Его имя будут помнить всегда. История жизни Ивана Павловича Выучейского


Фото предоставлено родственниками Ивана Павловича

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Ивана Павловича Выучейского – самого известного подвижника образования в Ненецком округе, талантливого организатора, выдающегося человека. Он отдал всего себя Родине и мог бы сделать ещё больше для неё. Его жизнь трагически оборвалась в 35 лет.

Напомним, в честь Ивана Павловича названы улицы в Нарьян-Маре и Архангельске, социально-гуманитарный колледж в столице Заполярья, колхоз в Нельмином Носе. Памятник ему стоит напротив окружной администрации.

Мы подготовили историю его жизненного пути на основании архивных документов, подшивок газеты «Няръяны вындер», записей и рассказов родственников. Через этот рассказ мы постарались передать личность человека, который прошёл очень трудный путь и заслужил, чтобы о нём помнили долгие годы.

Сын тундры

Эта история начинается в марте 1901 года в Большеземельской тундре. У оленеводов-самоедов рождается первый сын, которого называют Ваней. Казалось бы, мальчика ждёт судьба отца – кочёвка, тундровые равнины и верные олени в упряжке. Но не сложилось.

Отец Вани, Павел Выучейский, через шесть лет после его рождения умирает. Через два года не стало мамы, Домники Выучейской. В тундре остаются их дети: Ваня, Евлампий и маленькая Саша. Младших забирает к себе дядя, а восьмилетнего Ваню увозят за сотни километров в сизябский приют при церковно-приходской школе.

Мальчик Ваня учится со старанием, это останется с ним на всю жизни. Он начинает говорить на русском языке, читает первую книгу и делает ещё неровные записи в тетради. Вероятно, он один из немногих в приюте, кто говорит на ненецком, русском и коми языках одновременно.

Другие дети в приюте мальчика из тундры не любят. Вслед ему часто раздаётся: «лопарь», «самоед». Ваня защищает себя, не раз ему приходится драться. В декабре 1914 года он сбегает из приюта.

Мальчик хочет вернуться в родную тундру и знает, куда надо идти. Он отправляется домой пешком в одиночестве, часто голодает. Иногда Ваню подвозят добрые люди. Никто не знает, сколько времени он проводит в блужданиях по тундре, но в итоге отважный мальчик находит дядю, брата и сестру.

Вернувшись домой, Ваня узнаёт, что оленей его семьи забрал богач Николай Беспалый. Долгих три года он вынужден батраком пасти собственных оленей.

– Папа не обращал внимания, что хозяин кормил его из собачьей миски, что дал носить старую, рваную малицу и тобоки, у которых отваливаются подошвы. Он просто радуется, что живёт в тундре, дышит её воздухом, а рядом ходят олени, – пишет его дочь Ада Широкая в своих воспоминаниях.

В это время Ваня учится плести красивые корзиночки из ивы, метко стрелять.

– Мама говорила, что утку он стрелял только в глаз, – добавляет Ада Ивановна.

В конце 1917 года оленей Ване возвращают, ещё два года вместе с родными он живёт в тундре, охотится, рыбачит и работает пастухом. В это время на Север приходит советская власть. Дядя Вани узнаёт, что в Тельвисочный сельсовет требуется переводчик с ненецкого и коми-языков. Он предлагает племяннику поехать в Тельвиску, но тот отказывается. Тогда дядя привязывает Ваню к нартам и увозит в деревню.

«Ванька-писарь»

Как пишет Ада Широкая, отец сначала хочет сбежать из Тельвиски, но решает приглядеться. Иван ходит по селу, расспрашивает местных и понимает, что в его помощи действительно нуждаются.

– Папа стал работать помощником писаря в самоедском исполкоме. Его так и называли «Ванька-писарь». Тогда он понял, что у него нет никаких знаний, что ему надо учиться. Тяга к учёбе у него осталась на всю недолгую жизнь, – вспоминает Ада Широкая.

В 1921 году Иван становится председателем самоедского исполкома в Тельвиске. Помогает ненцам Малоземельских и Варандейских тундр создать первый оленеводческий кооператив «Кочевник».


Фото предоставлено родственниками Ивана Выучейского

– Отцу было больно смотреть, как купцы разъезжают по тундре и обманывают ненцев. Спаивают их, а сами за бесценок или даром забирают пушнину. Поэтому он решил создать государственную продажу в тундре с помощью «Кочевника». И сам ездил в тундру торговать, – поясняет Ада Широкая.

В тундру Иван везёт продукты, ткани, предметы быта и другие товары. Он продаёт их по государственной цене и по установленной стоимости покупает пушнину, которую сдаёт государству.

В Тельвиске молодой человек знакомится с будущей женой Таисьей Кожевиной.

– Чтобы привлечь внимание красивой девушки, он поставил перед её домом нарты и несколько часов подряд прыгал через них, показывая свою молодецкую удаль. Она вышла посмотреть на «прыгуна», так и произошло знакомство. Местным сначала не нравилось, что девушка из рода Кожевиных ходит с самоедом, но всё решил её отец. Таисья настаивала, и он сказал: «Вам жить, вам виднее». В конце 1921 года молодые решили пожениться, – пишет Ада Широкая.


Фото предоставлено родственниками Ивана Павловича

В то же время Иван начинает заниматься образованием. Он проходит в Усть-Цильме учительские курсы, а в 1923 году организует в Тельвиске первую школу для детей кочевников. Молодой человек полностью переходит на учительскую работу и становится директором в этой школе.

– Для работы в школе он привлекает Антона Пырерку. Они вместе составляют словари. Отец хотел учиться дальше и в 1926 году он едет в Архангельск, чтобы продолжить обучение, – вспоминает Ада Широкая.

За два года Иван оканчивает Архангельский педагогический техникум и осваивает программу вечерней школы повышенного типа. С 1928 года работает учителем в Тельвисочной школе-интернате, в 1929 году участвует в создании Ненецкого национального округа. В 1930 году Иван назначен заведующим окружным отделом образования.

В 30-е годы в Ненецком округе открываются школы, техникумы, «красные чумы», где идёт работа по ликвидации неграмотности. Во всём этом принимает участие Иван Павлович. По информации «Няръяны вындер» тех годов, за время его работы число учащихся ненцев выросло с 91 до 630 человек.

Он руководит не только образовательной работой, но и культурно-просветительской. В национальном округе появляются библиотеки и клубы, в сёлах становится всё больше кинопередвижек. В 1934 году Иван Павлович инициирует проведение первой выставки предметов культуры и быта ненцев, ставшей базой для создания окружного краеведческого музея.

– У дедушки постоянно появлялись какие-то идеи, он о многом мечтал, – отмечает его внучка Ирина Козионова.


Фото предоставлено родственниками Ивана Павловича

В 1932 году Иван Павлович помогает оленеводам создать первый ненецкий оленеводческий кооператив (ПНОК), который позднее назовут его именем.

В декабре 1934 года его избирают председателем Ненецкого окружного исполкома. Он становится главой региона.

Молодой председатель

Главной задачей в новой должности Иван Павлович видит развитие оленеводства. Он отстаивает перед центром интересы оленеводов на традиционную хозяйственную деятельность. Это следует из письма, которое Иван Павлович пишет в Комитет Севера при ВЦИК.

Также молодой председатель активно включается в работу по строительству Печорского торгового порта. Как отмечает его дочь, иногда он оставался в порту на ночь.

– Рабочие говорят: «Мы даже не знаем, когда он спит», – вспоминает Ада Широкая.

Иван Павлович, кроме этого, участвует в составлении плана строительства Нарьян-Мара. В годы председательства он подходит к осуществлению своей мечты – созданию постоянной авиационной связи с Большой землёй. Для этого он обращается в различные ведомства центральной власти, пишет Отто Шмидту с вопросами о создании в Нарьян-Маре авиабазы, открытии на территории округа радиостанций, передаче самолётов в округ.

В 1935 году в регионе появляются шесть авиационных маршрутов, по которым в первый год совершено 243 рейса. На этом Иван Павлович не останавливается, он пишет начальнику Северного управления гидрометеослужбы с просьбой создать в Ненецком округе бюро оповещения погоды. В письме он отмечает, что это необходимо для регулярной авиации.

В это время Иван Павлович много ездит по округу. Когда читаешь в подшивках газеты «Няръяны вындер» соболезнования по поводу его смерти, которые присылали из разных уголков тундры, создаётся впечатление, что он был везде и помногу. Все пишут о нём, как о человеке, который всегда был рядом, всегда готов был помочь.

– Он не боялся в одиночку ездить даже в самые дальние сёла и колхозы! Постоянно был в разъездах, – рассказывает его внучка Ирина.

В августе 1936 года Иван Павлович отправляется в свою последнюю командировку.

Выстрелы на «Вайгаче»

Информация об убийстве Ивана Павловича Выучейского приводится из уголовного дела по факту его гибели.

8 августа 1936 года в Варнек из Амдермы прибывает моторный бот «Вайгач». На его борту команда, состоявшая из заключённых амдерминского лагеря. Мотобот должен отправиться обратно в Амдерму с грузом.

В то же время в Варнеке находится Иван Павлович. Он объезжает северные районы Ненецкого округа и держит путь в Амдерму. Председатель окрисполкома пытается договориться, чтобы ему выделили отдельный катер, но ничего не выходит. Он вынужден ехать вместе с заключёнными.

Никто не предупреждает Ивана Павловича об опасности поездки среди заключённых. Ни один не говорит, что у команды «Вайгача» есть ружьё. Капитан судна Эгон Бергольц ведёт в своей каюте с Иваном Павловичем издевательские разговоры о «пьянстве ненцев», об ошибке в ненецкой газете. Он выскакивает из каюты и говорит команде:

– Везём заведующего советской властью!

Бергольц отчего-то сильно нервничает, выходит из каюты на палубу и обратно. На каюте сидит моторист Яков Матвеенко, в руках у него ружьё, из которого он стреляет в воду. Капитан никак не реагирует на это, ходит по палубе и идёт на нос судна. В это время Матвеенко слезает с каюты и через окно убивает Ивана Павловича.

Убийца забирается на крышу каюты и кричит:

– Поворачиваем в Норвегию! И давайте выбросим за борт тело этого комиссара.

Бергольц вбегает в каюту и берёт у Ивана Павловича револьвер. Он выскакивает на палубу и два раза стреляет в Матвеенко. Раненый падает и убивает себя из ружья.

«Матвеенко по постановлению коллегии ГПУ УССР с 1929 года отбывал наказание за участие в контрреволюционной повстанческой организации. Был озлоблен на советскую власть и руководство», – сообщается в деле о гибели И. П. Выучейского.

Человек, который отправил Ивана Павловича на мотоботе с заключёнными, в 1937 году освобождён от уголовного преследования. Эгона Бергольца расстреляют 9 января 1939 года.

«Я так и не узнала его как дедушку»

Незадолго до 120-летия Ивана Павловича встречаюсь с его сыном Владимиром Выучейским и внучкой Ириной Козионовой. Интересно послушать, что расскажут о нашем герое его ближайшие родственники.

– Когда я работал в Варандее, на квартиру, где мы жили, пришёл её хозяин. Говорит: «Володя, к тебе гости». Следом заходят ненцы со словами: «Пришли на тебя посмотреть. Узнали, что ты сын Ивана Павловича, хотели лично увидеть». Оказалось, что они заезжали в Варандей за продуктами, и узнали, что я там. Отца в тундре помнили. Его уважали за многое, в том числе за то, что боролся, чтобы ребята-ненцы получали образование, – рассказывает Владимир Иванович.


Фото предоставлено родственниками Ивана Павловича

– Он никогда не отделял себя от ненецкого народа. Ему платили тем же. При этом я плохо воспринимаю все выдающиеся стороны его личности. Всегда говорю, что дедушка был бы жив, если бы не стал заниматься всем тем, чем занимался. Мне досадно, что я так и не смогла его узнать именно как дедушку, который общался бы со своей внучкой, играл с ней. Такая насыщенная жизнь у него была, но такая короткая! – добавляет Ирина Козионова.

По словам Ирины, старший сын Ивана Павловича уехал жить в Ханты-Мансийский автономный округ, где и умер. Похоронен там же. Дочь Ивана Павловича Ада живёт на юге. Владимир и Ада каждый день общаются по телефону. Она рассказывает, что читает книги, любуется на море.

Именно благодаря Аде Ивановне мы многое знаем об Иване Павловиче как о человеке. Чтобы постараться завершить портрет этого выдающегося человека, приведу несколько черт его личности, которые она упоминает в своих воспоминаниях:

«Характер у отца был очень спокойный, уравновешенный, никогда не повышал голоса. Он любил веселье, шутки, но терпеть не мог сквернословия. Любил быть среди людей, беседовать с ними. Самое главное – умел слушать. Он больше слушал, чем говорил…».

«Когда открыли магазин для ответственных работников, он сразу сказал, чтобы туда не ходили и ничего там не брали. Его правило было таково: «Мы будем есть и одеваться так, как едят и одеваются все люди». Он никогда не думал о себе, о своей выгоде».

«Папе была дана короткая, но очень яркая, насыщенная жизнь, связанная с образованием и развитием Ненецкого округа. За свой народ он отдал свою жизнь. Но жизнь продолжается и мы – дети, внуки, правнуки гордимся своим отцом, дедом, прадедом».

Сегодня, 22 марта, жители Нарьян-Мара и всего Ненецкого округа вспоминают Ивана Павловича. Владимир Выучейский и губернатор Ненецкого округа Юрий Бездудный возложили утром этого светлого дня цветы у подножия памятника в память о великом ненецком учителе.



Фото: Игорь Ибраев/nao24.ru


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments