По автобусному расписанию
— Транспортная тема. Пассажирские перевозки по реке в этом году, судя по всему, выполнялись в более-менее спокойном режиме. По крайней мере, в адрес СМИ жалоб на транспортников было значительно меньше, чем, скажем, годом ранее. Не слышала о каком-то глобальном перевооружении парка катеров, получается, что просто перестроили работу?
— В этом году в части организации речных пассажирских перевозок мы приняли для себя решение ходить вне зависимости от загрузки: если один человек, повезём и одного, как автобус, по расписанию. И перевезли намного больше людей, чем в прошлом году. Невыходов на линию из-за технических неисправностей почти не было. А вот невыход из-за погодных условий, на нас по-прежнему давит. Потом, конечно, когда есть возможность, навёрстываем эти рейсы, но это уже не по графику. Ограничения выхода в рейс по силе ветра очень существенные: для катеров «ЗР» — 7 м/с, для судов на воздушной подушке (СВП) — 12 м/с. Чуть выше — всё, мы встали, люди пришли — извиняемся.
Задумываемся сегодня о приобретении новых судов — «КС 110-032А», они могут эксплуатироваться при допустимой скорости ветра до 17 м/с, скорость развивают до 40 км/час, вместимость — до 30 пассажиров. Они, правда, несколько более «прожорливы», на одного пассажира уходит больше топлива, чем у СВП. Надо бы в идеале такое судно подобрать, чтобы до Тошвиски ходило в течение одного дня, меньше зависело от капризов погоды и затраты на эксплуатацию не были запредельными.
— Ещё несколько лет назад и речи не шло об организации регулярных пассажирских перевозок в межсезонье и зимой. Сегодня, пусть не без сбоев, занимаетесь доставкой людей и в эти периоды. Как успехи? Недавно к нам обращались жители Андега, что рейсов нет уже несколько дней…
— Расширять деятельность «Северной транспортной компании» (СТК) начали действительно года два назад, тогда приобрели «подушки» для перевозок в межнавигационный и зимний период. Правильное ли было принято решение, не возьмусь оценивать, но сегодня точно понятно, что у СВП есть свои минусы — в период, когда уже не осень, но ещё и не зима, спрогнозировать эффективность их использования сложно. В ноябре у нас «выпало» несколько дней в период ледостава: когда лёд 2-3 см, он не выдерживает давления подушки (она же дует вниз), давлением воздуха ломает этот тонкий лёд, и он своими кромками режет резиновую подушку. Два раза СВП сходило до Тельвиски, и 196 тысяч обошелся ремонт. Это безумно дорого. Мы озадачились: а другие-то регионы как? Нашли даже письмо: МЧС Якутии не рекомендует использование этих подушек в период ледостава, потому что они тоже пару лет назад столкнулись с такой проблемой. То есть, получается, где-то на 2-3 недели «подушка» выпадает из процесса, но здесь лучше действительно переждать, иначе — себе дороже. А вот когда лёд становится где-то 5 см, он уже не ломается, и подушка спокойно ходит.
Ещё одна проблема — ледяные торосы, из-за них некоторое время не могли ходить дальше Тельвиски и Макарово. Работники СТК ездили с бензопилой, пешнями, пробивали себе дорогу — под ширину подушки срубали эти торосы.
По зимним перевозкам смотрим в сторону «ТРЭКОЛов». Чем он лучше СВП? У СВП есть очень приличное ограничение, это ветер. Выше 12 м/с — всё. Она же «висит» в воздухе, и из-за этого у нее не очень хорошая управляемость. Повернуть на ней сложно — там нет сцепления с землей — надо сбросить скорость почти до нуля. «ТРЭКОЛ» в этом смысле попроще в управлении. Да и трассы у нас под него больше подходят, для подушки же нужна широкая просека. Там, где кустарники, она не проходит. Ей нужна территория довольно ровная – лёд или водная гладь. С другой стороны, СВП полностью легитимны в части организации перевозки людей, чего пока нельзя с уверенностью сказать в отношении «ТРЭКОЛа». С Департаментом строительства, ЖКХ и транспорта НАО сейчас пытаемся найти юридически безупречное решение в части организации перевозки людей на «ТРЭКОЛах». Отработаем теорию, потом уже сможем тратить деньги на покупку техники.