Юрий Бездудный: дорога Нарьян-Мар – Усинск изменит качество жизни в НАО
О дороге Нарьян-Мар – Усинск стоит говорить как о большом межрегиональном проекте: трассе Нарьян-Мар – Усинск – Печора - Ухта – Сыктывкар. Об этом шла речь во время рабочей поездки представителей региональной и федеральной власти на автодорогу.
Фото: Алексей Орлов/nao24.ru
Сегодня губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный вместе с министром строительства и ЖКХ России Иреком Файзуллиным, а также с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым вылетели с проверкой на строящуюся «дорогу жизни».
Здесь трудятся более 500 рабочих, проживающих в двух вахтовых городках, задействованы сотни единиц техник. Работа по строительству дороги Нарьян-Мар – Усинск кипит: до конца 2021 года планируется ввести в эксплуатацию третий этап I участка автодороги, в связи с этим зимник-2022 года составит порядка 32 километров.
Напомним, протяжённость дороги Нарьян-Мар –Усинск составляет более 200 километров: протяженность недостроенного участка на 2015 год составляла 80,5 километров, на начало 2020 года – уже 50 километров. Этот пятидесятикилометровый отрезок поделён на три участка, которые в свою очередь разделены на этапы по степени обустройства. Работы на всех участках выполняет ООО «Техносфера».
Фото: Алексей Орлов/nao24.ru
– Сейчас идёт поэтапное строительство первого и второго участков. Первый участок поделён на три этапа, это три отдельных государственных контракта. Первый и второй этапы этого участка уже введены в эксплуатацию. Второй участок разделён на два этапа, это два госконтракта. Нулевой участок, где мы с вами сейчас находимся, предполагает реконструкцию моста через реку Шапкина, – пояснил генеральный директор ООО «Техносфера» Артур Софян.
Дорога Нарьян-Мар – Усинск относится к четвёртому классу дорог: нескоростная, двухполосная. Покрытие – щебёночно-песчаная гравийная смесь.
Одна из важнейших составляющих работ – не повредить слой вечной мерзлоты. Для этого дорожники используют прослойку из дорнита – это геотекстиль, который увеличивает несущую способность дорожного полотна, препятствует образованию колеи и трещинообразованию в дорожном покрытии.
Фото: Алексей Орлов/nao24.ru
– Дорнит здесь используется в качестве обоймы, он заворачивается туда на нижних слоях. Получается такой сэндвич, чтобы сохранить вечную мерзлоту, и чтобы не было осадки насыпи, – уточнил Артур Софян.
– Мы приглашаем вас поучаствовать в научной разработке по вечной мерзлоте. Это вопрос актуален для севера России и Дальнего Востока, – сказал Роман Новиков.
После обсуждения технологий строительства дороги представители власти отправились к самому мосту через реку Шапкина. По инициативе губернатора НАО Росавтодор рассмотрит вопрос финансирования реконструкции участка 0–97 км дороги Нарьян-Мар – Усинск. Как отметил глава региона, участок строили в период с 1991 по 2004 год, и на сегодняшний день он находится в неудовлетворительном состоянии.
Фото: Алексей Орлов/nao24.ru
– Особняком стоит вопрос об уже построенном нулевом участке дороги: он устарел и требует реконструкции. Округ подготовит обоснование инвестиций на реконструкцию участка. Примем проект на федеральное финансирование, как только у нас будет положительное заключение и аудит обоснования инвестиций, – сказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
– К концу 2021 года мы завершаем строительство огромного первого участка. Но дороги в НАО в целом всё ещё нет. Это крайне важный вопрос для наших жителей: с появлением дороги снизится стоимость продуктов, меньше затрат будет на доставку товаров, – отметил губернатор округа Юрий Бездудный.
– Этот вопрос нужно решать в рамках комплексной программы развития совместно с Республикой Коми. Эту программу надо утвердить и по ней работать. Мы видим положительную динамику темпа работ, приложим все усилия, чтобы эти темпы поддержать, – ответил руководитель Федерального дорожного агентства.
Фото: Алексей Орлов/nao24.ru
Отметим, мост через Шапкина не единственный на дороге в Усинск. Трасса предполагает большой трёхпролётный новый мост через реку Лаявож, три арочных моста: один диаметром 16 метров, два других –диаметром 4,5 метра.
– Сегодня мы смогли убедиться в технологичности того, что происходит на стройплощадке. Такой уровень организации производства позволяет вести работу с опережающими темпами. Губернатор ставит вопрос о сдвиге финансирования и досрочного ввода – мы это поддерживаем. Об этой дороге нужно говорить как о большом мероприятии – трассе Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар. Это поможет развиться всему русскому Северу, а не только НАО, и позволит реализовать транзитный потенциал северной части нашей страны, – подытожил Роман Новиков.
Министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин отметил, что любая дорога сулит изменение качества жизни. Он кратко подвёл итоги визита в Ненецкий автономный округ:
– Поставленные задачи выполнены и перед министерством строительства и ЖКХ, и перед Администрацией НАО.
Фото: Алексей Орлов/nao24.ru
– Нам важно, что Правительство поддерживает наш регион. Все вопросы, которые обсуждались, находят практическое решение: и переселение из ветхого аварийного фонда, и строительство «дороги жизни», которая соединит наш округ с Большой землей. Эта дорога не потёмкинские деревни, это реальный серьезный объект, который поменяет качество жизни в регионе, – заключил Юрий Бездудный.
Напомним, ввод трассы Нарьян-Мар - Усинск в эксплуатацию запланирован на 2023 год. Строительство реализуется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Ранее мы писали, что министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации Ирек Файзуллин осмотрел социальные объекты и жилые дома в Нарьян-Маре, а также провёл совещание по вопросам реализации в регионе национальных проектов «Жильё и городская среда» и «Безопасные качественные дороги».