В диких условиях,
или

Как отец и сын путешествовали по тундре
25 июля на странице ВКонтакте молодого программиста Ивана Кутасова родом из Москвы, но живущего в Праге, появился пост: «Завтра я буду в Нарьян-Маре, а в понедельник на вертолёте уже отправлюсь в точку старта. План следующий - от п. Каратайка пройти и обследовать на предмет древних цивилизаций около 250 км тундры и выйти в п. Амдерма». Всё это необычное приключение наш любитель Арктики назвал почти по-жюльверновски «В диких условиях 2020. В поисках Гипербореи». Продолжительность путешествия - 3-4 недели.
Пеший маршрут Ивана Кутасова: от Каратайки до Амдермы
Иван не сидит на месте, любит путешествовать и придумывает для себя самые разные испытания. Например, однажды на мотоцикле рванул из Праги и добрался до мыса Нордкап - самой северной точки Европы, всё путешествие заняло три недели. Ещё одна его страсть - катание на сноуборде.

Казалось бы, сиди в Праге и пей светлое нефильтрованное. Иногда выходи на работу. Европа под боком — Италия, Германия, Австрия, Словакия. Но наш герой совсем не таков. Не манят его Альпы, не хочет задумчиво поглядывать он на готическое здание парламента в Будапеште или с высоты миланского Дуомо смотреть на итальянских щёголей. Да и объездил он всю Европу, бывал в США и Канаде, на Кубе, в Гренландии и на Шпицбергене, три месяца ходил пешком по Норвегии, томился в жарких странах, однако Арктика манила сильнее. Неоднократно наш герой участвовал в морских экспедициях на яхтах, бывал на Новой Земле, острове Вайгач, мечтает отправиться на землю Франца-Иосифа.
На этот раз Иван сделал выбор в пользу бескрайней заполярной тундры...
Иван Кутасов начал пешие походы по Арктике ещё в детстве
Некоторые подробности пешего путешествия из Каратайки в Амдерму Иван рассказал нам по видеосвязи. Начали издалека.

- В свой первый поход я отправился в 6 лет - прошли 100 км по Кавказу, - рассказывает программист из Праги.

Каждый год с детства он куда-то ходит по России: Алтай, Саяны, Хибины, Камчатка. И это далеко не полный список пройденных маршрутов. В Арктике Иван Кутасов впервые побывал в 12 лет, тогда юного Ваню взяли в экспедицию на Новую Землю.
Отец Ивана, Сергей Кутасов, тоже не слишком жалует долгое нахождение в столице. В отличие от сына начал путешествовать уже в зрелом возрасте, а инициатором первого похода стала будущая супруга. Это был Алтай.

В начале лета Кутасов-старший уходит один в арктическую тундру на несколько месяцев. Возвращается осенью. Три года назад потерялся, об этом писало и наше информагентство. Сын каждый год на месяц присоединяется к отцу, и они вместе продолжают пешее приключение.
В этот раз неуёмная отцовская душа желала очередного пешего похода. Экстремальный вояж Кутасова-старшего — это 134 дня пешком, маршрут: Воркута, Вашуткины озера, река Море-Ю, Каратайка , Амдерма, Усть-Кара, Воркута. Всего-то 1410 км на своих двоих. Ерунда для физически подготовленного 65-летнего путешественника. Правда, говорят, местные спасатели каждый раз вздрагивают, когда понимают, что Сергей снова предупреждает их о грядущем путешествии. Родные, конечно, каждый раз волнуются, но папа строго-настрого просит всех не переживать. Рюкзак на плечи — и вперёд.
Летом 2020-го отец и сын встретились в посёлке Каратайка, откуда и начали свой путь. Два дня шли до моря, потом вдоль него, на пути встретили несколько избушек, большинство из которых, увы, разрушенные.

Конечно, были и экстремальные моменты. Однажды пришлось ночевать во время шторма в старой избушке без окон и дверей, с оторванной крышей и без печки.

- Эта избушка нас спасла, палатку мы бы точно не поставили из-за штормового ветра, - рассказывает Иван.

Два дня отец и сын ночевали на метеостанции «Белый Нос», встречали на своём пути и заброшенные метеостанции, прошли канувший в Лету посёлок Хабарово, лицезрели остатки ГУЛАГа, видели открытые гробы и много чего ещё.

Заглянем в рюкзак к Ивану (его содержимое наш герой подробно описывал на своей странице ВКонтакте) и узнаем, что там было из еды. Вес рюкзака 23 кг. С собой самое необходимое. Из еды — по 700 граммов гречки, макарон, сухой картошки, 1,6 кг смеси геркулеса, немного орехов, изюма, сахар, соль, 200 граммов сушёного мяса, малость сушёных овощей, небольшая шоколадка, дабы на первое время подсластить походную жизнь. На ужин — примерно 80 граммов крупы, обеда нет. В общем, меню не для утончённых гурманов.
По пути наши арктические ходоки ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, а щенок Тошка, которого путешественникам из столицы подарили оленеводы, помогал загонять гусей. Ночевали в палатках, иногда в избушках.
После утомительного дневного маршрута можно немного согреться
— Когда долго идёшь, привыкаешь к простой еде. Сидишь, бывало, продрогший в палатке, жуёшь сухарь и мечтаешь — вот приеду в Прагу, зайду в любимый бар, возьму рульку и два бокала пива. В прошлом году так и было. Но проходит время и про себя думаешь — сухарик в палатке всё-таки был вкуснее, - смеётся Иван и добавляет. - А ещё когда приезжаю домой, то не могу первое время на мягкой кровати уснуть, сплю на полу.

«
Один суровый день на Баренцевом море. Смотрите видео!

«
Конечно, читатель задаст вопрос — зачем нашим героям всё это? Зачем эта битва с холодным арктическим ветром, пеший поход через не всегда приветливую тундру? Можно долго писать про отдых души вдали от цивилизации, а можно все формулировки и философские излияния заменить одним словом — тянет. Арктика манит с детства. Каждый год Иван в буквальном смысле сбегает с работы, чтобы остаться наедине с природой, самим собой и испытать себя в очередном путешествии. Вдали от цивилизации и суеты Большой земли наши герои каждый раз узнают что-то новое из истории заполярного региона, по крупицам собирают ценную информацию, общаются с людьми и бывают там, где возможно большая часть наших читателей не окажется никогда.
Каждый год Сергей Кутасов начинает собирать рюкзак под встревоженными взглядами родных. Куда опять собрался?

«
Общаются отец и сын через сателлитный мессенджер. С его помощью можно переписываться через спутник. Даже если нет связи. Очень помогает, если вдруг пути разошлись — можно увидеть координаты. Так они однажды и отыскали друг друга на Кольском полуострове.
На краю земли
Метеостанция «Белый Нос» на берегу Баренцева моря. Там посменно живут три человека. Станцию организовали в посёлке Хабарово ещё в 1940 году, правда, дважды переносили. На то место, где она сейчас, её перенесли в 1957-м.
По пути несколько раз встречали оленеводов...
Про канувший в Лету посёлок Хабарово Иван рассказывает отдельно. Место жуткое и трагичное. Осталось от него несколько полуразрушенных бараков, вышек да колючая проволока виднеется местами. В 1934 году Хабарово превратили в исправительно-трудовой лагерь, входивший в систему ГУЛАГа. А вот, что об этом посёлке можно прочитать в электронном варианте словаря Брокгауза и Эфрона: «Несмотря на свою незначительность, это место в продолжение почти трети года служит центром торговли всей Большеземельской тундры и острова Вайгача. Сюда на лето для церковной службы посылается священник с причетником; прежде, на средства А. М. Сибирякова, здесь был устроен скит, просуществовавший всего 2 года, так как во время второй зимовки из 7 монахов 6 умерли от цинги. Кроме изб, принадлежащих пустозерам и ижемцам, главным эксплуататорам самоедов, здесь летом находится немало самоедских чумов, а также дом священника, часовенка и баня».
Единственная сохранившаяся постройка в Хабарово. По словам Ивана Кутасова, это бывшая баня
Печальное наследие системы ГУЛАГа
Открытые гробы, в том числе детские. Всё это наши полярные волки видели в Хабарово. Жуткое зрелище. Примерно в 80 километрах от Амдермы
Ещё одна метеостанция, «Югорский шар», увы, заброшенная. Немного фактов: в 1913 году возле пролива Югорский Шар была открыта Морская гидрометеорологическая полярная станция. Через 80 лет её ликвидировали, а оборудование перевезли на МГ-2 Белый Нос.
Сейчас здесь много заброшенных строений, техники, запчасти, старые плёночные фильмы... Тут и расположились наши герои на ночлег. В главном корпусе, где ещё был целый пол. Строение постепенно превращается в руины под влиянием неумолимой стихии.
… И вот вдали виднеются пустые глазницы разрушенных домов Амдермы — печальные останки былого величия некогда процветавшего посёлка.
— Первая мысль — а где тут магазин? - смеётся Иван, вспоминая окончание своего пешего маршрута в Амдерме.
Кутасов-младший признаётся: к таким походам привык. Никакого дискомфорта. Идёшь голодный и холодный, а потом находишь избушку с печкой. Растопишь её и понимаешь, что жизнь прекрасна. Включишь песни любимого Высоцкого. Правда, потом из избушки не хочется выходить, - смеётся молодой покоритель Арктики
Иван Кутасов, сбежал из Праги в тундру
Идеальная радуга - вознаграждение после дождливого и тяжёлого дня

«
Иван и Тошка идут по отливу Баренцева моря
Автор: Алексей Волков
Фото и видео: Иван Кутасов, инстаграм - Ikutasoff