От неприятного запаха в районе очистных сооружений пока не избавиться

Об источнике специфического запаха и о том, когда он исчезнет, в интервью nao24.ru рассказал заместитель директора по производству Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединённых котельных и тепловых сетей Геннадий Голишевский.



– Геннадий Францевич, люди, проживающие недалеко от очистных сооружений, периодически жалуются на неприятный запах. Откуда он исходит?

– Очистные сооружения - в принципе источник запаха. Именно поэтому существует охранная зона. Для этих конкретных очистных сооружений - 200 метров. Это радиус, в котором нельзя строить жильё, можно гаражи, склады или какие-нибудь хозяйственные постройки. На запах влияют четыре иловые карты, каждая из них имеет площадь 970 м2. Эти карты были построены в начале 80-х годов, когда работал только один корпус. Старые очистные сооружения спроектированы на полторы тысячи кубометров сточных вод в сутки, соответственно, иловые карты рассчитаны на эту мощность сооружений и по тем временам справлялись со своей работой. Такого, как мы сейчас видим, не было, они были практические сухие. Ила было немного, он быстро высыхал и вывозился на свалку. Сейчас такой возможности нет, потому что производительность очистных сооружений теперь не 1,5 тыс. кубов в сутки, а 4 тыс. То есть нагрузка на иловые карты выросла больше чем в два раза, и они не справляются с проектными задачами. 


– Что такое иловая карта?

 Это железобетонный резервуар, куда сбрасывается отработавший ил. Именно здесь находится источник неприятного запаха. Поскольку предприятие работает на биологической очистке, для переработки нечистот используются бактерии. Как только они свою работу выполнят - отходы производства погибают. Вывозить их на полигон в жидком виде не положено, поэтому они теряют влагу на улице. Площадь испарения большая, а отмерший ил имеет специфический запах. То, что остаётся в иловых картах после высыхания, грузится трактором на самосвал и вывозится на полигон ТБО. 


– Как часто вывозят ил с резервуаров?

– С тех пор, как мощность очистных сооружений выросла, до конца эти карты никогда не вывозились, поскольку объёмы поступаемых сточных вод большие. Зимой, когда содержимое резервуаров замерзает, экскаватором удается немного освободить карты. Но это только для того, чтобы летом можно было накапливать. С этим в данный момент ничего не сделаешь.


– Можно ли избавиться от запаха совсем?

 Современные технологии позволяют вообще от этих карт уходить. Вот, например, в Качгорте на очистных сооружениях вообще нет иловой карты. Они там не требуются, потому что применяется технология обезвоживания ила. То есть он становится почти сухим внутри очистных сооружений, сразу же загружается в ёмкость и вывозится на свалку. Выводить ил на улицу в резервуары для просушки нет необходимости. То же самое должно быть и здесь, но реконструкция очистных сооружений не завершена. В новой секции предусмотрено обезвоживание ила, но она не доведена до рабочего состояния. У нас не только с илом проблема, качество стоков должно соответствовать нормам Рыбхоза (рыбоводное хозяйство - прим. авт.), т.е. на выходе после очистки должна быть почти питьевая вода. Поэтому у второй очереди очистных сооружений две задачи. По нашим расчётам, на завершение реконструкции понадобится порядка 40 млн рублей.


– Почему новая секция не была введена эксплуатацию?

– Подрядчик подвёл, не сделал пусконаладочные работы, заспорил и ушёл не в работу, а в судебные разбирательства. Осталось в принципе немного сделать, но сейчас по суду контракт расторгнут.


 Насколько готовы очистные?

Мы приглашали экспертов из Москвы, они оценили готовность работ и сказали, что ничего добавлять не надо, только некоторое оборудование. То, что было установлено - насосы, электроника - работает, необходимо провести пусконаладочные работы. С введением в эксплуатацию новых домов будут необходимы дополнительные мощности. Мы рассчитывали довести мощность очистных сооружений до 5 кубометров в сутки. Надеюсь, в 2018 году дело сдвинется с мёртвой точки. 


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments