О стажировках «Газпрома» и Сургуте. Выпускник искательской школы Максим Карпачёв окончил Горный университет с красным дипломом

НАО24 запустили новую рубрику #янакрасный@nao24, где мы рассказываем о выпускниках школ округа, начинающих свой профессиональный путь с получения красного диплома. Мы поговорили с Максимом Карпачёвым, он окончил Горный университет по профилю «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»


Фото предоставлено Максимом Карпачёвым

Чтобы лучше узнать человека, сыграйте с ним в настольную игру. В любую. Наш герой Максим Карапчёв сперва изучит правила, затем объяснит их тем, кто недопонял. В самой игре приложит все усилия, чтобы выйти в победители или хотя бы в лидеры. Так и в жизни.

— Моими любимыми предметами в школе были физика и математика. Я учился в Роснефть-классе, хотел связать жизнь с нефтяной отраслью. В Горный университет поступил по олимпиаде «Гранит науки», которую выиграл в 11 классе. Учился на программе бакалавриата «Нефтегазовое дело» по профилю «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти». Простыми словами: нас учили быть специалистами, которые на основе данных о строении недр разрабатывают сетку скважин и поддерживают стабильную работу месторождения, — объясняет Максим. 

Фото: Антон Тайбарей/nao24.ru

Как студенты забор перчаткой красили 

Часть учёбы в университете выпала на пандемию коронавируса. На контрасте с масками и ограничениями встречи, практики и стажировки казались особенно яркими. 

— После третьего курса я и другие студенты отправились в Сургут — проходить практику. Я работал в компании-дочке «Сургутнефтегаза» — «Фёдоровскнефти». Месторождение находится всего в часе езды от города, поэтому мы  жили в общежитии в самом Сургуте, а утром нас забирал автобус и отвозил на работу.  Незадолго до нашего приезда на месторождении произошёл несчастный случай: рабочий повредил руку из-за того, что не соблюдал технику безопасности. И нас, студентов, к работе допускать не хотели. Это сейчас смешно вспоминать, как ребята красили забор, окуная в банку с краской не кисточки (их почему-то не предоставили), а перчатки, — смеётся Максим. — Но тогда было обидно. «Фёдоровскнефть» выбрала на практику лучших студентов потока и у нас было желание получить реальные практические знания.

Но в любом деле главное настрой. Спустя несколько дней Максим сдружился с геологами, которые работали на месторождении, и вовсю помогал им в работе.

Фото предоставлено Максимом Карпачёвым

— В «Сургутнефтегазе» геологи — это не люди, которые изучают недра, а те, кто занимается разработками месторождения. То есть — на кого я учусь. Я задавал много вопросов, помогал управлять фондом скважин, следил за показателями: измерял уровень жидкости в скважине, давление на забое, на устье, смотрел, какой состав (нефть, вода, газ  и прочее).  Эти данные я вносил и при необходимости редактировал. Мне было очень интересно, узнал много полезного, — вспоминает собеседник.

Первая тройка

Школу посёлка Искателей Максим окончил с золотой медалью. Никогда итоговая оценка не была ниже четвёрки. Если бы не третий учебный семестр в вузе. 

Фото: Антон Тайбарей/nao24.ru

— Я всегда любил и понимал математику, поэтому условия нашего преподавателя — «Если вы идёте на пятёрку, то должны сразу взять билет, заявить, что будете сдавать на отлично, и в числе первых отвечать на вопросы» — меня не испугали. На первом курсе на пятёрку записались только три человека, в том числе я, и мы успешно всё сдали, — говорит Максим.

Программа по математике становилась всё сложнее. Студент-отличник активно помогал однокурсникам готовиться к экзаменам, порой писал чужие итоговые работы. И вот наступает сессия.

— Экзамен в третьем семестре стоял из нескольких заданий. Нужно было решить довольно непростые дифференциальные уравнения, а также ответить на несколько вопросов по терминологии. Здесь, конечно, нужно отметить, что с терминами я не дружу с начальных классов. Наш школьный учитель Светлана Евгеньевна Лобода со мной много спорила из-за этого. А для меня всегда было важно понимать смысл и верно решить задачу, а терминология уходила на второй план. Несложно догадаться, что это меня и подвело, — улыбается собеседник.

Перед экзаменом Максим, конечно, готовился. Всё повторил, термины закрепил.

— Как сейчас помню, преподаватель спросила меня, что такое частное производное. Я верно решил практическую часть, но вот беда — термин рассказал не совсем как в учебнике. Пропустил какое-то слово. И педагог сразу говорит: «Ну, и какая здесь может быть четвёрка? Давайте зачётку. Три». Я был жутко недоволен. Я знал предмет, помог его сдать многим ребятам из своей группы и других направлений. Пошёл в деканат узнать о пересдаче, сказали, что это возможно только в двух случаях: неуд или красный диплом. В итоге этот экзамен по математике я сдавал через 2,5 года уже заведующему кафедрой математики в Горном. Получил, кстати, отлично, — делится выпускник. 

Клуб дебатов

Вернёмся к настольным играм. Представьте, разыгрывается какая-либо карта, и вы с Максимом трактуете её по-разному. Мой совет — завершайте партию или сразу соглашайтесь с доводами такого соперника, если не уверены в себе на 100%. Потому что свою точку зрения в споре Максим отстаивает профессионально. 

— В начале учёбы в университете я интересовался, какие в вузе есть активности. Узнал о Клубе дебатов при Горном. Пришёл на показательную игру. Меня поразило, как люди могут открыто выступать на публике. То есть участникам клуба давалась какая-либо тема, карточка с указанием, какую позицию они должны отстаивать. Уже через 15 минут люди выходили с подготовленной речью, аргументацией. Это выглядело очень убедительно, — вспоминает Максим. 

Он сразу же записался в клуб, вскоре началось обучение.

Фото предоставлено Максимом Карпачёвым

— Мне нравилось, какие разносторонние люди посещают клуб и окружают меня, увлекал сам процесс дебатов. Уже вскоре мы начали взаимодействовать с клубами дебатов из других вузов, вовлекать в процесс всё больше людей. Через некоторое время я возглавил Клуб при Горном. Мы провели два турнира по дебатам: новичковый — «Царь горы» и «Профессиональный открытый турнир Горного университета», выезжали на дебаты в Москву. Дебаты — это не просто спор и аргументация своей точки зрения. Это публичный обмен мыслями, умение слушать и слышать оппонента, знание, как донести свою позицию до третьей стороны, которая не участвует в дискуссии. Всё это очень пригодится в жизни, — говорит собеседник.

Стажировка в лаборатории «Газпром»

Ещё одна любовь Максима — кейсовые чемпионаты. Это вид соревнований, где решается какая-либо актуальная задача.

— Допустим, у вас на месторождении упала добыча нефти. Нужно выяснить причину, с чем это может быть связано и предложить оптимальное решение, — поясняет Максим. 

Такие чемпионаты открывают большие возможности для молодых профессионалов. Так наш собеседник попал на стажировку в лабораторию «Газпромнефти» при Университете ИТМО.

— На стажировке в лаборатории помогал исследователям в области технологических жидкостей производства. К технологическим относятся многие жидкости, например, смазки для механизмов, буровые растворы, жидкости глушения скважин. Мы исследовали эти жидкости, их различные показатели — температуру вспышки, натяжение, вязкость, температуры кристаллизации, какое количество осадка остаётся после их испарения или горения, — продолжает выпускник Горного.

Тема его диплома была связана с глушением скважин. Стажировка дала большой объём информации для написания выпускной работы.


Фото предоставлено Максимом Карпачёвым

— Я много общался со специалистами, уточнял информацию по теме глушения, спрашивал, какие жидкости применяются в компаниях, какие есть новые разработки. Это очень полезный опыт не только для диплома, но и исследований, и карьеры в целом, — считает Максим.

Нефть + экономика

— Красный диплом никогда не был самоцелью. Я привык ответственно подходить к учёбе ещё со школы, для меня важнее знания, а не оценка. А если ты знаешь — средний балл и так будет высоким. То есть если бы мне сказали, что красного диплома не будет — я бы не стал стараться меньше, — размышляет Максим.

Сейчас молодой человек поступает в магистратуру на экономическую специальность.

— Я всегда интересовался экономикой, инвестициями и управлением. Это не значит, что я планирую покинуть нефтяную отрасль, просто мне хочется больше знаний. Мне интересно рассматривать нефтегаз не только со стороны инженерного дела. Здорово, когда ты можешь подобрать технологию, которая — упростим — позволит тебе добыть много нефти. Но вопрос: стоит ли эта технология того. Возможно, мы потратим на это куда больше денег, чем получим в итоге. Любое решение должно обосноваться как технологическими, так и экономическими факторами. И мне хочется развиваться в этом, — говорит собеседник.

Фото предоставлено Максимом Карпачёвым

В приоритете для поступления — Высшая школа экономики в Москве.

— На мой взгляд, сейчас это лучший вуз в сфере экономики и управления. Мне интересна программа «Управление инновационными технологиями в компаниях производства».  Это направление специализируется именно на управлении и внедрении новых технологий в стартапы или уже существующие огромные корпорации, — продолжает Максим. 

Он уверен: использование новых технологий в нефтедобыче очень востребовано. А благодаря трудолюбию и амбициозности достичь можно многого. 



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments