«Если что-то не получается – сделай 20 раз. Получится». Интервью с педагогом нарьян-марской школы №2

НАО24 поговорили с логопедом городской школы №2 Марией Латкиной. В октябре её ученица выиграла национальный чемпионат «Абилимпикс–2022». О любви к профессии, подготовке к чемпионату и секретах мотивации учеников – в нашем материале


Фото: Александра Кустышева/nao24.ru 

После обеда в пятницу в коридорах старого здания школы №2 стоит тишина: уроки закончились, ученики разошлись по домам. Лишь за дверью одного кабинета можно услышать детский смех, шутки и разговоры. Здесь проходит кружок по вязанию у Марии Латкиной.

– Мария Леонардовна, а что вы связали за неделю? – хором спрашивают кружковцы.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru 

Это такая традиция. Каждое занятие начинается с «хвасталок».

– «Хвасталки» – это когда каждая девочка приносит и показывает, что она связала за неделю. Это прежде всего вдохновение. Мы расспрашиваем: а как, какие нитки, где купила, каким крючком вязала. Меня тоже могут спросить. Я готовлюсь, показываю, – улыбается педагог.

На первой парте целая выставка работ Ульяны Лыковой. Здесь и мягкий белоснежный мышонок с розовыми лапками, и целый гардероб – шапочки, тапочки и жилетки – для любимой игрушки. Всё это Ульяна смастерила сама.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru 

– Мария Леонардовна научила меня вязать в том году. Этот мишка – моя любимая игрушка, его я тоже связала сама. Вяжу даже на переменах, за 20 минут можно многое успеть. Больше всего мне нравится этот комплект: шарф, муфта, шапка и жилетка, – показывает Ульяна.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

Ксения Безумова начала вязать панамку. Девочка любит аксессуары: дома у неё уже есть две шапки, которые школьница связала сама.

– Те шапки я носила, когда была более тёплая погода. Ещё у меня дома есть маска для лица, игрушка-цыплёнок. А это ещё недовязанный плед, его можно вязать прямо руками – это петельная пряжа, – говорит Ксения.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

Спешат показать свои хвасталки и другие участницы кружка. Навруза Маматкулова за день может связать осьминога – таких у неё уже два. Сейчас девочка вяжет курочку.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

Алеся Горбунова с теплотой показывают свою первую работу – смешной ананасик с глазками-пуговками.

– Мы долго думали, что это будет цыплёнок. Но потом я сделала ему зелёную чёлку, получился ананас. Здесь у меня ещё гусеница или змея, недовязанный монстрик. А это ароматизатор-лайм, его можно повесить в машину, – рассказывает Алеся.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

В кружок по вязанию ходят в основном девочки, но иногда присоединяются и мальчишки. У ребят есть похожие мягкие игрушки – коты Басики, с большими жёлтыми глазами, слегка приплюснутой мордочкой и толстеньким животиком. Дети вяжут своим котятам одежду и игрушки. Соревнуются друг с другом: у кого круче?

– Здесь у меня жабка для Басика, черепашка для Басика, сумка, шаль, шапка и куртка – всё для Басика. А эта работа мне нравится больше всего: такого цыплёнка я связала за два дня, он получился лучше всех, – делится Ксения Лыкова.


Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

– Девочки постарше мои помощники. Они подсказывают тем, кто только пришёл, когда моих рук не хватает. Они же и вдохновители. Я говорю: приходите со своими работами и покажите, что умеете. Малыши видят и хотят так же. В этом году к нам присоединились первоклассницы. Есения, Сабина, Аврора, Снежана проходят азы вязания. Я им всегда говорю – к 11-му классу вы будете вязать просто замечательно, – рассказывает Мария Латкина.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

«Родилась и знала, что буду учителем»

В педагогику Мария пришла по стопам отца. Леонард Ермолаевич Павловский преподавал труды в нарьян-марской коррекционной школе, учил ребят мастерить из дерева, оленьих рогов. В семье было шестеро детей, Мария – старшая дочь.

– Я родилась и знала, что буду учителем. Изначально знала. Мне нравится учиться самой, а потом учить этому других, – отмечает собеседница.

После школы она поступила в Архангельский пединститут, освоила профессию учителя начальных классов и вернулась домой.

– В 1996 году учителя начальных классов были не нужны: меня не брали на работу ни в одну школу. Тогда была маленькая рождаемость, учителей сокращали. Я пошла в школу-интернат работать воспитателем. Там же мне предложили выучиться на логопеда, получила второе высшее образование, – вспоминает педагог.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

В школе-интернате она проработала логопедом 11 лет. Но мечта стать учителем не угасала.

– Мне предложили перейти учителем начальных классов в четвёртую школу! Очень нравилось там, люблю работать с маленькими ребятками. 11 лет вела там уроки, а после жизнь сложилась так, что я перешла во вторую школу, поближе к дому: здесь не требовался учитель начальных классов, но нужен был логопед. Эта работа мне тоже по душе, – говорит героиня материала.

Как появился кружок вязания

Кружок вязания в городской школе №2 появился несколько лет назад. Тогда Ненецкий региональный центр развития образования стал продвигать в округе чемпионат для людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Одной из компетенций для школьников было вязание крючком.

– Мне самой очень нравилось вязать. Я научилась этому во втором классе, ходила на кружок в Дом пионеров всё детство! Проводила там чуть ли не каждый день. Вязали крючком, спицами, делали макраме. Педагогом по вязанию была Надежда Витальевна Созонова. Вязали мои мама и бабушка. Но на кружке было интереснее: мы общались, шутили, делились историями. А директором Дома пионеров тогда была Екатерина Петровна Лыкова, сейчас ко мне на вязание ходят её внучки, – делится Мария Латкина.

В самом начале профессионального пути она уже вела кружок по вязанию в школе-интернате. Обучала девочек вязать на спицах рукавицы, носки, шапки – самое основное, необходимое для жизни.

Узнав об этом, завуч по воспитательной работе школы №2 Ольга Горбунова предложила повторить опыт: «Многие девочки хотят вязать, а наставника нет».

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

Так, кружок вязания открыли в кабинете логопеда:

– Как можно было определить тех, кто сможет участвовать в «Абилимпиксе», если мы не знали, кто умеет вязать? Этот чемпионат – большая удача для нашего региона. Это ведь творческая олимпиада, которая поощряет детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они пробовали, не боялись, участвовали. По всем школам округа прошёл такой клич: ну-ка, первая школа, вторая школа, третья школа – кто умеет вязать?

Сперва за небольшим столом собирались человек шесть. Потом пришли ещё дети – поставили дополнительные стулья. Потом ещё – мест стало не хватать, завуч выделила свободный после уроков кабинет. Теперь и здесь полные ряды юных вязальщиков.

«Профессионал увидит профессионала»

В один из дней на кружок пришла 13-летняя Галина Дуркина. Девочка уже умела немного вязать крючком – несколько приёмов ей показала тётя. Стала ходить.

– Я стала присматриваться к ребятам с ОВЗ, которых можно было бы готовить к чемпионату. Человек, который вяжет, сразу видит: у кого как руки работают, у кого дело спорится. Профессионал увидит профессионала! Я человек увлечённый, Галя тоже. Ей нравится вязать. Она терпеливая, старательная. Так у нас получился успешный тандем, – говорит Мария Латкина.

Педагог предложила школьнице поучаствовать в «Абилимпиксе». Стали готовиться. 1 марта Гале исполнилось 14 лет – с этого возраста можно соревноваться в чемпионате. А уже в апреле состоялся первый региональный этап, нужно было связать робота.

Галина Дуркина. Фото предоставлено Марией Латкиной

– Тогда Галина заняла первое место, и нам предложили поучаствовать в следующем этапе. В прошлом году из-за коронавируса отборочный тур проходил в онлайн-режиме: стояли три камеры, победитель вязал, запись транслировали экспертам. По конкурсному заданию за час нужно было связать одну пинетку, – вспоминает педагог.

«Если что-то не получается – сделай 20 раз»

К отборочному туру Галина и её наставница подошли со всей серьёзностью. Был чётко выстроен план подготовки. Вязать пинетку надо было по схеме: определённое количество столбиков, петель, бантик, виды швов.

– Отрабатывалась каждая операция. Мы засекали на секундомере вязание каждой детали: подошва, взъём, манжета, бантик. Три раза связали, четыре – ага, улучшение! Думала, мне эти пинетки сниться будут. Столько мы их навязали. Обвязать подошву изделия нужно было «рачьим шагом». Очень сложно он давался. Принцип был такой: если что-то не получается – сделай 20 раз. Получится, – делится Мария Латкина.

Галина Дуркина вошла в пятёрку лучших вязальщиц своей возрастной категории по России.

Галина Дуркина. Фото предоставлено Марией Латкиной

Мастерицы стали готовиться к Всероссийскому этапу «Абилимпикса». Конкурсное задание предполагало вязание пляжной сумки.

– Мы этих сумок связали больше 20 штук. Всё по отработанной схеме: высчитывали, сколько времени уходит на каждую деталь, сборку, ручку. Вязали сумки, распускали и снова вязали, – говорит наставница.

В 2021 году Всероссийский этап чемпионата отменили из-за коронавируса. Соревнования перенесли на 2022 год, объединив конкурсантов прошлого и этого года.

Подготовкой к чемпионату Мария и Галина занимались всё лето и осень. Все операции были отточены, но за 10 дней до соревнований пришло известие: конкурсное задание изменено.

– Это было сделано, чтобы участники 2021 и 2022 годов были в равных условиях. Иначе получается, что одни тренировались год, как мы, а вторые только начали. Была дана сумка совершенно другого плана. Да, из похожих элементов, но сборка другая, добавился декор, застёжка. Новое конкурсное задание стало нашей настольной книгой, – рассказывает Мария Латкина.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

Изучить эту настольную книгу помогла сотрудница Ненецкого регионального центра развития образования Елена Туманова.

– Елена Геннадьевна вела нас к победе шаг за шагом. Вместе с ней мы вникали, вчитывались в каждый абзац. Очень много было встреч, тренировок по вязанию, километры ниток… Огромное ей человеческое спасибо, – отмечает педагог.

Участникам финального этапа нужно было связать сумку по схеме, а декорировать – по собственному творческому замыслу.

– Здесь и таился самый сложный для конкурсанта момент. Предстояло сделать так, чтобы твоя идея была круче. Здесь видно, как мы отрабатывали эти сумки: меняли декор, подбирали, что красивее смотрится. Остановились на застёжке пончик. Давался непросто, но ответ был один – сделай 20 раз, и всё получится, – улыбается героиня материала.

Новая сумка также была разбита на элементы. Вязали на время: первый шестиугольник – 41 минута, второй – 36, донышко – 22 минуты, обвязка декоративная – 7 минут.

Таблица с результатами. Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

– Мы не просто отрабатывали последовательность сборки, мы знали среднее и лучшее время. Например, сначала время сборки сумки составляло 14 минут, потом 12, а затем 9. На очном этапе конкурсантам давали три часа на выполнение задания. После выполнения всех операций у нас оставалось 18 минут, всегда нужно было иметь время в запасе, – делится Мария.

«Торопись медленно»

Успеть за отведённое время – ещё не значит стать победителем «Абилимпикса».

– У нас был девиз – торопись медленно. Вроде надо было и поторапливаться – конкурсное задание нужно успеть сделать за отведённое время. Но при этом работа должна быть качественной, – отмечает Мария Латкина.

Много внимания мастерицы уделили декору. Опробовав много вариантов, остановились на колосках. Это редкое украшение не повторил никто из конкурсантов. Выполнены колоски в другой технике – плетутся руками, а не вяжутся, что показывает мастерство рукодельницы.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

– Многие участники делали кисточки, но мы посчитали, что это банально. Договорились, что если времени будет не хватать – надо сделать хотя бы один колосок. Когда поехали на «Абилимпикс», сидели в самолёте рядышком: плели колоски. Засекали время. Я знала, что на колосок у Гали уходит две с лишним минуты. В Москве она успела сплести три колоска, – говорит педагог.

И вот – долгожданные соревнования.

– Все замечания, которые мы находили во время подготовки, все этапы я выписала на листочек и повторяла Гале как мантру: «Кольцо амигуруми в самом начале. Все центры должны быть одинаковыми. Всегда считаем петли, ведь там высококлассное жюри, они тоже будут считать петли в каждом ряду. Я думаю, они специально выбрали такую фактурную нить – чтобы считать было удобнее. Всегда поправляем сумочку. Нежно. Соединяем одной ниткой. Кончики у пончика делай короче. При вязании шестиугольника увеличивай скорость, разгоняйся – сэкономишь время, оно пригодится для декора. Убираем ниточки походу». Все эти замечания Галя знала уже наизусть, мы повторили их и в самолёте, и перед входом на площадку чемпионата, – продолжает Мария.

Итоговая сумка перед Чемпионатом. Фото предоставлено Марией Латкиной

Казалось бы, отработай вязание конкретной сумки, придумай декор – и победа в кармане. 

По конкурсному заданию жюри могло внести в итоговую работу изменения – до 30%. Так и сделали: сумка стала на один ряд меньше в каждой из боковых частей и по донышку, а ручку нужно было связать шнуром гусеничка.

– Опытный вязальщик сориентируется сразу, а тот, кто просто натренировался вязать – нет. Вязание это про счёт. Поэтому мы всегда повторяли: надо считать петли. Шнур гусеничка тоже не стал для Гали сюрпризом: в процессе подготовки мы отработали очень много видов шнуров – и рыбий хвост, и двойной воздушными петлями, и гусеничку. Ютуб настолько прошерстили, что были готовы, наверное, ко всему, – улыбается наставница.

Сумка стала меньше, с заданием успели справиться все участники: последний вышел за 11 минут до окончания. На что эксперты сказали: «Да, нам же будет сложнее». Жюри считало петли в каждом ряду, обращало внимание на красоту исполнения.

– Какие были критерии оценки: точно со схемой, аккуратно, ровные ряды. Но главное – чтобы сумку хотелось купить. Это, пожалуй, основной критерий любой ручной работы: бывает что и нитки хорошие, и вязальщица опытная, но нет изюминки, – отмечает собеседница.

Фото предоставлено Марией Латкиной

На площадку чемпионата наставников не пускают: это сделано, чтобы не допустить подсказок. Все дети должны быть в равных условиях.

– Пока я ждала Галю, у меня в голове была всего одна мысль: эта девочка должна все мои и свои задумки сейчас воплотить своими руками. Я сама свяжу, может, сделаю это быстрее и лучше. Но соревнования-то не у меня, а у ребёнка. Волнения не было, когда Галя зашла на площадку. Была уверена, что она выполнит всё на 100%. В последние дни она сумки штамповала, каждая была красива. Мы ехали за победой, – вспоминает Мария Латкина.

«Мы сделали чудо»

Церемония награждения. Галина и Мария пришли в зал, с замиранием сердца слушали результаты: третье место, второе, первое – Ненецкий автономный округ.

– Мы сделали чудо! С нами соперничали ученики и учителя спецшкол, у которых основной предмет – технология. И вот наш кабинет логопеда, где мы ковали эту победу. Я не учитель трудов – просто веду кружок. Но мы достигли таких результатов! В прошлом году мы до неба прыгали, что смогли войти в пятёрку лучших по России. А теперь рады и горды, что привезли в округ золотую медаль! – радуется педагог.

Фото предоставлено Марией Латкиной

В компетенции «Вязание крючком» соревновались ребята 14-18 лет. Многие конкурсанты были намного старше школьницы из НАО. Но победе это не помешало.

– За два года Галя превратилась из девочки, которая не умеет вязать, в вязальщицу-профессионала. Это подтверждает и её награда. Честно сказать, при подготовке к «Абилимпиксу» я и для себя почерпнула очень много: оказывается, столько не знала! Как работать с трикотажной пряжей, как сделать переход от ряда к ряду незаметным и многое другое, – делится Мария Латкина.

Она подчёркивает: любая победа – это хорошая, слаженная работа команды. 

– Хочется отметить и поблагодарить всех учителей школы №2 за помощь и поддержку. Ведь Гале приходилось не только готовиться к чемпионату, но и в учёбе не отставать. Учителя всегда с пониманием относились к трудностям, вдохновляли. Многие коллеги, умеющие вязать, давали практические ценные советы. Мы были рады любым подсказкам, – отмечает педагог.

Фото предоставлено Марией Латкиной

После награждения Мария сразу позвонила мужу и сообщила: у нас первое место по России. 

– Он  мне сразу ответил: «Машенька, я волновался, но не сомневался». Мы много готовились не только в школе, но и у меня дома. Он был невольным свидетелем. Хихикал: «Жена второй год подряд крутит-вертит-вяжет всё какие-то сумки…», – улыбается собеседница.

Вязание живёт

– Вязание крючком сейчас более выигрышно. Уже придуманы машины, которые имитируют вязание спицами. Но крючком ни одна машина не свяжет, нет таких машин, не придумали. Это только ручная работа, а связать можно много всего: и сумки, и одежду Басику. Мы даже мочалки вязали на кружке. Вязание живёт: меня научила мой педагог, я научила девочек, они научат ещё кого-то, – рассуждает Мария Латкина.

Сейчас первоклашки второй школы, заходя в кабинет логопеда, с интересом спрашивают: «А где та девочка? Почему она не вяжет?».

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

– Галя приходила сюда каждую свободную минуту, каждую перемену. Последние дни мы готовились особенно много. Для малышей это уже был атрибут кабинета логопеда: девочка, которая вяжет, – смеётся педагог.

Она уверена: в каждой школе должен быть кружок, где ребята смогут научиться делать что-то своими руками:

– Сейчас ни для кого не секрет, что проще достать телефон и поиграть в игры на переменах. Но я всегда говорю: «Девочки, вы не играйте в игры. Вяжите. Потом те, кто играет в игры, будут у вас покупать изделия ручной работы». Так устроена жизнь: всё меньше и меньше людей умеют что-то делать руками. У всех девиз – можно купить. А попробуйте сделать сами! Только прививать любовь к труду, рукоделию, к прекрасному надо с детства.

Фото: Александра Кустышева/nao24.ru



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments