Осень в нештатном режиме


О причинах сбоя поставки дров, трудностях в организации пассажирских перевозок и идеях по их решению, просроченном контракте и автоматизации процессов
в коммунальной сфере — в интервью Олега Холодова


«По-моему, результат работы от количества интервью не зависит», — надо признаться, это не самое многообещающее начало встречи для интервьюера. Но именно так началась наша полуторачасовая беседа с главой администрации Заполярного района Олегом Холодовым в его рабочем кабинете.
Когда дров «наломали» не во время

— Почему районные власти так долго умалчивали о сложной ситуации с доставкой дров в сёла? К концу сентября точка кипения достигла предела, и лишь тогда руководство района решило открыто сказать: да, проблемы есть.

— Меня часто упрекают, что я из себя производственника ещё по капле пока не выдавил и поэтому недооцениваю значимость публичной стороны нашей работы. Такая вот деформация мышления. На работе занимаемся ведь не успехами, а проблемами. Говорить о них не хочется, а об успехах — стесняемся. Наверное, из этих мыслей и получается, что интервью не хочу давать. Хотя именно ситуация с поставкой дров в этом году показала, что сильно недооцениваю эту сторону вопроса. Если бы раньше сообщил в СМИ, сказал — да, ребята, есть ситуация, но мы ее контролируем и привезем дрова — то столько вопросов не было. В конце концов, мы так и сделали, но, когда нам уже подсказали. Не дорабатываю в части публичности, понимаю. Пока с этим пониманием и живу.

— Это ведь была первая за долгие годы ситуация, когда риск оставить целый ряд населенных пунктов без дров, был очень и очень высок?

— Да, ситуация нештатная. Не ожидали такого, честно признаюсь. Каждый год мы заключаем контракты на поставку дров весной, в апреле — мае. В этом году все было точно также. По дровам, как и по нефтепродуктам, заключается один контракт: тот, кто выигрывает, сам дрова ищет, сам привозит, в контракте оговорены места разгрузки — по деревням. Почему апрельский контракт выполняется осенью? Потому что лесорубы основную заготовку делают осенью и зимой, потом перерыв, и второй этап их активности приходится уже на лето. Вот эти «летние» дрова нам из года в год и поставляли — почти всегда в сентябре, в соответствии с условиями контракта.
В этом году все шло по плану, подрядчик, который уже не первый год эту работу выполнял, был определён весной. Ничего не предвещало, как говорится. И вдруг в конце августа поставщик сообщает, что есть проблема: с заготовкой всё не так гладко, как хотелось бы. В начале сентября, числа 9-10, мы приняли решение выехать на места заготовки, в район Усть-Цильмы. Убедились, что проблемы есть, и довольно серьёзные. Не стану вдаваться в подробности, поскольку связано это с взаимоотношениями нашего подрядчика и компании, которую он взял на субподряд по заготовке дров. В общем, решать проблему пришлось уже всем миром. Пять раз выезжали на место представители районной администрации, Департамента строительства, ЖКХ и энергетики НАО, «Севержилкомсервиса» (СЖКС). «Вытащили» ситуацию. С месячным отставанием от графика, правда, но вопрос закрыли, народ дровами обеспечен.

— Проанализировали причины срыва поставок?

Конечно, теперь уже, наученные этим опытом, и поняв в чем проблема, в декабре-январе проторгуем отдельно заготовку дров, а весной будем заключать контракты на перевозку. Почему раньше так не делали? Основная причина в том, что это был один общий контракт, а перевозчики (транспортники) не готовы заключать контракты зимой, потому что не знают стоимость топлива на весну, а следовательно, не знают и стоимость транспортных услуг. Поэтому мы ждём от них коммерческие предложения, поступают они в конце зимы — начале весны, а потом только «торгуем». Сейчас мы до нового года будем заключать контракты на лесозаготовку, к февралю съездим, примем этот заказ, и у нас лес уже будет на ответственном хранении. Останется только перевезти. Таким образом мы минимизируем риски. Это решение уже принято.
Посёлок Амдерма


Слабое звено на краю земли


«Опережающий завоз топлива это ведь не только дрова. Если говорить немного шире, то надо сказать, что два года у нас были проблемы по дизтопливу с Амдермой», — собеседник сам завёл тему, получившую довольно широкий резонанс. Она из числа малоприятных и, по философии нашего собеседника, вовсе не относится к разряду тех, на которые хочется говорить.

— «Амдермасервис» предприятие было муниципальное — не района, а посёлка. Учредитель — МО «Посёлок Амдерма». С 2016 года в посёлке начались проблемы с северным завозом в связи с отсутствием средств у предприятия, настолько оно экономически ослабло. Проблема усугублялась ещё и тем, что основная масса поставщиков дизтоплива работает либо по предоплате, либо просит оплату до конца календарного года. Предприятие было настолько слабо, что не могло даже взять кредит — его экономические показатели не устраивали ни один банк. На протяжении нескольких лет их спасала фирма, которая просила окончательный расчет до лета следующего года. И они как-то справлялись. Потом эта фирма в связи с экономическими трудностями ушла с рынка. И «Амдермасервис» «просело». Мы им и в 2016-м вынуждены были помогать, и в 2017 году пришлось подключаться. В итоге, когда в этом году они пришли к ещё более тяжелой ситуации, было принято решение брать дело в свои руки, иначе — опять давать деньги в никуда. В итоге предприятие перешло в район. Электро-, тепло- и водоснабжение передали СЖКС, они уже для себя завезли туда топливо, в этом году на нём работают. Ну а в остальном «Амдермасервис» существует как предприятие, которое занимается дорогами, баней, ритуальными услугами, управлением домами. То есть, в этом году мы получили новую задачу — поставку дизтоплива в Амдерму — и выполнили её уже в августе.
«Вложить миллиард, «отбивать» который придётся десятилетиями — ну мало у нас пока инвесторов, кто работает на перспективу в 30-40 лет. Какой инвестор на это пойдет?»

Газовый дефицит


КОСы в посёлке Искателей — ещё одна тема, сохраняющая повышенный интерес к себе на протяжении последних лет. Два года просрочки по сдаче объекта, не расторгнутый контракт, и, как говорят специалисты в сфере ЖКХ, неспособность работы очистных сооружений без прокладки коммунальных сетей. Есть аргументы, объясняющие отсутствие движения по объекту?

— Начну с последнего — зачем нам комплексные очистные сооружения (КОС) без сетей. На самом деле, это не ошибка. Задумано было все правильно: делаем проект на КОС, а годом позже – на сети. К моменту сдачи очистных должно было начаться строительство сетей, и даже отчасти завершено — близких географически к КОСам. То есть, часть поселка Искателей должна была быть уже подключена к этим очистным. Так было задумано: с разбегом в год эти проекты должны были быть реализованы. Но когда КОСы начали строиться, сначала пошла задержка, потом тяжелая экономическая ситуация, и проект сетей, который стоил, если мне память не изменяет, порядка 800 млн рублей, отложили: «давайте чуть попозже, пока с деньгами туго». Тем более, что в проекте этих очистных изначально заложена возможность работать на привозных стоках. То есть, предполагали начать работать на привозных, ну а через годик-другой заняться сетями.

В связи с перераспределением полномочий передали проект по сетям в округ. Своих средств не хватало, решили найти инвестора. На каком-то этапе смету пересчитали, и она ушла за миллиард — вроде бы как более привлекательная для инвестора. Но я на это пессимистично смотрел, потому что вложить миллиард, «отбивать» который придётся десятилетиями — ну мало у нас пока инвесторов, кто работает на перспективу в 30-40 лет. Какой инвестор на это пойдет? В итоге, как я понимаю, инвестор так и не был найден, поэтому до сих пор все это дело и не реализовано. На мой взгляд, чтобы осуществить проект, надо реализовывать его по частям, и за несколько лет сети можно построить, тем более, проект уже разбит на несколько частей.

— Так если есть смысл и возможность работать на привозных стоках, почему не работаете по этой схеме?

— На самом деле, они [КОСы] сегодня находятся в очень высокой степени готовности, причём, давно, больше года. Мало того, они в такой степени готовности, что могут при выполнении определенных условий в течение 2-3-х недель начать принимать стоки. А условие одно — самое основное, это дать газ. У этих очистных своя газовая котельная. Для того, чтобы они работали, нужно чтобы котельная запустилась, её тепло нужно не только для здания, но и для технологии.

Нас спрашивают, почему не расторгаемся. Но если мы с ними контракт расторгнем, то кто доделывать будет? Проект и технология ЗАО «СПИНОКС». На сегодняшний день ситуация такая — подрядчик устранил все замечания Ростехнадзора и ждёт разрешения на подключение газа.
По автобусному расписанию

— Транспортная тема. Пассажирские перевозки по реке в этом году, судя по всему, выполнялись в более-менее спокойном режиме. По крайней мере, в адрес СМИ жалоб на транспортников было значительно меньше, чем, скажем, годом ранее. Не слышала о каком-то глобальном перевооружении парка катеров, получается, что просто перестроили работу?

В этом году в части организации речных пассажирских перевозок мы приняли для себя решение ходить вне зависимости от загрузки: если один человек, повезём и одного, как автобус, по расписанию. И перевезли намного больше людей, чем в прошлом году. Невыходов на линию из-за технических неисправностей почти не было. А вот невыход из-за погодных условий, на нас по-прежнему давит. Потом, конечно, когда есть возможность, навёрстываем эти рейсы, но это уже не по графику. Ограничения выхода в рейс по силе ветра очень существенные: для катеров «ЗР» — 7 м/с, для судов на воздушной подушке (СВП) — 12 м/с. Чуть выше — всё, мы встали, люди пришли — извиняемся.

Задумываемся сегодня о приобретении новых судов — «КС 110-032А», они могут эксплуатироваться при допустимой скорости ветра до 17 м/с, скорость развивают до 40 км/час, вместимость — до 30 пассажиров. Они, правда, несколько более «прожорливы», на одного пассажира уходит больше топлива, чем у СВП. Надо бы в идеале такое судно подобрать, чтобы до Тошвиски ходило в течение одного дня, меньше зависело от капризов погоды и затраты на эксплуатацию не были запредельными.

— Ещё несколько лет назад и речи не шло об организации регулярных пассажирских перевозок в межсезонье и зимой. Сегодня, пусть не без сбоев, занимаетесь доставкой людей и в эти периоды. Как успехи? Недавно к нам обращались жители Андега, что рейсов нет уже несколько дней…

Расширять деятельность «Северной транспортной компании» (СТК) начали действительно года два назад, тогда приобрели «подушки» для перевозок в межнавигационный и зимний период. Правильное ли было принято решение, не возьмусь оценивать, но сегодня точно понятно, что у СВП есть свои минусы — в период, когда уже не осень, но ещё и не зима, спрогнозировать эффективность их использования сложно. В ноябре у нас «выпало» несколько дней в период ледостава: когда лёд 2-3 см, он не выдерживает давления подушки (она же дует вниз), давлением воздуха ломает этот тонкий лёд, и он своими кромками режет резиновую подушку. Два раза СВП сходило до Тельвиски, и 196 тысяч обошелся ремонт. Это безумно дорого. Мы озадачились: а другие-то регионы как? Нашли даже письмо: МЧС Якутии не рекомендует использование этих подушек в период ледостава, потому что они тоже пару лет назад столкнулись с такой проблемой. То есть, получается, где-то на 2-3 недели «подушка» выпадает из процесса, но здесь лучше действительно переждать, иначе — себе дороже. А вот когда лёд становится где-то 5 см, он уже не ломается, и подушка спокойно ходит.

Ещё одна проблема — ледяные торосы, из-за них некоторое время не могли ходить дальше Тельвиски и Макарово. Работники СТК ездили с бензопилой, пешнями, пробивали себе дорогу — под ширину подушки срубали эти торосы.

По зимним перевозкам смотрим в сторону «ТРЭКОЛов». Чем он лучше СВП? У СВП есть очень приличное ограничение, это ветер. Выше 12 м/с — всё. Она же «висит» в воздухе, и из-за этого у нее не очень хорошая управляемость. Повернуть на ней сложно — там нет сцепления с землей — надо сбросить скорость почти до нуля. «ТРЭКОЛ» в этом смысле попроще в управлении. Да и трассы у нас под него больше подходят, для подушки же нужна широкая просека. Там, где кустарники, она не проходит. Ей нужна территория довольно ровная – лёд или водная гладь. С другой стороны, СВП полностью легитимны в части организации перевозки людей, чего пока нельзя с уверенностью сказать в отношении «ТРЭКОЛа». С Департаментом строительства, ЖКХ и транспорта НАО сейчас пытаемся найти юридически безупречное решение в части организации перевозки людей на «ТРЭКОЛах». Отработаем теорию, потом уже сможем тратить деньги на покупку техники.
— Во главе угла все-таки остается безопасность пассажиров. А как Вы относитесь к тем рисковым, в основном деревенским, ребятам, которые, не дав льду хоть немного окрепнуть, садятся на снегоходы и мчатся в заданном направлении?

Безусловно, отрицательно. Досадно смотреть, как в некоторых регионах страны ежегодно немалые средства тратятся на эвакуацию горе-рыбаков с унесённых льдин. Как правило, это из года в год одни и те же рыбаки. Понимаю, что дороже жизни ничего нет, но… почему за чужой счет? В нашем округе не перестаю «восхищаться» людьми, которые чуть ли не в летних туфлях с детьми едут зимой в тундру в пургу на машине. Люди ведь понимают, что, была бы связь, а МЧС найдёт, спасёт, обогреет, чаю нальет и домой доставит. Всё это от безнаказанности, я считаю. По-моему, ответственность за такое отношение к собственной безопасности должна быть предусмотрена. Желательно, материальная.

— Как подготовились к прохождению осенне-зимнего периода? Понимаете, что где-то есть риски?

— По подготовке и прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) каждый год у нас ситуация немного улучшается, но иначе и быть не может, потому что мы вкладываем туда всё-таки большие деньги. СЖКС базы свои укрепляет, техникой мы их снабжаем всё лучшей и лучшей. Калашников [директор МУП «Севержилкомсервис»] делает такое, что никто не делал. Техническое перевооружение полное, всё модернизирует. Конечно, идут нарекания, что высвобождаются люди, когда автоматизируем процесс, но опять же ведь это сдерживает рост тарифа. Хоть нас и «бьют» — вот, мол, безработицу повышаете — ну неправильно это, когда в деревне при каждом учреждении котельная, где пять кочегаров на бюджете «сидят». Ну неправильно. Так обеспечивать занятость нельзя. Это же всё в итоге заканчивается «дырой» в бюджете. Да, я понимаю, занятость населения — комплексная проблема, надо решать что-то с этим. Мне говорят: ты слишком прагматично действуешь, тебе лишь бы экономика, а о людях тоже надо думать. Я это понимаю. Но в то же время понимаю и другое: если мы не будем технически перевооружаться, то завтра все пострадают. Не эти пятеро кочегаров, а все, потому что у нас бюджет не выдержит и абсолютно все будут платить в 4-6 раз больше. Ведь сегодня люди платят в среднем 10% от величины тех затрат, которые мы в действительности несём на производство электроэнергии и тепла. Это огромных денег стоит.

А насчет запаса прочности на зиму, он есть. СЖКС на ногах в общем-то очень прочно стоит. Самая большая проблема с кадрами на селе, их нет, и с каждым годом все меньше и меньше квалифицированных специалистов остаётся. Самая основная проблема — с начальниками участков, которые должны быть грамотными, безупречными с точки зрения дисциплины, должны обладать знаниями и в тепло-, и в электроэнергетике. Очень серьезная проблема. Молодые, грамотные после учебы остаются в городах.
— Вы затронули очень деликатную тему — отток сельского населения. Об этом сегодня много говорят. Процесс урбанизации идёт, это нельзя не признать… Как вы к этому относитесь? Стоит пытаться удержать людей в деревнях?

— Я прекрасно понимаю, что малые деревни, это чья-то родина, уезжать откуда очень не хочется. Но я также понимаю и то, что, к большому сожалению, остановить «вымирание» деревень мы не в состоянии, для этого там нужно организовать какое-то производство, а условий для этого нет. Поэтому, на мой взгляд, процессом переселения из малых деревень надо начать активно заниматься, а не быть пассивными наблюдателями. Делать это надо крайне деликатно, не семь, а сто семь раз отмеряя каждый шаг. Но делать это нужно. Выиграют в результате все: и переселённые жители, которые будут жить в более комфортных домах, ближе к учреждениям медицины, образования, культуры, к магазинам, выиграет и бюджет, который сегодня вкладывает огромные средства на содержание каждого жителя малых деревень. Задумайтесь: в самую маленькую деревню, где зимой проживает десять-двадцать человек, государство обязано завезти уголь, дрова, дизтопливо, продумать обеспечение продуктами, медикаментами и т.п.. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что сэкономленные деньги будут направлены на развитие крупных населенных пунктов, у которых действительно есть перспективы развития.

В большинстве центров муниципальных образований сегодня созданы хорошие условия и над их дальнейшим развитием власти округа продолжают работать. Мы же видим — с мёртвой точки сдвигается проблема долгостроев, вкладываются средства в развитие социальной и коммунальной инфраструктуры, идёт поддержка сельских предпринимателей. Это правильный, на мой взгляд путь, следуя которому, можно существенно повысить качество жизни на селе.
Беседовала: Оксана Катовская
Фото: Антон Тайбарей / Альберт Людвиг