От букваря до школьного рэпа
Шесть историй о тех, кто сеет в детских сердцах разумное, доброе, вечное
Лев Толстой
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Осенью в России отмечается сразу два профессиональных праздника — День дошкольного работника и День учителя. Этот материал посвящается тем, кто все свои силы, энергию, время и любовь отдает детям. Тем, кто связал свою жизнь с одной из самых сложных профессий.

«Педагог» в современном мире — понятие обширное. Это и воспитатель в детском саду, и учитель начальных классов или среднего звена, и преподаватель в учебном заведении среднего профессионального образования или в вузе. Сегодня от педагогов требуют многого: безупречный внешний вид, правильная и красивая речь, идеальное поведение и доброе сердце — именно такой портрет педагога, как правило, рисуют родители.

Героинь этого материала объединяет и любовь к своему делу, и жизнерадостность и, например, тот факт, что каждая из них уже в детстве знала, кем станет, когда вырастет…

Учитель с большой буквы
— Пишем в столбик: десница, рамена, вежды, риза… Записали? Итак, начнем, что такое «риза»? Есть у нас с вами риза?

— Нет.

—Если бы мы с вами, ребята, без ризы пришли в школу, нас уже давно в больницу отправили, — шутит учитель, а шестиклассники хохочут в ответ. — Потому что ризой в старину называли одежду.

Вот так, в постоянном диалоге с ребятами, на одном из уроков русского языка изучают архаизмы.

Оказавшись в кабинете Ольги Викторовны Калашниковой, я будто бы перенеслась на десять лет назад, в школьные годы. Та же атмосфера на уроке, те же эмоции. А слушать чистую и грамотную речь этого Учителя с большой буквы — одно удовольствие. На уроках Ольги Викторовны наш обычно неугомонный класс всегда сидел тихо, а домашнее задание выполняли, пожалуй, даже круглые «двоечники». И не потому, что кто-то заставлял. Прийти к Ольге Викторовне без выполненных уроков было попросту стыдно. И даже такой сложный предмет, как русский язык, кажется, давался совсем легко, потому что подача интересная.

Школьный звонок возвращает меня в реальность…

— Ребята, у вас еще четвёртый урок у меня, поэтому оставляем вещи здесь и идем в столовую. Артём, следи там за порядком, я на тебя надеюсь!

И кадеты-шестиклассники дружным строем отправляются на перекус.

— Это Ваш класс? — интересуюсь, усаживаясь за первую парту.

— Да, мои ребята. Второй год с ними!

— Не считали, который это по счёту набор?

Ольга Викторовна отвечает задорным смехом:

— Мой педагогический стаж 28 лет. Поэтому, сколько было классов, конечно, не считала. Моим первым ученикам сейчас 43 года. У меня уже учатся дети моих выпускников. Сама удивляюсь, как время быстро летит. С некоторыми выпускниками мы уже стали просто друзьями. Очень многие ребята звонят, пишут тёплые слова и добрые пожелания и, конечно, поздравляют с праздниками. Не обрывается связь между нами.
— Стандартный вопрос, но без него это интервью будет неполным, почему стали учителем, и почему — русский язык и литература?

— С детства любила учить! Учила сестер, детей знакомых… Наверное, это уже природой во мне заложено, потому что мама у меня тоже педагог. Русский язык и литература — потому что предметы всегда нравились, потому что читала всегда много. Любимым педагогом была учительница русского языка и литературы Вера Васильевна Бабич — это мой пример для подражания, строгая, энергичная и справедливая.

— О строгости, справедливости и энергичности знаю не понаслышке, так как сама у Вас училась. На Ваших уроках всегда была железная дисциплина, но в то же время мы Вас очень любили и уважали.

— Это секрет, который никто не может раскрыть. Наверное, какая-то энергетика хорошая. Задания надо подбирать интересные для того, чтобы класс был во внимании, относиться к детям так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.

Когда я начала работать, мне еще двадцати лет не было, меня спросили, нужна ли какая-то помощь. Я отказалась, потому что с первого урока проблем с дисциплиной не возникало. Хотя голос не повышаю, никаких особых мер не предпринимаю. Знаю, когда можно пошутить, и дети это знают — когда можно посмеяться, а когда нет.

— Появлялись ли у Вас когда-нибудь мысли оставить эту профессию и работать в какой-нибудь другой сфере?

— Никогда в жизни! Никогда! Я даже сама анализирую свой педагогический путь, и знаю, что многим очень тяжело первые 5 лет, или, наоборот, когда уже идет процесс выгорания, когда учитель отработает 10-15 лет. У меня никогда такого не было. Я верна своему призванию, и ни разу не пожалела о том, что я учитель. Как есть призвание — быть художником, музыкантом, врачом, так есть и призвание быть учителем. Куда-то уходить и менять профессию мне никогда не хотелось.

Когда работаю, свободного времени практически не бывает. Сын вырос. Живет, к сожалению, в другом городе. А если бы он был рядом, я с удовольствием его и его семью радовала какими-то кулинарными изысками. Мне очень нравится готовить, осваивать новые блюда. Летом я с удовольствием катаюсь на велосипеде. Ну и, конечно, чтение. Мне очень нравится Ремарк. Любимое произведение — «Прощай, оружие!» Хемингуэя. Зачитываюсь военной прозой. Из русской классики это Лев Николаевич Толстой, «Война и мир», конечно. Ну, а из современных авторов — Сергей Довлатов.

— Что значит для Вас это слово — «дети»?

Дети в разные годы, в разные времена остаются одинаковыми. Многие говорят: вот, раньше были не такие дети — я с этим не согласна. Я работаю 28 лет, и тогда, и сейчас такие же творческие, целеустремленные и доброжелательные. Люблю учить и одиннадцатый класс, потому что в этом возрасте есть свои прелести. Люблю пятиклашек и шестиклашек – это открытость, ты чувствуешь, что ты необходим им каждый день. Ты ждешь тысячи непредсказуемых вопросов «почему?» и должен всегда на них ответить… Я просто люблю детей. Открыта для общения с ними. И поэтому находим взаимопонимание с родителями — всегда им внушаю, что детям необходима их любовь, поддержка, понимание, для того, чтобы в дальнейшей жизни ни о чем не сожалеть.
Любовь воспитателя по имени Любовь
На часах 08:00. Несмотря на раннее время, в детском саду «Гнездышко» уже стоит шум и гам. Нянечка накрывает на столики. Детки, еще совсем сонные, заходят в группу. Здесь их улыбкой встречает Любовь Тихонравова. Совсем молодая, веселая девушка. В саду работает лишь второй год, пришла сюда после окончания педагогического факультета Вятского государственного университета.

— Любовь, на дворе 21-й век, появилось очень много новых, популярных профессий, почему Вы решили связать свою жизнь с дошкольным образованием?

— Этот выбор был сделан задолго до моего осознанного определения с профессией. Я сама ходила в этот же садик. И уже тогда была, можно сказать, напарником наших воспитателей и нянечек. Помогала им.

— Помните свой первый рабочий день?

— Волнительно, конечно было. Масса вопросов в голове: как примут дети, а как отнесутся родители? Мамы и папы — это вообще первые помощники воспитателя. У нас в группе замечательные родители. Всегда могу к ним обратиться, они помогут и подскажут. А с моими ребятами общий язык нашли сразу.

— Как удается справляться с двумя десятками вечно кричащих, бегающих и прыгающих малышей?

— Дети — это психологи. Где-то дал слабину — всё. Они уже чувствуют, куда можно надавить. Поэтому надо сразу поставить себя так, чтобы они испытывали к тебе уважение. Первое время, конечно, было тяжело. Домой приходила, как говорится, без ног. Нужна была тишина. А потом втянулась. Сейчас всегда прихожу с хорошим настроением на работу, а самое главное — дети встречают с улыбками. Усталость, да, она, конечно, есть, но это приятная усталость.


— Есть еще какие-то сложности в этой профессии?

— Даже мои наставники говорят: раньше были не такие требования в плане программы, в плане обучения детей — все было проще. Сейчас уже есть своя программа. Есть определенные нормы ФГОС, которых мы придерживаемся при воспитании и обучении детей. Ну ничего, справляемся. Они учатся, мы тоже учимся. Мы же не зря зовемся педагогами. Постоянно узнаем что-то новое, изучаем литературу. Хочу сказать спасибо нашему методисту, моим коллегам — воспитателям, которые помогали в первое время, да и сейчас всегда готовы что-то подсказать и показать. Коллектив у нас очень хороший. Наверное, благодаря этому мне так легко работается.

Пока мы записывали интервью, в группе было довольно спокойно. Воспитатель, конечно, пару раз отвлеклась на замечания к своим чадам, которые слишком громко обсуждали чью-то победу в гонках на игрушечных машинах. У здешних мальчишек это любимая игра. Ну а девочки, конечно, воспитывают кукол. Кто знает, может быть, среди этих маленьких леди тоже есть будущие педагоги.
Первый раз в первый класс
Сейчас речь пойдет ещё об одном учителе, который только начинает свой педагогический путь. Нашу следующую героиню зовут Галина Валейская. Она родилась и выросла в старинном селе Ома.

— Я с детства постоянно находилась в школе. И мне нравилось там находиться. У меня мама — учитель русского языка и литературы. Когда стала постарше, подумала, что не буду учителем. Потому что видела, какой уставшей приходит с работы мама. Впрочем, в восьмом классе гены взяли свое, и я стала уже себя морально готовить к этой профессии. После школы поступила в Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж. Проходила практику в третьей школе на протяжении всех лет учебы, достаточно хорошо себя зарекомендовала и меня пригласили работать в эту школу.

— В этом году Вы пришли работать в школу. Вспомните первое сентября, что Вы чувствовали?

— Безумное волнение, даже страх присутствовал. Я немного боялась детей. Не знала ведь, какие дети ко мне придут, какие родители. Но все прошло замечательно. Сейчас я уже освоилась, стало намного легче. Хотя до сих пор, когда прихожу домой, не перестаю думать о детях и о том, какой день будет завтра.

— Удается ли держать дисциплину на уроке?

— У меня первоклашки, их внимание пока еще недостаточно хорошо сосредоточено. Но на большую половину урока удается их дисциплинировать. Старыми методами. Если они, например, начинают вести себя плохо, я им говорю: «Так, у меня сейчас вот эта «колоночка» плохо себя ведет. Проводим конкурс на самую лучшую парту и самую лучшую «колонку». На доску вывешиваю табель с оценками по поведению для каждой «колонки». И они уже не хотят подвести, поэтому сидят ровно и спокойно. А вообще, я очень их люблю. Они такие интересные, каждый подойдет, что-то спросит. Не похожи друг на друга абсолютно.
Гордое звание «Любимый учитель»
— Когда-то я ругалась на студентов, но мне сказали: «Надежда Александровна, не ругайтесь, Вы не умеете».

С этой фразы началась наша беседа с молодым педагогом Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа. Надежда Панова родилась и выросла в Нарьян-Маре, училась в пятой школе, окончила Поморский государственный университет по специальности «учитель математики и информатики». В колледж пришла работать в 2006 году.

Студенты Надежду Александровну любят и уважают: «Она добрая, веселая и понимающая. Мы с ней очень подружились и любим ее. Она очень современный педагог. Мы выпускной курс, и будет очень грустно расставаться с ней», — делятся своими мыслями ребята.
— Надежда Александровна, давайте представим на минутку, что у Вас есть возможность пойти по другому пути и выбрать иную профессию?

— У меня второе образование «бухгалтерский учет». Но я себя не представляю в бухгалтерии. Вообще, в нашей семье не было педагогов. Мама — товаровед. Папа был и диктором на радио, и помощником бурильщика, потом занимался политической деятельностью. А я свое педагогическое мастерство оттачивала на младшей сестре. Мы с ней всегда играли в школу. Сейчас я очень комфортно чувствую себя в педагогической профессии. Очень нравится, что ни одно занятие не похоже на другое. Поэтому менять ничего не хочу.

— С какими сложностями Вам приходится сталкиваться?

— В каждой профессии есть изъяны. В нашей — это большое количество бумажной работы. Иногда хочется даже сказать: не мешайте педагогу работать, не мешайте творческому процессу своими требованиями и документацией.

— Вас очень любят студенты. В чем секрет?


— Я считаю, что самое главное — это взаимопонимание. Надо брать во внимание, что и у них пока свои интересы. Конечно, можно поругать, можно пристрожить, можно отчислить… Но перед нами ведь не эта задача стоит. Наша задача — привить студенту способность учиться.

Активность, жизнерадостность, любовь
Три фразы, указанные в этом заголовке, полностью отражают отношение Ирины Бодровой к своей работе. Об этом педагоге уже много рассказывали и в газетах, и на телевидении. Активная, позитивная и современная — именно так ее характеризуют студенты. В кузнице педагогических кадров Ненецкого округа — Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже Ирина Бодрова работает заместителем директора по воспитательной работе. Раньше работала в Ненецкой школе-интернате имени Пырерки. Пока мы записывали интервью, к Ирине Энановне не раз заглядывали ребята — именно в её кабинете концентрируются самые активные студенты.

— Ирина Энановна, расскажите, почему Вы выбрали эту стезю. Мне вот достаточно сложно понять, почему люди идут в педагогику. Это ведь очень тяжелый в эмоциональном отношении труд.

— Я даже не знаю, в каком возрасте это у меня началось — в пять, шесть, семь лет… С детства мама кричала с балкона: «Ира, оставь детей. Не таскай их!». Я, в принципе, никогда не хотела быть никакими певицами, актрисами, космонавтами. Я хотела быть воспитателем, учителем, тренером. Да, очень тяжело! Тяжело эмоционально. Самое дорогое у нас — время. У педагога нет такого: пришел в 8 и ушел в 12 на обед, пришел в час и ушел в 5 домой. Ты все время на этой «волне». Бывает, и в час ночи переписываемся со студентами, если готовим срочно какое-то мероприятие. Благо, сейчас техника позволяет.

— Как начинали свою карьеру?

— Я начинала работать в садике. Раньше была такая политика: пришел работать в садик — взяли в этот же садик ребенка. А уже в 1992 году пришла работать в школу-интернат. Отработала 20 лет. Честно говорю, я не представляю себя на другой работе, и не потому что я какой-то там великий педагог. Нет. Я ничего другого не хочу делать. Единственный минус — сейчас уходит много времени и энергии на эти вот отчеты, бумаги и прочую «писанину». А хочется просто пойти и работать с детьми, проводить акции с волонтёрами или делать какие-то дела со студсоветом.
— Бытует мнение, что у педагогов не всегда хватает времени на своих детей? Это правда?

— Не остается времени на своих детей у нас в голове. Я очень долго об этом думала, переживала: Господи, как они обделены моим вниманием, не видят меня совсем, я ушла на работу, они еще спят, прихожу с работы, они уже спят… Когда я им все это озвучила, они мне ответили: «Мама, ты что? Мы всегда, даже когда тебя нет, о тебе помним. И чтобы не расстраивать, всегда делаем уроки вовремя и выполняем домашние обязанности, о поступках каких-то думаем: а что сказала бы мама?». Поэтому здесь все зависит и от самих родителей, и от детей.

Учительство как песня
— Бывает народный хор, бывает церковный. Как вы думаете, ребята, мы - то с вами можем хором быть?

— Можем.

— А какое главное правило надо соблюдать, когда поёшь хором?

— Нужно слушать друг друга и петь синхронно.

— Правильно. А еще нужно ровненько сидеть. Слушать самого себя и, конечно, распеться…

И в кабинете музыки Искательской школы зазвучало фортепиано… «До, ре, ми, фа…», — тянут ребята, а после исполняют песню «Конь» группы «Любэ», разучивают песню ко Дню учителя, а в завершении урока читают школьный рэп…

Уже на перемене мы беседуем с Жанной Васильевной Басовой, учителем музыки в Искательской школе, почетным работником образования Российской Федерации и просто милой и красивой женщиной. Ее педагогический стаж — 30 лет. Учителем она решила стать по той же причине, что и наши предыдущие героини: просто с детства любила играть в школу.

— Жанна Васильевна, Вы уже на протяжении тридцати лет приходите каждое утро в школу и ведете уроки музыки. Не надоело?


— Нет. Я на своем месте и люблю свою работу! Предана ей. Я приехала сюда из Сибири. Я коренная сибирячка, из Кемеровской области. По первому образованию филолог. Но, когда я получила это образование, я поняла, что не туда пошла, русский язык и литература — это не моё. Душа требовала музыки, сердцу ведь не прикажешь. Поэтому я получила второе образование в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства и с тех пор работаю. Мне на пенсию уже скоро выходить, а я не хочу. Буду и на пенсии работать.

— Мы сегодня побывали на Вашем уроке. Честно говоря, поразило разнообразие репертуара. Это и народные песни, и классика, и даже рэп…

— Каждый учитель должен чему-то учиться у детей. Я, например, учусь их мобильности, их современности, я шагаю вместе с ними вперед, молодею вместе с ними. Поэтому и репертуар мы подбираем вместе с ребятами. Берем те песни, которые им интересны. Например, группа «Любэ» им очень нравится. Ну и школьный рэп сегодня — это необходимость. Дети сейчас такие современные, они с удовольствием читают этот рэп. Тем более, он тематический, школьный и со смыслом.

— С детьми, наверняка, у Вас хорошие отношения?

- Ну вот, мой 5 «Б» зашел в кабинет. Мои малыши. Смешные такие они. Я перестраиваюсь, потому что выпустила в прошлом году 11-й класс и, конечно, первое время была в шоке. Знакомимся с ними. Они меня изучают, прощупывают. Дети, они ведь, очень тонкие психологи…

П.С.
Автор этого текста тоже имеет косвенное отношение к педагогике. И пользуясь случаем, не может не похвастаться тем, что принадлежит к педагогической династии Выучейских. Дедушка Иван Выучейский десятки лет отдал учительской профессии. Бабушка Лидия Ефимовна многие годы была директором Оксинского детского сада. В наши дни воспитателем в детском саду работает мама, Ирина Ивановна Выучейская. Тети и дяди, сестры — практически все заняты в сфере образования.

Завершая рассказ о тех, кто преданно служит педагогике и отдает свои силы, энергию и время нашим детям, хочется от всей души поздравить их с профессиональным праздником! Низкий вам поклон!

Фото: Антон Тайбарей