О конкурсах и аукционах. Тезисы прямого эфира с начальником Управления государственного заказа НАО


Фото: Александра Кустышева/nao24.ru

В среду, 7 декабря,  в прямом эфире на вопросы ответил начальник Управления государственного заказа НАО Андрей Полугрудов.

Основные тезисы эфира:

44-й федеральный закон

– 44-й федеральный закон вступил в силу в 2014 году. Основная его цель – урегулировать вопросы, которые возникают при планировании бюджетных средств, их расходовании, в том числе, при исполнении контрактов. Он делится на три стадии: планирование, конкурентная закупка, заключение и исполнения контракта.

Конкурентные процедуры

– В настоящее время их три – конкурс, аукцион, запрос котировок. В конкурсе победителем признаётся лицо, которое предложило наилучшие условия: это цена контракта, квалификация, в том числе опыт, необходимое оборудование и сотрудники. В аукционе победителем признаётся лицо, которое предложило наименьшую цену. Запрос котировок – мини-аукцион, где победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену. Но, в отличии от аукциона, ценовое предложение можно сделать только один раз. Максимальная стоимость запроса котировок – не более трёх миллионов рублей. На 1 декабря 2022 года в НАО было проведено порядка 1400 конкурентных процедур. Из них 60% - аукцион, 39% - конкурс, 1% - запрос котировок.   Существует аукционный перечень, который подтверждён на уровне Правительства РФ, по нему заказчики не имеют право проводить конкурс.

Изменения в 44-й федеральный закон

–   Примерно два раза в квартал вносились изменения в закон. В 2022 году с 1 января закон обновился на 80%. Наиболее значимые изменения – структурировали закон, оптимизировали процедуры, сократили сроки на приём заявок, сократили сроки для работы комиссий, оптимизировали состав документов (убрали лишний бюрократизм). С этого года увеличена обязательная доля закупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25% от совокупного годового объема закупок.

Ошибки и несоблюдение контракта

– Заказчики, которые не централизованно осуществляют закупки, могут совершать ошибки, за которыми последуют штрафные санкции.  Управление проводит конкурентные процедуры и помогает избежать ошибок. Доля централизованных закупок в контексте бюджетных средств составляет более 95%. Доля будет расширяться, чтобы минимизировать совершение ошибок со стороны заказчика.

– Наиболее частая ошибка – несоблюдение национального режима. Национальный режим означает, что заказчики должны определённые виды продукции закупать исключительно у отечественных производителей. Есть разные режимы – полного запрета, ограниченного, условия допуска. На стадии исполнения контракта наиболее часто выявляют нарушение сроков для представления в реестр контрактов.

– При проведении конкурентных процедур участник может сделать запрос для прояснения использования тех или иных параметров закупки. После его рассмотрения Управлением и заказчиком могут быть внесены изменения.  Также участник может подать жалобу в контрольные органы: антимонопольную службу или Департамент внутреннего контроля и надзора НАО. В прошлом году было 33 жалобы (из них три признали обоснованными). В текущем году подано 18 (одну признали обоснованной). Чаще всего жалуются участники, которые хотят предложить товар, который не подпадает под установленные требования. Довольно часто это товар не лучшего качества. Также существуют «профессиональные жалобщики». Они жалобы подают сотнями.

– Нередко бывают случаи, когда на конкурс выходят лица, которые не представляют, где находится НАО, предлагают цену без учёта сложной логистики.  Если такой поставщик выиграл торги, то заказчик может дождаться срока исполнения контракта и, не получив услугу, начать процедуру включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, но это не всегда удобно и быстро. Либо можно оперативно расторгнуть контракт по соглашению сторон. В таком случае у заказчика появляется право заключить контракт со следующим поставщиком.

– В реестр недобросовестных поставщиков попадают по решению антимонопольной службы. Есть несколько оснований для включения: участник не направил проект контракта в обусловленный срок, не представил обеспечения исполнения контракта. Если контракт заключён и поставщик не исполняет или исполняет контракт ненадлежащим образом, то у заказчика есть основания в одностороннем порядке отказаться, но это длительная процедура. Либо заказчик может обратиться в суд, чтобы поставщика признали нарушителем обязательства, и расторгнуть контракт. В таком случае информация о данном поставщике тоже поступает в реестр. Чтобы выйти из реестра, необходимо, чтобы прошло два года. Из заказчиков, принимавших участие в закупках в нашем регионе, 27 попали в реестр недобросовестных поставщиков.

Единая информационная система

– Единая информационная система в сфере закупок – это официальный сайт, на котором аккумулируется вся информация о госзакупках. На ней размещается информация о планах закупок, проводимых торгах, заключенных и исполненных контрактах. Также там присутствует реестр недобросовестных поставщиков, жалоб. Для просмотра открытой части системы не нужно регистрироваться на сайте.  Для участия в закупках или общественном обсуждении необходима регистрация.  Крупные конкурентные закупки подлежат общественному обсуждению (от двух млрд рублей и выше).

Отметим, что эфир был организован при участии ЦУР Ненецкого автономного округа, радио «Север FM» и телеканала «Север». Запись трансляции можно посмотреть по ссылке.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments