Водитель VS Пешеход: кто виноват?



Мнения пешеходов, водителей и участников ДТП — в материале НАО24
В один из осенних вечеров, выезжая с работы, я чуть было не сбила человека. Заметила силуэт, когда до него оставалось буквально два метра. Чудом успела вдавить «в пол» педаль тормоза. Женщина в чёрном плаще прошла, как ни в чем не бывало. По дороге домой в голове крутилась только одна мысль: «А если бы я не заметила… А если бы не успела…».

Учитывая, что женщин за рулём нередко называют «обезьяной с гранатой», а читатели-мужчины, наверняка, так и подумали, прошу не считать этот материал оправданием. Ведь осенью, когда дождь льёт почти круглосуточно, а фары встречных машин «слепят» с удвоенной силой, отражаясь от мокрого дорожного полотна, в подобную ситуацию попадал едва ли не каждый второй автомобилист нашего города.

В городах, где фонари установлены лишь по одной стороне проезжей части, некоторые пешеходы переходят дорогу там, где им заблагорассудится, а к светоотражающим элементам многие относятся скептически, риск оказаться под колесами автомобиля или задавить человека увеличивается в разы. И почти всегда пешеход будет считать виноватым водителя, а водитель — пешехода.
Пешеход
В хирургическом отделении Ненецкой окружной больницы нас встретил Вячеслав Цвында.

— Катюша обязательно поправится! В результате ДТП она получила закрытый многооскольчатый перелом костей правой голени со смещением. Мы прооперировали девушку. Сейчас ей предстоит курс восстановления, — сообщает нам хирург.

В Нарьян-Мар он приехал этим летом. Пока относится к разряду пешеходов. Говорит, по темным улицам ходит очень осторожно. Всегда останавливается у пешеходных переходов, а на «зебру» ступает, только убедившись в том, что автомобиль пропускает. Доктор привел нас в палату Кати Соколовой. На больничной койке восемнадцатилетняя студентка находится с 3 октября. Катю сбила машина.
— Я возвращалась домой на автобусе. Вышла на остановке. Подошла к переходу и посмотрела направо и налево. Вижу — машины останавливаются. Я спокойно пошла и увидела, что на меня едет машина. После этого поняла, что был удар. Я наступила, сделала один шаг и поняла, что мне больно, и упала. Ко мне начали подбегать люди, спрашивать, что случилось. Я пыталась не паниковать, лежала. Люди смотрели, кто-то сказал, что у меня открытый перелом. Вызвали скорую и ДПС. Мужчину, честно говоря, не видела. Он остановился, но я не видела, чтобы он вышел из машины. Он даже не извинился. Возможно, он не считает себя виноватым.
Водитель
Впрочем, иногда водитель становится заложником ситуации. Часто пешеходы или, к примеру, велосипедисты сами становятся виновниками ДТП. Небольшой блиц-опрос показал, что практически каждый автомобилист хотя бы раз сталкивался с неадекватным поведением тех, кто находится по ту сторону правил дорожного движения.
Такие случаи — сплошь и рядом! Один раз, в районе остановки Геологов, около поликлиники, подросток выбежал перед автобусом прямо на дорогу. Благо, я всегда притормаживаю, когда вижу автобусы около остановок, но даже на скорости 20 километров в час мне пришлось выруливать на «встречку», чтобы не задавить пешехода. Меня тогда всю трясло от испуга, а этот «самоубийца» просто убежал.
Ирина Савельева
Раздражают велосипедисты! Вечно едут не против движения, а по нему, и не оглядываются назад, когда объезжают лужи или ямы, выезжая на проезжую часть. Причем, это не дети, а взрослые люди!
Марина Артеева
Пешеходные переходы слабо освещены. Часто такое бывает, что замечаешь человека в последний момент и экстренно тормозишь. Особенно, когда плохая погода, их вообще не видно — темная одежда, темные вечера.
Вячеслав Соловьев
Никакой освещенности нету, вообще. Вот буквально вчера ехал, не поздно, часов в семь вечера. Пешеходов вообще не видно. Хотя у меня стоят светодиодные лампочки. Почему и аварийность такая. У детей хотя бы есть светоотражающие элементы, их более-менее заметно. А взрослые же обычно в темной одежде — их вообще не разглядеть.
Иван Коновалов
Сентябрьская трагедия
21 сентября, проезжая около дома 22 по улице Авиаторов, я увидела машину ДПС и два автомобиля, мигающих «аварийкой». Был поздний вечер. Часов 11. Проезжая по этому участку утром следующего дня, заметила пятно крови. А через некоторое время прочитала на сайте окружной полиции, что именно случилось накануне. На дороге сбили мужчину. Насмерть. В правоохранительных органах возбудили уголовное дело. Сейчас выясняются все обстоятельства трагедии. Не секрет, что дороги в районе Авиаторов на некоторых участках освещены слабо, либо не освещены вообще. Кроме того, отсутствуют тротуары. Следовательно, пешеходы вынуждены идти по обочине.
Переход, на котором погиб мужчина, не соответствовал ГОСТу. Этот факт удалось выяснить в отделе ГИБДД УМВД РФ по НАО. Владельцу дороги уже направлено предписание об устранении нарушений. По словам жителей дома № 22 по улице Авиаторов, буквально через пару дней после трагедии здесь установили два ярких фонаря.

Аварийные ситуации возникают на многих участках городских транспортных артерий, независимо от того, кому подведомственен тот или иной участок дороги. Как истинная автоледи, могу с уверенностью заявить — освещение практически на всех дорогах Нарьян-Мара слабое. Поэтому, чтобы избежать трагедии, осторожными и внимательными должны быть и водители, и пешеходы.
П.С. В заголовке этого материала поставлен вопрос: кто виноват? Конечно, это вопрос риторический. Ведь каждое ДТП, каждая ситуация индивидуальны. Бывает, пешеходы переходят дорогу там, где не положено, или ступают на «зебру», не убедившись в том, что их пропускают. Бывает, водитель отвлекается на что-то и не замечает пешехода. Случается и такое, что и тот, и другой предельно внимательны, но темень такая, что не видно ни зги. Тогда винят владельца дороги, который должным образом не содержит свое имущество. В любом случае, забывать об элементарных правилах безопасности дорожного движения не стоит, ведь именно беспечность на дороге чаще всего становится причиной трагедии.
Фото: Антон Тайбарей/Алина Выучейская/пресс-служба УМВД России по НАО