Первым делом – вертолёты? История молодого пилота Нарьян-Марского объединённого авиаотряда

Сегодня, 9 февраля, в России отмечается День гражданской авиации. Редакция НАО24 поздравляет всех причастных с праздником. Накануне мы поговорили с молодым пилотом Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Павлом Молодовским. Он мечтал стать пилотом ещё со школы. Подробнее — в нашем материале

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

Зима. 6:30 утра, на улице темно и пустынно. Первое, что я делаю, когда просыпаюсь — смотрю в окно: проверяю погоду, лётная ли, будет ли сегодня рейс, говорит пилот Нарьян-Марского объединённого авиаотряда Павел Молодовский. Эта привычка никуда не исчезает и летом: условия Заполярья непредсказуемы, здесь всё решает природа.

— Я захотел стать пилотом ещё в 7-м классе. Мой отец Николай Молодовский работает в авиаотряде, он командир МИ-8, я с детства видел перед собой эталон, представлял эту работу. Это было моё решение, родители никак к нему не подталкивали. Даже не представлял себя в других отраслях. У меня не гуманитарный, а технический склад ума. Мне надо где-то работать руками, предпочитаю что-то связанное с машинами, руки сами этого хотели, — говорит Павел Молодовский.

Герой нашего материала окончил Омский лётно-технический колледж. Это единственное училище в России, где можно получить профессию пилота вертолёта гражданской авиации. Уже на втором курсе студенты погружаются в профессию: постигают азы навигации, изучают авиационную метеорологию, устройство вертолёта, занимаются в авиационном тренажёре — симуляторе полёта. Однако оказаться в небе мечтает каждый курсант.

Первый экзамен. Фото предоставлено Павлом Молодовским

— Мой первый полёт был 22 февраля 2019 года. Первое чувство — страх. В голове только теория, ты всё зазубрил, думаешь, как бы сделать всё правильно, а практики нет. Такая скованность у всех бывает: садишься, руки, ноги напряжены, вокруг шум, винты крутятся. Потом сел, пристегнулся — полетели. У нас были очень понимающие инструкторы, первый полёт длился 40 минут, давали нам попробовать эту машину, в пределах разумного. Ты мог увести её в крен, поднять, опустить, прочувствовать вертолёт полностью, — рассказывает Павел.

В Нарьян-Марский объединённый авиаотряд он пришёл работать чуть больше года назад, но сначала нужно было сдать внутренние экзамены на производстве. Предстояло выучить район полётов: не просто зазубрить границы региона, а запомнить расположение каждого населённого пункта, курс и расстояние до него. НАО — малоориентированная местность. Ориентирами служат нефтяные вышки, реки и озёра. Созерцание пёстрой летней тундры у пилотов имеет прикладной характер. Нужно запомнить очертания местности, иметь представление о ландшафте, а это глина, песок, болото.

Фото предоставлено Павлом Молодовским

Для допуска к полёту нужно сдать и наземную подготовку, подтвердить навыки пилотирования. В училище курсанты летают на пустых вертолётах, в реальных условиях борт может быть загружен по максимуму. Центровка заполненного и пустого вертолёта будет разной.

Первый полёт в качестве второго пилота Нарьян-Марского авиаотряда Павел совершил 31 января 2020 года. Это был рейс Нарьян-Мар – Индига – Нарьян-Мар. Все пассажирские места заняты. Тогда возникло чувство колоссальной ответственности: с пассажирами на борту не может быть неверных решений.

— Конечно, поначалу были сложности. В нашем округе совсем другие погодные условия. За год практики в Омске ни разу не отменили полёт по метеоусловиям. Здесь мы, бывает, сидим до последнего. Округ большой, несколько метеоквадратов: в Нарьян-Маре может быть лётная погода, а в конечном или промежуточном населённом пункте — нет. Первое время была проблема со снежными вихрями: перед тобой просто белое пятно, пустота, происходит полная потеря пространственной ориентировки, глаза бегают по приборам. Сейчас я уже знаю, что надо делать, это постепенно пришло с опытом, — вспоминает наш собеседник.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

В кабине вертолёта находятся три человека: командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик. Бортмеханик полностью отвечает за техническое состояние судна и запускает вертолёт. Второй пилот ведёт штурманские расчёты: рассчитывает время полёта, точки входа и выхода из полётных зон, даёт командиру курс, ведёт радиообмен. Командир выполняет пилотирование и принимает все важные решения, например, в случае экстренных ситуаций. Так на борту происходит тройной контроль: каждый из членов экипажа выполняет свою работу и контролирует работу другого.

- Командиром можешь стать, когда уверенно себя чувствуешь в кабине, знаешь все документы, руководство эксплуатации, имеешь налёт, опыт. Одним из важных факторов станет внутренняя уверенность в том, что ты сможешь быть командиром. У меня это желание есть. Сейчас главное — набраться опыта, я только в начале своего пути, — рассуждает Павел.

В получении опыта помогают коллеги. Авиаотряд — одна большая семья, говорит герой нашего материала. После полёта – обязательный разбор недочётов, потом отработка и закрепление на практике. Учёба не прекращается с получением заветного удостоверения пилота.

— В первый же день моей работы меня встретили очень тепло, приняли так, будто я там и работал. А я ещё тогда ни с кем не летал. Здесь каждый готов прийти на помощь. Например, в обязанности второго пилота входит проведение предполётного инструктажа. В самолётах это выполняют стюардессы. Однако провести инструктаж может и бортмеханик. Эта поддержка многое значит. Я с удовольствием хожу на работу, максимально выкладываюсь, мне нравится. Я ни разу не пожалел, что пришёл в Нарьян-Марский авиаотряд, что выбрал эту профессию, — отмечает молодой пилот.

Фото: Екатерина Эстер/nao24.ru

К своей цели он идёт последовательно. Ступенька от семиклассника, мечтающего стать пилотом, до курсанта вертолётного училища пройдена. Следующая ступень — стать опытным вторым пилотом, затем — командиром воздушного судна.

— Пока я не достигну одного пункта своей цели — следующего не будет, — уверен герой нашего материала.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments