Маленькие деревушки с одноэтажными деревянными домиками, берега, уставленные лодками рыбаков, горячий закат солнца или утренняя прохлада тумана. И река, которая объединяет это в единую живописную картинку. Такой пейзаж ежедневно наблюдал директор турагентства «Красный город» Юрий Тюлюбаев во время своего сплава по Печоре.
– Всегда хотел увидеть верховья любимой Печоры, пообщаться с людьми. От Якши (посёлок в Троицко-Печорском районе республики Коми – прим.ред) до Нарьян-Мара на берегах стоит 80 населенных пунктов. Когда мы начали плыть, то увидели, что все люди живут и кормятся рекой, перемещаются по ней. И Нарьян-Мар достаточно известен, было очень приятно, что наш город является центром активной жизни. Многие маленькие городки и поселки на Печоре начинают увядать, люди, особенно молодежь, уезжают, или живут наездами, только в летний период. О нашем же городе многие говорили, вспоминали, что работали в Нарьян-Маре, что родственники или знакомые здесь работают. Река всех объединяет, – рассказывает Юрий Тюлюбаев.
Сплав по Печоре был частью научной экспедиции. В «Красный город» обратились учёные из Архангельска, которые выиграли государственный грант на изучение проблемы таяния вечной мерзлоты. В рамках исследования им надо было брать пробы воды в Печоре и из всех её крупных притоков. Причём сделать это было необходимо каждый десять километров на протяжении почти всего течения реки. «Красный город» помог с организацией экспедиции от верховьев Печоры до Нарьян-Мара.
Всего известно о пяти таких поездках за всё современное время. Эта – стала шестой. С одной стороны – невероятная красота Печоры, эстетическое наслаждение природой, с другой – трудности сплава.
– Мы с самого начала понимали, что поездка не будет простой. Уровень воды в реке, особенно в верховьях, очень небольшой. Местные ребята все основные перемещения стараются успеть сделать в период «большой воды», дальше – ездят на маленьких моторчиках, на небольшие расстояния, километров 20-50 от своего посёлка. В отличие от Нарьян-Мара, дно Печоры в тех местах очень каменистое, частые перекаты, проходить их достаточно сложно, если не знаешь фарватер. Мы, конечно, обращались к местным, они нам подсказывали, как лучше идти. Печора в некоторых местах верховий абсолютно несудоходна, глубиной около 20 сантиметров, иногда даже на наших резиновых лодках было трудно плыть: отдельные участки приходилось просто идти вброд, – вспоминает Юрий.
В первые дни у путешественников сломался мотор на одной из лодок, её пришлось отправить в Сыктывкар. Могли возникнуть трудности с топливом: не во всех посёлках есть станции заправки. Для многих сельских жителей Коми проблема снабжения топливом стоит очень остро. Перед экспедицией «Красный город» заранее рассчитал, где нужно дозаправиться, сколько топлива взять с собой. А вот с ночёвками проблем не возникло.
– Все люди, кого мы встречали, очень отзывчивые, дружелюбные. Где мы только не спали! И в бане, и в кабинете главы администрации, и в бывшей школе в Печоре, там сейчас гостиница, – смеётся Юрий Тюлюбаев.
Сплав по Печоре зарядил всю команду экспедиции позитивными эмоциями. Директор «Красного города» отмечает, такой маршрут, объединяющий Ненецкий округ и Коми, мог бы быть интересен туристам.
– Я для себя открыл очень много красивых мест на нашей реке. Лосиная ферма в Якше, уникальный национальный парк Югыд ва, красивейшая деревня Аранец, которая находится всего в 40 километрах от Уральских гор. Ближе к Ненецкому округу есть красивейшее рыбацкое село Хабариха, где я впервые, кстати, встретился со своими родственниками, хотя это всего в трестах километров: многие наши окружные сёла находятся дальше. Убедился, что необходима дорога от Нарьян-Мара в сторону Коми вдоль Печоры. Раньше она существовала в виде зимника, люди постарше, живущие на реке, её помнят и очень нуждаются в ней. Дорога бы дала многое для развития экономики, культурных связей и просто человеческих, вдохнула бы жизнь в наши населенные пункты, – отметил директор турагентства.
Посмотреть фото с экспедиции и получить частичку приключенческого духа можно в нашей фотоленте.
Закрыть