Главное – аутентичность и свобода. Рецепты туристического успеха Натальи Рыбальченко


Бренд-менеджер, посетившая Ненецкий округ в мае, поделилась с корреспондентом НАО24 своими наблюдениями и рассказала о возможных путях развития заполярной территории.

Фото: Антон Тайбарей

 Наталья, расскажите для начала, как вы попали к нам в регион? 
 
– Мы – компания «Точка развития». Я являюсь руководителем этой команды. Центр кластерного развития, который организовался в этом году, пригласил нас для того, чтобы мы разработали стратегию развития туристического кластера.  И как следствие – туристический бренд. Мы анализируем тот актив, с которым можно работать – это и история, и природа, и люди, и предприниматели. Цель - собрать это все в один пазл, с помощью которого регион будет дальше развиваться. 
 
– Чем вы занимаетесь? 
 
– Мы занимаемся разработкой туристических стратегий, брендов. Работаем с городами, занимаемся не только бренд-стратегиями, но и социопроектированием. То есть, отличие нас от рекламных или брендинговых агентств состоит в том, что мы достаточно глубоко погружаемся в социум места. Мы проектируем стратегию вместе со школьниками-старшеклассниками, предпринимателями, музейщиками, представителями органов власти. 
 
То есть, на выходе у нас получается документ, сделанный совместно с разными участниками. Наша задача в этой работе – не проявить экспертную оценку, а собрать в единый документ самые сильные черты из разных областей, мнений, потребностей, ощущений, запросов.
 
Ещё одно наше отличие в том, что мы работаем с северными территориями – Архангельской, Мурманской областями, и сейчас с Ненецким автономным округом. Работаем как с большими проектами, целыми регионами, так и с маленькими сёлами. 
 
Создаём стратегию, навигацию, делаем серию проектов с жителями и администрацией. Со стороны видно, чем один северный регион отличается от другого, видно, на чём лучше делать акцент. Наша задача не только работать с имиджем территории, но и создавать или совершенствовать содержание. 
 
– Где вы успели побывать в НАО? 
 
– Мы побывали в посёлке Красное, там поговорили с руководителем местной администрации, посетили Центр ремёсел и СПК «Ерв». Были и в Нельмином Носе, Тельвиске. 
 
В Центре арктического туризма мы генерировали различные смыслы. Наша задача была определить идентичность – смысл территории целиком. Вместе с участниками мы пытались понять, что движет этой территорией. 
 
– И что удалось сгенерировать? 
 
– Получилось, что у региона достаточно много особенностей. Есть уникальный природный ландшафт, белые пески, белые снега, тундра, белая река, полярный день. Очень много чистоты и простора. Есть четыре моря – Карское, Баренцево, Печорское и Белое. 
 
Есть живая, уникальная, сохранившаяся ненецкая культура, функционирующий этнос. Её можно увидеть, и с ней можно взаимодействовать. 
 

Есть тема какой-то безграничной свободы в тундре. Когда у тебя нет ни графических, ни географических ограничителей. Ведь многие говорят, что чувствуют себя здесь как на отдельной планете. 
 
Свобода здесь – это генетическая особенность, кочевая культура. Основной её принцип – свобода ото всего. От лишних вещей, от привязанности к месту. И эта особенность передаётся от кочевников к окружающим людям.
 
– Каково ваше мнение насчёт, пожалуй, главного исторического памятника региона – Пустозерска? 
 
– Это первый город в Русской Арктике. Но на данный момент он не присутствует в информационном поле. Сотрудники музея рассказали нам много интересного. Оказывается, это была своего рода европейская Арктика со своей модой, своими блюдами. Сама мебель тех времён довольно утончённая, аристократичная. И про это нужно говорить, надо это использовать.
 
Мы прошлись по городу и, на наш взгляд, Нарьян-Мар требует внимания к историческим зданиям. Например, из старого здания лесозавода можно было бы сделать многофункциональный имиджевый бизнес-проект. Там может появиться проект, сделанный по принципу московских творчески-бизнесовых кластеров. Это может быть и какой-то офис, и часть туристической инфраструктуры.

 
 
– Но таких зданий с историей в Нарьян-Маре мало… 
 
– Улица Смидовича требует отдельного проекта, восстановления деревянной аутентичной архитектуры и наполнения её новыми функциями. Местный «арбат» может стать витриной округа. Тут может разместиться кожевенная и меховая мастерская, кафе аутентичной ненецкой и пустозерской кухни, пекарня с традиционной выпечкой, сувенирная мастерская, музей и при нём магазин-выставка дикоросов, магазин дизайнерской меховой и этническо-современной одежды. А также гастрономическая лавка «олень&рыба» или «олень&пиво», что по-английски тоже прекрасно звучит – «Deer & Beer». В общем, вариантов масса. 
 
Хорошая идея – карта с именными домами, ведь это уникальная особенность города. «Титаник», «бутерброд», «синяк», «китайская стена». Мы нигде не видели такого ироничного отношения к городу. И это действительно интересно. Можно сделать целый тур по этим названиям, создать по-северному юмористическую навигацию. 
 
– Для всех гостей округа обязательной остановкой является ресторан с блюдами из оленины. Вы согласны?
 
– Да, акцент нужно делать на сохранившейся традиционной кухне. Это – одна из особенностей НАО. Тут есть не только ненецкая, но, как выяснил профильный музей, и пустозерская кухня. Историки сделали исследование и собрали много интересных рецептов. 

Главное, есть сам продукт – оленина, рыба в большом количестве. А такое далеко не в каждом регионе встретишь. Есть предприятия, хозяйства которые этими продуктами занимаются. То есть можно это все доработать, «упаковать», вернуть какие-то рецепты, актуализировать их. Это очень большой плюс. 
 
Сегодня есть мировой и внутрироссийский тренд на гастрономический продукт. Это хорошая возможность рассказать о себе. Многие поедут только за этим. 
 
Стоит заняться отдельным локальным меню в ресторанах и кафе, туром по оленеводческим и рыбохозяйствам, дегустациями, мастер-классами по приготовлению местных блюд. Параллельно, конечно, нужно запускать школу шеф-поваров, чтобы постепенно переосмысливать продукты и актуализировать найденные рецепты. В том числе надо работать с молодёжью в техникуме, растить специалистов. 

 Фото: Антон Тайбарей

– Какой потенциал у НАО в развитии туризма? 
 
– На данный момент вся территория обладает большим, аутентичным богатством – природным, гастрономическим, этническим. Однако у вас самый большой разрыв между ресурсами и их продвижением, что я видела. На данный момент много чего есть показать-рассказать. И очень мало об этом информации. Поэтому каждую из этих составляющих надо транслировать отдельно. 
 
Но есть проблемы с инфраструктурой. Это первая задача, которую нужно системно решать. Причём всем – предпринимателям, властям, сёлам. Чтобы появились какие-то консолидированные инфраструктурные точки: туалеты, гостевые дома, кофейни, общепит. Чтобы туристу было всё-таки комфортно. 
 
– Какие рецепты осуществления этого плана? 
 
– Наша задача написать программу, где будут выделены стратегические идеи, которые нужно положить в основу. Там будет общая часть про весь округ. И будут подпроекты – Красное, Нельмин Нос, Тельвиска, Пустозерск. По ним всё будет прописано отдельно. 
 
Кроме этого, надо начать разбираться с инфраструктурой. И в этой теме тоже следует прописать какие-то конкретные проекты. Например, сервисную книжку про гостевые дома с обучающей программой для жителей.
 
Продвижение гастрономической темы должно идти через предприятия, рестораторов. Чтобы у нас появлялось всё больше аутентичного меню, блюд. Сюда же надо включить проектировку второго фестиваля «Вкус НАО». Чтобы провести его в большем масштабе с актуализацией блюд и вовлечением сельскохозяйственных предприятий. 

Фото: Антон Тайбарей

– По вашему мнению, у предпринимателей НАО есть понимание, с чего начать этот путь и куда идти? 
 
– Исходя из нашего опыта взаимодействия, сессий, круглых столов и интервью, участники созрели – они готовы и хотят объединяться. Они хотят делать совместные туристические продукты. Очень приятно работать, когда все открыты и готовы предпринимать конкретные шаги. 
 
Сложилось впечатление, что территория заждалась такого независимого посредника между бизнесом и властью, как Центр кластерного развития. Чтобы развиваться на новом уровне. 
 
– Какие виды туризма в нашем регионе можно рассматривать как перспективные?
 
– На данный момент в регионе популярны в основном туристические охота и рыбалка. Очень хочется выдвинуть и другие виды туризма. Например, исторический – тут на помощь придёт Пустозерск. Или созерцательный, в котором главное – наладить систему гостевых домов. Ведь многие захотят, скажем, провести неделю, просто созерцая тундру, белый снег или северное сияние. Многие здесь говорят о том, как меняется ветер несколько раз в день, то солнце, то снег, то дождь. Такая смесь зимы и лета очень красива. Но большинство людей хотят наблюдать эти явления в комфорте.
 
– Это хорошая идея, ведь многие местные жители имеют свои избы в удалённых местах. Там они, по сути, этим и занимаются – созерцают природу. 
 
– Да, это популярно у жителей региона, но это не выведено в ранг бизнеса и туристического продукта. Надо поделиться этим опытом и «упаковать» его для гостей региона. 
 
– Какие основные итоги поездки вы можете назвать?
 
– К работе с Ненецким округом мы готовились несколько лет. После того как Архангельская область достаточно успешно запустила свой бренд, нас, как команду хотели привлечь в ваш регион. Но в течение нескольких лет что-то не складывалось. 
 
Сейчас мы абсолютно счастливы, что попали сюда. Потому что, с одной стороны, территория уже готова – предприниматели, власть, населённые пункты. С другой стороны, НАО – как чистый лист, незамутнённый чем-то лишним. Очень приятно работать с таким регионом. 
 
Вчера читала книгу «Оленные люди», и там есть такой тезис – «ты богат, когда у тебя нет ничего лишнего». Потому что богатство оленевода измеряется оленями и отсутствием лишних вещей, возможностью легко перемещаться. 
 
Здесь – то же самое, нет огородов, шестисоточных участков, лишних эмоций, агрессии. Просторно. Есть человеческий капитал этноса, пусть немного замкнутый, но самобытный. Люди, которые живут здесь – романтики Севера. Видно, что они счастливы. 
 
Простор, тундра, свобода – такое ощущение у нас оставил Ненецкий округ.
 
В брендинге есть такой принцип. Нужно задавать вопросы. «Чему может научить этот бренд?» «Если этот бренд убрать, что изменится в мире?» «Есть ли у него какая-то ценность?» Здесь ценность именно в этом – просторной уверенности или богатом аскетизме. Именно этому ваш регион может научить людей. 


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments