Нина Абакшина: Штукатурить не любила, а малярку обожала


Фото: Алексей Волков/nao24.ru 

Мы стоим у дома на Меньшикова, 10. Деревянная двухэтажка, построенная больше сорока лет назад.

- Это мой первый дом, на котором я работала, переехав в Нарьян-Мар, - героиня нашего материала Нина Александровна Абакшина тридцать лет отработала в СМУ (позже - Нарьян-Марстрой) и сейчас, стоя у этой деревяшки, вспоминает свой трудовой путь. Правда, говорит, самое начало уже и поистёрлось в памяти. Дескать, «приходили и делали красоту».

- А на этом доме тоже вы работали? - задаю вопрос, когда мы проходим мимо дома по адресу 60 лет СССР, 1.

- Конечно, и на третьем доме на этой улице. И дом на Меньшикова, 11, где я живу, - тоже. А дом на Меньшикова, 13 делали приезжие. Это была первая панелька, эксперимент, - Нина Александровна показывает в сторону объекта нашего обсуждения. - На него ходили смотреть, словно на экскурсию.

Собственно, в этом небольшом районе Кармановки всё и начиналось для молодого маляра Нины Абакшиной. Вон до сих пор стоит трёхэтажное общежитие, где жила первое время наша героиня, вон ещё один дом на Меньшикова, где «наводили красоту» Нина Александровна и её напарницы по бригаде.

Маляр: Начало

Маляром Нина Абакшина стала случайно. Оканчивала восьмой класс в родной Няндоме и даже не задумывалась о будущей профессии, о том, что судьба занесёт её в Нарьян-Мар.

- На нашей улице военные строили дом. Нам, школьникам, стало интересно. Бегали на объект. Спрашивали у солдат, зачем они газеты наклеили. Те объясняли терпеливо — сначала газеты, потом обои. Попросили тоже поклеить, к нашей радости — дали добро. Пришли с газетами и поклеили несколько комнат. А потом, немного позже, нам разрешили ещё и покрасить, - вспоминает Нина Александровна.

Спустя время школьница из Няндомы наткнулась на объявление в газете — набирали маляров в ГПТУ № 35 в Архангельске. Озорная девчонка поняла — надо пробовать. Не спросив родителей, написала письмо, взяла конверт и отправила по нужному адресу, авось примут, да и забыла про это дело. А потом почтальон принёс ответ — будущего маляра приглашали на собеседование в Архангельск с одним из родителей. Нина поехала с мамой и успешно прошла собеседование, 1 сентября началась учёба.

Девушка с Севера, вся в ожидании...

В ноябре 1977 года в СМУ Нарьян-Мара набирали бригаду. В Ненецкий округ напросилась и наша Нина, выпускница ГПТУ. Сперва приехала на несколько месяцев, а в феврале 78-го - уже навсегда.

- Помню, руководитель СМУ Евгений Рудин собрал нас всех и спросил: «Кто хочет остаться в Нарьян-Маре?». Ну я и согласилась, так мне тут понравилось. Правда, возникла загвоздка. Надо было три года отработать в Архангельске после окончания ГПТУ. Пришлось маму уговорить — чтобы она сказала, что живёт в Нарьян-Маре, - улыбается Нина Александровна.

Фото из архива Нины Абакшиной

Вот так, прибегнув к небольшому обману, который, конечно, можно было простить, девушка из Няндомы навсегда оказалась на Крайнем Севере.

...И снова дом на Меньшикова, 10. Та самая двухэтажная деревяшка. Фотографируем нашу героиню на его фоне. Кстати, про «наводили красоту» - это потом. А сначала Нина Александровна расскажет, как она работала истопником — дом зимой надо было прогревать. Холод, уголь, нервы — никак не хотела Нина заниматься этим неблагодарным, по её мнению, делом. Через пару месяцев взмолилась — что хотите, но с углём возиться не буду. С того момента выпускница ГПТУ № 35 работала на малярке. И ни разу в жизни об этом не пожалела. 

Утомлённые раствором

Нина Александровна вспоминает первые робкие шаги в строительном деле. Говорит, и смех, и грех. Долго училась штукатурить — вся в растворе ходила, пока дело не стало спориться.

- Я окончила училище на маляра, а уже в Нарьян-Маре выучилась на штукатура, научилась класть плитку, делать мозаику. Ведь раньше не было отдельно штукатуров и маляров, всё надо было уметь делать, - говорит наша героиня.

- А что вам больше всего нравилось делать?

- Малярка. Там разнообразие — шпаклёвка, покраска, поклейка. Сложно, правда, когда до потолков доходило дело. Приходилось долго стоять с вытянутыми руками.

- А высоты не боитесь?

- Нисколько.

А вот штукатурить Нина Александровна не любила. Прямо до дрожи порой. Но делала работу всегда на совесть:

- Качество у нас всегда было на первом месте. Ещё мой первый бригадир Валентина Епифановна Панченко нам говорила об этом. Нахалтурил — бесплатно переделывай. Если что-то не понял — спроси. Всегда такое правило было.

О ремонте и семье

Знаете эти драматические семейные истории про поклейку обоев? Мол, пока клеили, чуть не развелись. Это точно не про семью Абакшиных.

- Ремонт всегда делала и делаю сама, одна. Не приглашаю никого. Знала, что мужа лучше не привлекать к покраске и малярке — этим занималась я, а Алексей Владимирович, например, полы перебирал. Он тоже на базе СМУ работал, токарем, - рассказывает Нина Абакшина. 

Так что эта семейная коллизия с обоями семью Абакшиных обошла стороной. Прожили они около сорока лет, вырастили сына и дочь, шестерых внуков. Два года назад любимого супруга не стало.

- Мы всегда давали друг другу свободу, и у нас были совместные увлечения, - рецепт семейного благополучия у Нины Александровны прост. - А ещё он мне на сорокалетие «Запорожец» подарил. Это была моя первая машина.

Опасный марш

Вторая часть нашего разговора проходит уже в редакции «Няръяна вындер». Здесь, много лет назад, Нина Александровна тоже трудилась на малярке. Правда, с типографией связан очень неприятный эпизод её трудовой биографии.

- Тут каменщики работали, третий этаж делали, а я на втором была, - наша героиня показывает, как она стояла вот тут, на этом самом месте много лет назад. - Кран задел балку — и она упала. Лестничные марши сложились друг на друга. Хорошо, что я успела выпрямиться. Иначе — от меня бы ничего не осталось. Я была в шоке. Неделю не могла говорить.

Стружки и слёзы

Многолетний руководитель предприятия Александр Савальский был человеком суровым, но справедливым.

- Помню, был эпизод. Мы только закончили покраску. Через несколько минут слышу — жужжание. А это плотники работают. Вся стружка на краску полетела. Как я их материла! А у самой слёзы текут. Савальский узнал об этом — на планёрке всем разнос устроил, — вспоминает Нина Абакшина. - Всегда с нами на мероприятиях был, на приёме выслушивал и старался помочь, если надо. Провинившимся — давал шанс. Увидев его первый раз, поняла - настоящий руководитель.

История без сожаления

Ни разу в жизни Нина Александровна не пожалела, что выбрала путь строителя. Любила свою работу и считала её творческой. Шутка ли, домой обои выбрать, дело непростое. С рисунком или без, потемнее или посветлее? Чем не творческий процесс? На пенсию Нина Александровна вышла 12 лет назад. Тогда она работала с бригадой на родильном отделении Ненецкой окружной больницы.

Фото из архива Нины Абакшиной

- К уходу на пенсию готовилась несколько лет. Так что для меня это не было неожиданностью, стрессом. Меня девчонки уговаривали, просили остаться, мол, скучно без тебя будет. Кстати, в «родилке», помню, делала стенгазету. Фотографировала работниц нашей бригады в неожиданный момент, потом распечатывала снимки и делала к ним подписи с юмором. В общем, унывать было некогда, хоть работа и непростая.

… Заканчивается наша небольшая прогулка по Кармановке. Нина Александровна просит установить в её комнате стол. В День строителя она позовёт своих бывших коллег (хотя, наверное, бывших не бывает) и вспомнит дела давно минувших дней. На шкафчике несколько десятков медалей разного достоинства. Наша героиня всегда была неравнодушна к спорту. Тренируется до сих пор. Но это уже совсем другая история, о которой мы обязательно расскажем в следующий раз.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments