Разговор о самых маленьких. Интервью с неонатологом Ненецкой окружной больницы Елизаветой Рудницкой


Фото: Алексей Орлов/nao24.ru 

Елизавета Адольфовна почти три десятка лет трудится в родильном отделении Ненецкой окружной больницы. Почти каждый день на её глазах зарождается новая жизнь, улыбаясь, она слышит первые крики розовых комочков, выходящих в этот пока чуждый для них мир. О многих малышах она говорит с придыханием, почти как про родных. Да и, наверное, не может быть по-другому в этой профессии. Елизавета Рудницкая — неонатолог. (врач, который с момента рождения в течение 28 дней «ведёт» ребёнка, если он здоровый, и дольше — если недоношенный. - прим АВ.) Но за этим нейтральным «ведёт» порой скрывается очень многое — забота о здоровье совсем крохотных беззащитных существ, радости и тревоги, а иногда и борьба за их маленькие жизни. С Елизаветой Адольфовной мы побеседовали накануне Дня медицинского работника и незадолго до её юбилея.

Первый сертификат

Елизавета Рудницкая родилась в семье председателя колхозов «Харп» и «50 летия Октября» Адольфа Ивановича Маркова и Александры Александровны - заведующей детским садом. Семья сначала жила в Андеге, потом в Красном. Героиня нашего материала окончила красновскую школу, затем поступила в Ленинградский педиатрический медицинский институт, после его окончания вернулась в Нарьян-Мар в 1993 году.

— Когда я вернулась, главврач Виктор Ильич Янзинов мне сказал, что больница остро нуждается в неонатологе. В итоге я отработала год в родильном отделении, потом отучилась ещё год в родном вузе и первой в Ненецком округе получила сертификат неонатолога, - вспоминает Елизавета Адольфовна. - На сегодняшний день у нас работают уже три неонатолога.

Наша беседа — это не пересказ биографии героя материала, перемежающейся с профессиональными терминами и дефинициями. Почти за каждым фактом — человеческая история.

- Маленького Сашу, который родился с недоношенной массой тела, приводят к нам родители на его каждый день рождения. Мы с ним фотографируемся. Три года назад сделали экстренное кесарево сечение, и ребёнка спасли. Отдельное спасибо акушеру-гинекологу Ирине Владимировне Галашевой, благодаря УЗИ вовремя заметила, что ребёнку плохо, - рассказывает Елизавета Адольфовна, вспоминая историю спасённой человеческой жизни.

А ещё, говорит, спасли светлого человечка с пороком сердца из посёлка Варнек. Помощь девочке оказали специалисты медицинского исследовательского центра им. Алмазова, если потребуется, отправляют деток из Ненецкого округа и в научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, перинатальный центр Архангельской областной клинической больницы. Каждая спасённая жизнь — это бесценно...

Многоразовые иглы — в прошлом

Конечно, в нашем интервью заходит речь о классических «тогда» и «сейчас». Тогда — это работа в старом здании родильного отделения до 2008 года. Раньше не было одноразовых игл, многих необходимых препаратов, аппаратов искусственной вентиляции лёгких для детей.
Медицина постепенно менялась. Появились мониторы для слежения за пульсом, давлением, сатурацией (насыщение крови кислородом), первые кювезы, инкубаторы, в которых поддерживается комфортная среда для малышей, - рассказывает неонатолог.

Про родное отделение Елизавета Рудницкая говорит с любовью. В нём созданы все условия для рожениц, отдельные палаты, пеленальные, отдельно — душевая и туалет. В общем, есть всё для появления на свет ещё одного крохотного организма.

Больше всего детей за последние годы в Ненецком округе родилось в 2016-м — 750. После 2018-го пошёл существенный спад. Так, в 2019 году родилось уже 519 детей.

- Сейчас мало стало первородящих, чаще рожают третьего и четвёртого ребёнка. В прошлом году женщина родила десятого малыша. Несовершеннолетних мам очень мало — в 2019-м было меньше десяти. В моей практике самой молодой роженице было 14, самой возрастной — больше 50. От детей, к счастью, отказываются крайне редко. Даже если мама злоупотребляет алкоголем, мы стараемся работать с органами опеки, чтобы выправить ситуацию, - рассказывает Елизавета Адольфовна.

Фото предоставлено Елизаветой Рудницкой

Появление новой жизни

— Люблю присутствовать на родах от начала до конца. Для меня эти дети мои в профессиональном плане. Очень важно, чтобы малыш пережил роды, родился хорошим, розовым, закричал. Лишь через минуту после родов пересекаем пуповину. Потом ребёнок лежит у мамы на груди, слышит её сердцебиение. Стараемся какое-то время эту связь не прерывать. Затем уже меряем давление, температуру, сатурацию, потом снова возвращаем маме, и они уже не расстаются до самой выписки, - продолжает врач-неонатолог.

Всё чаще происходят партнёрские роды — когда папа хочет присутствовать при рождении ребёнка:
— У нас есть школа для беременных при женской консультации. Там мы всё рассказываем в том числе и о партнёрских родах. Я хорошо к ним отношусь. Всё-таки мы, врачи, чужие для роженицы, а муж — родной человек, чувствует её боль, страдания, это её поддержка.

Малыш в чуме

Конечно, хорошо, когда ребёнок рождается в комфортных условиях в родильном отделении, но, по словам Елизаветы Адольфовны, роды приходилось принимать, что называется, в поле — в сельском ФАПе, чуме и даже вертолёте.

— Не так давно женщина рожала в чуме. Летали в сторону Усть-Кары. На санрейсе была бригада медиков: акушер-гинеколог, анестезиолог, медсестра-анестезист. Интересно, что в чуме, в ненецкой люльке, лежал годовалый ребёнок, мама снова рожала. Родился здоровый малыш. А однажды мы с Еленой Геннадьевной Грин, тогда она заведовала родильным отделением, тоже летали в чум. Долго не могли найти нужное место. Да и вертолёт не мог сесть из-за болотистой местности. Взяли проводника. В итоге всё-таки нашли чум. Но самое интересное, что мама говорила только по коми.  Малыш два месяца жил в отделении патологии новорожденных, его обследовали, сделали документы. А вообще много замечательных людей, с которыми меня свела работа. Часто летали на санзадания с Юносом Дмитриевичем Шумило, Александром Михайловичем Просвирниным. Это профессионалы с большой буквы, всю жизнь отдали работе.

Фото предоставлено Елизаветой Рудницкой

Статистика малых чисел

В последние два года рождается довольно много детей с различными кардиопатологиями, нарушениями ритма сердца.

— Может быть, это из-за того, чтобы мы стали проводить более глубокое обследование новорожденных. Ещё одна причина, вероятно, кроется в не очень хорошей экологии и питании. По поводу низкой смертности. Всегда осторожно говорю про это. Ведь мы являемся заложниками статистики малых чисел. Если даже один ребёнок умрёт — это уже очень много для такого маленького округа. Хочу сказать, что у нас прекрасная команда реаниматологов. Нередко дети выживают с тяжёлыми заболеваниями. Двусторонняя пневмония, отсутствие пульсации пуповины — были детки с такими патологиями. К счастью, удалось спасти, и теперь они радуются жизни. Каждой маме мы даём минимум медицинских знаний, чтобы в том числе оградить её ребёнка от синдрома внезапной смерти. Всем детям делаем ЭКГ, обследуем в отделении патологии новорожденных, если в этом есть необходимость.

Лучшая в России

В 2017 года Елизавета Адольфовна неожиданно для себя стала лучшим неонатологом страны. Накануне нового года заместитель главного врача по лечебной работе Андрей Владимирович Березин настоятельно попросил её поучаствовать в конкурсе.

— Сначала отказывалась. Говорила, мол, какой смысл, там люди науку двигают, такие специалисты в больших городах работают, у них по 10 тысяч детей в год рождается, и я тут буду конкурировать с ними. Но меня всё-таки уговорили. Отправила научную работу, фотоматериалы, мне ещё Владимир Юрьевич Ильин помогал её делать. Когда мне сообщили о победе, я подумала, что это шутка. Оказалось, стала лучшей в России. Это была приятная неожиданность.

Героиню нашего материала и всех медицинских работников мы поздравляем с профессиональным праздником, спасибо вам, дорогие медики, за всё. А ещё Елизавету Адольфовну поздравляем с наступающим юбилеем! 


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments