Экономика 29-11-2017, 12:41
Источник Коммерсант

«Роснефть» заинтересована проектом создания порта Индига

Нефтяная компания хочет перенаправить туда свою нефть с месторождений Требса и Титова, поскольку у неё возникли разногласия с ЛУКОЙЛом о стоимости перевалки через его терминал Варандей

Ранее глава Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский в интервью NAO24 озвучил свою позицию, касающуюся данного проекта.

Фото: Антон Тайбарей

- Порт географически очень хорошо расположен, он находится в крайнем участке доступной территории СМП. Кроме того, порт Индига является глубоководным, и нам не надо делать в отличие от Архангельска дноуглубление. Участие в развитии Севморпути перед Ненецким округом открывает хорошие перспективы. Наша задача сейчас максимально активно себя презентовать в качестве такой точки, чем мы, конечно, и будем заниматься. Кроме того, нам необходимо выработать стратегию Ненецкой опорной зоны.

Как сообщает Коммерсант.ru, правительство по инициативе «Роснефти» готово вернуться к обсуждению проекта строительства порта Индига на берегу Баренцева моря и нефтепровода до него. Два источника “Ъ” в отрасли сообщили, что совещание по этому вопросу в Минэнерго было назначено на 1 декабря у замминистра Кирилла Молодцова. Но, как пояснили “Ъ” в ведомстве, оно было отложено, и новая дата пока неизвестна.

Трубопровод до Индиги нужен «Роснефти» для прокачки нефти c месторождений Требса и Титова. Их разрабатывает ООО «Башнефть-Полюс» (75% у «Башнефти», контролирующим акционером которой является «Роснефть», 25% — у ЛУКОЙЛа), добыча в 2018 году прогнозируется на уровне 4 млн тонн.

То есть на долю «Роснефти» приходится около 3 млн тонн нефти, которые компания сейчас транспортирует через терминал Варандей, принадлежащий ЛУКОЙЛу (мощность — 12 млн тонн). Но, поясняют источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, уже несколько месяцев «Роснефть» требует от ЛУКОЙЛа скидку за перевалку (текущая ставка — $38 за тонну). Кроме того, в Индиге «Роснефть» планировала построить завод по сжижению газа («Печора СПГ»), но пока ещё не приступала к проектированию. В «Роснефти» и ЛУКОЙЛе ситуацию не комментируют.

За строительство порта Индига активно выступают местные власти. По расчетам, которые экс-губернатор Ненецкого округа Игорь Кошин направлял в сентябре вице-премьеру Дмитрию Рогозину, общий объём инвестиций в порт составит 353 млрд руб. Еще 190 млрд руб. (в ценах 2015 года) было предложено направить на железнодорожную ветку Сосногорск—Индига.


Вопрос о строительстве магистрального нефтепровода до бухты Индига для нефти из Тимано-Печорской провинции возник в начале 2000-х годов. Но в «Транснефти» всегда говорили, что это направление не является для компании стратегическим на фоне строительства нефтепровода ВСТО. Длина трубы на Индигу должна была составить около 470 км, мощность — около 20 млн тонн нефти с северных месторождений НАО, поясняет советник главы «Транснефти» Игорь Демин. Но тогда, поясняет он, на северо-западе РФ работал только один нефтеналивной порт — Приморск, не было ни Усть-Луги, ни Варандея. По его словам, предварительная стоимость строительства в ценах 2017 года — 200–235 млрд руб. Сейчас нефть месторождений Тимано-Печоры транспортируется по нефтепроводам Уса—Ухта и Ухта—Ярославль, а затем идет на российские НПЗ или на экспорт через Приморск. При этом в 2018 году «Транснефть» проводит расширение трубы от Усы до Ярославля (затраты — около 8 млрд руб.), и «Роснефть» в октябре обратилась к «Транснефти» с запросом на подключение к трубе, поскольку та ближе всего к месторождениям Требса и Титова. Игорь Демин отмечает также, что уже сейчас в Усть-Луге и Приморске есть примерно 10 млн тонн свободных мощностей по перевалке, и профицит мощностей, вероятно, будет расти по мере перенаправления западносибирской нефти в Китай по ВСТО.

Порт Индига помимо нефти месторождений Требса и Титова может использоваться и для перевалки нефти других месторождений Тимано-Печоры, но для этого потребуется расширение железнодорожной инфраструктуры, отмечает эксперт энергоцентра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко. Что касается нефтепровода, то подобный проект еще в 2007 году, в период высоких цен на нефть, был отклонен «Транснефтью» из-за низкой рентабельности, а также сложных погодных и природных условий, а сейчас ситуация только усложнилась. По мнению собеседника “Ъ” в отрасли, едва ли идея строительства нефтепровода в Индигу будет реализована, так как опирается на потребности только одной компании в прокачке сравнительно небольших объемов, которые наверняка не смогут окупить затраты на создание трубы.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments