Каким станет Нарьян-Мар будущего? Губернатор НАО представил инвестиционный потенциал региона на ПМЭФ

На площадке ВЭБ.РФ состоялся «Арктический день». Главы девяти регионов страны презентовали мастер-планы городов и представили проекты, которые привлекут инвесторов


Фото: Александра Берг/НАО24

Пригласить инвесторов к сотрудничеству — такую задачу ставят перед собой власти Ненецкого автономного округа. В какие отрасли можно вложить капитал? Об этом рассказал губернатор Юрий Бездудный на «Арктическом дне» Петербургского международного экономического форума. 

Лот первый — реконструкция аэропорта

Масштабный проект, к которому НАО планирует подключить инвесторов, — реконструкция аэропорта и взлётно-посадочной полосы (ВВП) в Нарьян-Маре. 

— Полосе почти 50 лет. Для человека это возраст средний, но не для взлётно-посадочной полосы в северном регионе. Она изначально создавалась с целями больше военными, чем гражданскими: рядом с нами Новая Земля. Мы находимся в вечной мерзлоте, взлётка сделана из плит. И сегодня для нас чрезвычайно важно, чтобы мы сделали реконструкцию аэропорта и ВПП, — говорит Юрий Бездудный. 

Он поясняет: уже сделан предпроект реконструкции полосы и терминала,  известны решения, которые лягут в основу будущего проекта. Его стоимость — 10 миллиардов рублей. Инвесторам предлагают государственно-частное партнёрство: вложить часть денег. 

— В свою очередь мы обещаем мегальготный налоговый режим. Инвестор однозначно будет резидентом Арктическом зоны РФ, будут преференции по налогам. И самое главное: мы сами же наполним аэропорт пассажиропотоком. И не только мы, но и те инвесторы, которые уже работают в регионе, большинство из них связаны с нефтегазовой отраслью, — продолжает губернатор.

Лот второй — морской отгрузочный терминал

Ещё один проект, где ждут инвесторов, — морской отгрузочный терминал. Власти предлагают инвесторам подключиться к проекту, который реализует компания «Русхим». Его потенциал оценивается в  210 миллиардов рублей, на сегодня это самый масштабный проект в русской Арктике. 

— Нарьян-марский морской торговый порт имеет сейчас потенциал грузоперевозки 250 тысяч тонн. Но если перенести его в район газохимического комплекса Коровинского и Кумжинского месторождений, который реализуется сейчас в Ненецком автономном округе, и создать там мощную портовую структуру, то потенциал нового Морского отгрузочного терминала вырастет в разы, — рассказал Юрий Бездудный, — Терминал подразумевает не только отгрузку готовой газохимической продукции, но и перевалку огромного количества общехозяйственных грузов, которые будут поступать в процессе строительства и в которых нуждаются жители городской агломерации. 

Фото: Александра Берг/НАО24

В свою очередь округ поможет с налоговыми льготами:

— Мы заинтересованы, чтобы в этот проект заходили новые партнёры, — подчёркивает глава региона.

Конкурентное преимущество НАО — расположение округа вдоль Северного морского пути. Это открывает колоссальные возможности для тех, кто развивает крупный бизнес в регионе. 

— Есть ещё одна точка на карте — Индига. Это уникальное место, где большие глубины, незамерзающие. Отгрузки возможны в любое время года, даже если там образуется лёд — он ничтожен и не требует для разрушения судов особого класса. На подходе межрегиональный проект «Руститана»: месторождение Пижемское расположено в Коми, но, чтобы вывезти оттуда титановые руды, — нужен выход к Индиге, — продолжает губернатор. 

Сохранять и развивать 

В рамках «Арктического дня» презентовали более 40 ключевых проектов, требующих внебюджетного финансирования, на сумму более 1,5 трлн рублей. Инициативы охватывают такие отрасли, как логистика и транспорт, судостроение и судоремонт, туризм, добыча полезных ископаемых. 

Эксперты поясняют, инвесторы в России привыкли к тому, чтобы вкладывать деньги в сырьевой потенциал. Раньше это обеспечивало более быстрый доход.

Инфраструктурные проекты дольше, однако возле них развивается малый и средний бизнес, увеличивается потенциал. Важно объяснить инвестору преимущества, пользу «длинных доходов». Этому способствует и внешняя обстановка.

Фото: Александра Берг/НАО24

А вот  удержать местных специалистов и привлечь в регионы новые профессиональные кадры, которые будут развивать территорию, поможет строительство жилья: 

— Расселение ветхого аварийного и — самое главное — создание нового жилья для тех мегасырьевых проектов, которые планируются, это одна из основополагающих вещей, чтобы привлекать человеческий капитал. В первую очередь — льготное проектное финансирование. Инвесторам, чтобы масштабировать жилищное строительство в Арктике, нужен длинный рубль по льготной ставке. Мы понимаем, насколько себестоимость выше. Второй момент — сотрудничество в сфере реализации общественных пространств, где мы можем оказывать поддержку и методологическую, и финансовую: общественные пространства у нас включены в инфраструктурные облигации, — говорит заместитель генерального директора фонда «Дом.РФ» Антон Финогенов.

Каждый регион России уникален. И важно учитывать особенности при реализации проектов и будущем планировании. 

— НАО — это аутентичность округа, его национальные и природные особенности. Нарьян-Мару — 89 лет, но русская  Арктика появилась задолго до этого. Пустозерск — первый русский город в Арктике, который появился ещё по велению Ивана III. НАО – это крупные месторождения, и как бы мы ни хотели диверсифицировать экономику, — мы по-прежнему будем нефтегазовым регионом. Это история, сегодняшний день и будущее, связанное с округом как логистическим центром, — заключил губернатор Юрий Бездудный.

Фото: Александра Берг/НАО24



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments