младшая Варя уехала к мужу на Урал. С детства детей приучал к труду, они с раннего возраста понимали — родителям нужно помогать. Старшая дочь имела способность, рано научилась управлять упряжкой, и уже с 9 лет полностью справлялась с возами.
— Родился я в тундре, ближе к Воркуте. Учился до 2 класса в Усть-Каре, сейчас там внуки учатся. Дочки до 7 класса в Каратайке обучались, — поясняет собеседник.
Сам Афанасий первый раз сел за упряжь лет в 6-7. Родители бедные были, личных оленей мало, потому учился у дедушки. Самостоятельно юноша в стадо стал ездить в 15-16 лет, работал.
— Люблю свою Родину! Весна трудная была в этом году, телята гибли. Песцы повадились в стадо ходить. Приходилось отстреливать. Много кушают. А волков нет, медведи немного бывают. Волки-то никак они не могут на равнину прийти, — продолжает оленевод.
Фото: Екатерина Эстер/НАО24
Мы разговариваем и глядим на священную сопку вдали. В это время идут соревнования. Мужчины и молодые парни прыгают через нарты. Уже прошли тройной прыжок и бег по пересечённой местности.
Лучшим в тройном прыжке стал Давид Лаптандер, он же продемонстрировал мастерство в прыжках через нарты. В беге среди мужчин победил Степан Тайбарей, среди женщин — Алла Тайбарей.
Фото: Екатерина Эстер/НАО24
Но вот уже в воздухе зашумели винты вертолёта: нам пора возвращаться в Нарьян-Мар. Мы улетаем, а в стойбище продолжаются соревнования. Тундровикам предстоит выявить победителей в метании тынзея на хорей и гонках на оленьих упряжках.
Как День оленевода встретили в общине «Ямб то» — смотрите в фоторепортаже Екатерины Эстер.
Закрыть