Лайфхаки для предпринимателей



В НАО завершился образовательный бизнес-форум
Шесть дней, с 12 по 17 ноября, в столице Ненецкого округа проходили бесплатные тренинги, мастер-классы и лекции от лучших спикеров страны. Масштабную образовательную программу для окружных предпринимателей подготовили региональный Департамент финансов и экономики и Центр развития бизнеса НАО совместно с университетом «Синергия».

НАО24 собрало в одном материале основные бизнес-лайфхаки, прозвучавшие в дни форума «Создаём будущее».

Как рассказала директор Центра развития бизнеса НАО (ЦРБ) Ирина Тихомирова, основная цель форума — повышение уровня образования предпринимателей.
— Не у каждого бизнесмена есть силы и возможности заниматься самообразованием, —отмечает Ирина Тихомирова. — Мы проанализировали обратную связь, полученную на прошлогоднем «Бизнес-заводе», и поняли, что такой формат работы, когда приезжают профильные эксперты, очень эффективен.

Она также сообщила, что на форуме сформировался костяк предпринимателей, которые посещали каждое занятие. Другие же выбирали только те темы, в которых хотели «прокачать» свои знания.

— На подобных встречах формируется определённая деловая среда, предприниматели контактируют между собой, знакомятся, — подчёркивает директор ЦРБ. — Люди начинают понимать, что они не конкуренты, у каждого из них есть своя ниша, и им нужно сотрудничать. Так формируется эффективное предпринимательское сообщество.
Понедельник. Мыслить как миллиардер
Хедлайнеры форума выступили на его открытии. Это лидер мотивационного проекта «Спарта», спикер Школы бизнеса «Синергия», общественный деятель Антон «Бритва» Руданов и предприниматель, «главный стартапер страны» Бари Алибасов.
— Если вы хотите стать хорошим руководителем, то для начала научитесь управлять собой, ставить конкретные задачи и доводить их до логического завершения, — даёт советы Антон Руданов. — Бизнес является отражением вашего образа жизни, вас самих. Расширяя собственные рамки, вы задаёте новые стандарты не только для себя, но и для тех, с кем работаете.

От мотивации плавно перешли к мышлению, а точнее — к мышлению миллиардера. По мнению Бари Алибасова, чтобы добиться успеха, окружные бизнесмены должны научиться мыслить глобальнее.

— Самая большая проблема предпринимателей НАО в том, что их картина мира — снежная тундра. И о том, какие бизнес-модели сейчас популярны во Франции, Соединённых Штатах, Африке, Израиле, они не знают. Им не хватает глобальности мышления. А если вовремя не синхронизироваться со всем миром, то можно сильно отстать, — считает Алибасов.

При этом, если местные бизнесмены поймут, как увидеть наш земной шар и возвыситься над ним, то под ногами окажется огромное количество интересных вещей и идей, которые приносят деньги, считает Алибасов. Причём, их можно реализовать в Нарьян-Маре — здесь и сейчас.
Вторник. Переговоры
На второй день хитростями ведения переговоров с окружными бизнесменами поделилась эксперт по мотивации и развитию персонала, бизнес-консультант Ирина Сазонова.

С помощью ряда упражнений она продемонстрировала участникам, что прежде, чем озвучивать свою позицию в переговорах, важно задавать вопросы, выяснять интересы партнёров. А уже потом искать компромиссы и приходить к взаимным договорённостям.
— Допустим, мы идём на переговоры с другой компанией. Но перед этим нам надо определить ряд параметров — их потребности, кто является лицом, принимающим решения. Например, когда наша компания готовила коммерческое предложение, мы сразу стали думать, на кого оно будет ориентировано. Предполагали, что на директора, для которого главное — выгода. Однако решение, по факту, принимал руководитель лаборатории. Ему было важно качество оборудования, а не его стоимость. Соответственно был скорректирован и наш проект, — рассказала на семинаре Сазонова.

Также бизнес-тренер разложила «по полочкам» алгоритм ведения переговоров: сначала поставьте цель, потом задавайте вопросы, выслушайте внимательно, обменяйтесь альтернативами, сконцентрируйтесь на решении, которое устроит обоих, и зафиксируйте договорённости письменно.
Среда. Работаем системно
Планировать работу с помощью современных онлайн-сервисов посоветовал федеральный эксперт по внедрению системной работы и сотрудник Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Илья Алябушев.

— Я хочу донести до каждого предпринимателя технологию системной работы, которая укладывается всего в два простых закона. Первый — визуализация. Второй — ритм. Первый закон говорит, что любые договорённости в команде должны быть записаны в едином месте, — делится Илья Алябушев.

Он отметил, что единое место — не блокнот, не дверь холодильника, а современные онлайн-сервисы.
— Нельзя требовать от команды результата, удивляться, почему задание не выполнено в срок, если не соблюдён закон визуализации, если на конкретной электронной доске задач не записана ключевая договорённость на день, на неделю, — пояснил бизнес-тренер.

Затем эксперт раскрыл второй закон системной работы — ритм.

— Если вы выполнили закон визуализации, но не подчинили этот процесс ритму, информация будет протухать уже на следующий день. Ведь текучка, рутина отвлекает команду, — объясняет Алябушев.

Чтобы команда выполняла свои задачи, руководителю необходимо приобрести привычку регулярно, ритмично, в одно и то же время, обновлять визуализацию: на утренних брифингах, на недельном планировании, на двухнедельной ретроспективе, на ежемесячном разборе карт проектов и т.д.

— Если внедрить такую систему, — уверен Илья Алябушев, — то работа в команде будет приносить каждому сотруднику удовлетворение и ценный для бизнеса результат.
Четверг. Не требовать, а сотрудничать
О стандартах сервиса напомнил ведущий бизнес-тренер России по работе с человеческим ресурсом, эксперт в области построения команд и клиентоориентированности Артём Рафиков.

— В бизнесе надо понимать, что скорость и качество продукта важны всегда, это ваши конкурентные преимущества. Оба эти параметра напрямую зависят от человеческого ресурса, если вы не пользуетесь какими-то автоматизированными системами, — отмечает Артём Рафиков.
Соответственно, нельзя недооценивать важность работы с персоналом, считает он.

— Обычно мы нанимаем сотрудников и требуем с них выполнение каких-то задач. Но сейчас мир поменялся, актуальная форма взаимодействия в бизнесе — сотрудничество, — говорит бизнес-тренер.

Иначе, поясняет Рафиков, человеку на работе будет некомфортно, он будет просто сидеть, пока не найдёт другое место, и, по сути, губить ваш бизнес. Поэтому чётко понимайте, для чего вам требуется нанимать каждого работника.

— Надо не требовать, а дать понять сотруднику — что вам важно получить, как владельцу бизнеса, — говорит Артём Рафиков, — и ответить себе на вопрос, сможет ли данный работник вам это дать. Только после этого можно о чём-то договариваться.
Пятница. Маркетинг соцсетей
Эффективно продвигать свои продукты в социальных сетях научил SMM-эксперт Александр Зимарин. Он отметил, что бизнес просто обязан идти за своей целевой аудиторией, которая всё больше и больше перебирается в соцсети.

— Рано или поздно социальные сети нас всех, в той или иной степени, завоюют. Люди отдают им свои данные, доверяют больше, чем своим близким. И на основе соцсетей появится какой-то механизм, который будет по большей части управлять людьми, — делится своим прогнозом Александр Зимарин.

Именно поэтому, считает эксперт, предприниматели должны начать разбираться в механизмах работы социальных сетей раньше своих конкурентов. Благодаря этому их бизнес в будущем станет более эффективен.

Также Александр Зимарин описал одну из эффективных стратегий продвижения в малых городах.

— Это комментарии от профиля вашей компании на страницах людей и групп в социальных сетях, которых вы нашли по тематическим хэштегам или геотегам, — говорит он. — Либо используйте современный тренд — мессенджеры. Можно выходить через них на своих покупателей и отправлять информацию о ваших продуктах напрямую. Это удобно для тех клиентов, которые не любят телефонные звонки и предпочитают общаться в чатах.
Суббота. Награждайте результат
На последний день форума выпало сразу два тренинга. В первой половине дня методами мотивации работников поделилась эксперт по управлению персоналом и кандидат психологических наук Екатерина Маслова.

— Вы получаете то, что награждаете дольше всего. Если у себя в организации вы уделяете внимание отрицательному, наказанию, то вы получаете отрицательное поведение. Если вы награждаете положительное поведение, то вы получаете рост эффективности работников, — рассказала Екатерина Маслова.

Но ни в коем случае нельзя бойкотировать сотрудников, подчеркнула эксперт.

— Допустим, один сотрудник у вас работает хорошо, даёт большие объёмы, а другой работает плохо. Что вы делаете? Прежде всего начинаете наказывать того, кто работает плохо, уделяете внимание именно ему. А сотрудник, который работает хорошо, вашего внимания не получает. Однако в этой ситуации нужно уделить внимание обоим сотрудникам, причём тот, кто работает лучше, должен получить этого внимания больше. Это будет хорошим мотивирующим фактором, — поделилась опытом Маслова.
Во второй половине дня тему налогов, куда более сложную для стороннего слушателя, подняла партнёр компании «Правовые и бухгалтерские услуги», член палаты налоговых консультантов Екатерина Кузнецова. Она предупредила предпринимателей об изменениях политики налоговых органов.

— Сейчас бизнес выводят из тени, идёт борьба с фирмами-однодневками, прошла довольно серьёзная чистка единого государственного реестра, много организаций находятся в стадии ликвидации по решению регистрирующего органа. Применяются инструменты по выявлению незаконного дробления бизнеса. По этим причинам всё больше налогоплательщиков начинают переживать и вести свой бизнес по-другому, — отмечает Екатерина Кузнецова.

При этом Федеральная налоговая служба дала такой широкий спектр преференций и льгот, что начинающему предпринимателю в них легко запутаться, отметила Кузнецова.

— Появились самозанятые, индивидуальные предприниматели, единый налог на вменённый доход, упрощённое налогообложение, патенты, — говорит она. — Поэтому всегда лучше проконсультироваться со специалистом, а лучше с тремя, чтобы точно сформировать своё мнение о том, какую форму вам лучше выбрать. Такие сейчас реалии.
Вышли на новый уровень
Всё вышеперечисленное — лишь небольшой перечень полезных советов, которые получили представители окружного бизнес-сообщества за минувшую неделю. Право подвести итоги форума НАО24 предоставило самим предпринимателям.
— Информации было очень много, «переварить» и применить на практике я её ещё не успела, — рассказывает предприниматель, представляющий салон красоты «Эстетик», Полина Ардеева. — Организаторам удалось собрать очень и очень сильный форум. Я узнала для себя много полезных фишек, которые помогут мне развиваться как предпринимателю.

— Форум прошёл на одном дыхании, каждый спикер по-своему подавал информацию, использовал примеры действующего бизнеса, затрагивал тему командообразования, — делится впечатлениями предприниматель Виктор Хабаров. — Нарьян-Мар посетили профессионалы в своём деле, их было очень интересно слушать. При этом программа не была адресована каким-то определённым группам предпринимателей, а затрагивала все вопросы — от мотивации до налогообложения. Отмечу, что участие в аналогичном мероприятии в Москве обошлось бы мне в 75 тысяч рублей, не считая билетов, проживания и прочих расходов.
За шесть дней бизнес-форум «Создаём будущее», прошедший в рамках Всемирной недели предпринимательства в НАО, посетило более сотни участников.

– Мероприятия такого формата мы будем проводить и дальше, — отметила по завершении форума директор Центра развития бизнеса НАО Ирина Тихомирова. — Следующая серия тренингов с приглашением известных спикеров, скорее всего, будет приурочена к Всероссийской неделе предпринимательства.

Фото: Екатерина Шутяк