— О строгости, справедливости и энергичности знаю не понаслышке, так как сама у Вас училась. На Ваших уроках всегда была железная дисциплина, но в то же время мы Вас очень любили и уважали.
— Это секрет, который никто не может раскрыть. Наверное, какая-то энергетика хорошая. Задания надо подбирать интересные для того, чтобы класс был во внимании, относиться к детям так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.
Когда я начала работать, мне еще двадцати лет не было, меня спросили, нужна ли какая-то помощь. Я отказалась, потому что с первого урока проблем с дисциплиной не возникало. Хотя голос не повышаю, никаких особых мер не предпринимаю. Знаю, когда можно пошутить, и дети это знают — когда можно посмеяться, а когда нет.
— Появлялись ли у Вас когда-нибудь мысли оставить эту профессию и работать в какой-нибудь другой сфере?
— Никогда в жизни! Никогда! Я даже сама анализирую свой педагогический путь, и знаю, что многим очень тяжело первые 5 лет, или, наоборот, когда уже идет процесс выгорания, когда учитель отработает 10-15 лет. У меня никогда такого не было. Я верна своему призванию, и ни разу не пожалела о том, что я учитель. Как есть призвание — быть художником, музыкантом, врачом, так есть и призвание быть учителем. Куда-то уходить и менять профессию мне никогда не хотелось.
Когда работаю, свободного времени практически не бывает. Сын вырос. Живет, к сожалению, в другом городе. А если бы он был рядом, я с удовольствием его и его семью радовала какими-то кулинарными изысками. Мне очень нравится готовить, осваивать новые блюда. Летом я с удовольствием катаюсь на велосипеде. Ну и, конечно, чтение. Мне очень нравится Ремарк. Любимое произведение — «Прощай, оружие!» Хемингуэя. Зачитываюсь военной прозой. Из русской классики это Лев Николаевич Толстой, «Война и мир», конечно. Ну, а из современных авторов — Сергей Довлатов.
— Что значит для Вас это слово — «дети»?
Дети в разные годы, в разные времена остаются одинаковыми. Многие говорят: вот, раньше были не такие дети — я с этим не согласна. Я работаю 28 лет, и тогда, и сейчас такие же творческие, целеустремленные и доброжелательные. Люблю учить и одиннадцатый класс, потому что в этом возрасте есть свои прелести. Люблю пятиклашек и шестиклашек – это открытость, ты чувствуешь, что ты необходим им каждый день. Ты ждешь тысячи непредсказуемых вопросов «почему?» и должен всегда на них ответить… Я просто люблю детей. Открыта для общения с ними. И поэтому находим взаимопонимание с родителями — всегда им внушаю, что детям необходима их любовь, поддержка, понимание, для того, чтобы в дальнейшей жизни ни о чем не сожалеть.