АЛИНА ВЫУЧЕЙСКАЯ
Размышления на высоте 10 000 метров
АЛИНА ВЫУЧЕЙСКАЯ
Размышления на высоте 10 000 метров
Однажды вкусив полет, ты всегда будешь ходить по земле с глазами, обращенными к небу, — ибо ты уже был там, и тебя неудержимо тянет туда вернуться.
Leonardo di ser Piero da Vinci
Как же это здорово, когда ты любишь свою работу настолько, что, несмотря на сложности, каждый день продолжаешь ей восхищаться, да ещё и рассказывать об этом миру. Благо, сегодня соцсети позволяют это делать.

Именно такие мысли возникли, когда в очередной раз просмотрела сториз в Instagram Павла Окладникова. И тут же подумала: а почему бы не рассказать читателям НАО24 об успешном пилоте авиакомпании «Россия»? Тем более, родом Павел из маленького поселка Индига, что на Северном Тимане Ненецкого автономного округа. Да и повод самый подходящий — Международный день гражданской авиации.

Кстати говоря, отвечал на мои вопросы Павел в небе, когда находился в восьмичасовом рейсе до Новосибирска.


Детство на крыше
Павел рос обычным парнем. Занимался волейболом и национальными видами спорта. Ходил на кружок в школьную мастерскую, где любил своими руками мастерить разные поделки. Охотился и рыбачил, как и все сельские мальчишки. А когда в посёлок Индига, где прошло его детство, прилетала крылатая машина, забирался на крышу, чтобы любоваться посадкой и, конечно, взлётом.
Но мог ли он тогда представить, что через пару десятков лет сам будет летать, да ещё и на такой большой «птичке»…

— На тот момент я, конечно, не думал, что судьба сведёт меня с небом. Хотя всегда любил аэропорты, небо, самолеты. Родной дом, в котором я вырос, находится на предпосадочной прямой, поэтому часто сидел на крыше в рейсовый день и любил наблюдать за тем, как Ан-2 заходит на посадку. Ну и спасибо маме, что мы каждое лето куда-то летали отдыхать. А транспорт в округе у нас один — только крылатые машины, поэтому я часто бывал в аэропортах и самолетах.
— Получается, решение о выборе профессии было принято в более сознательном возрасте?

— Верно. И я, честно говоря, очень сомневался в этом решении. Практически никому не говорил, что буду пытаться поступать в лётное учебное заведение, потому что это было очень сложно. Даже опасался, что у меня не получится, но в глубине души очень этого хотел.
Свой лётный путь начал в любимом Санкт-Петербурге. Поступал в Университет гражданской авиации. Было тяжело: большой город, ничего и никого не знаешь, нужно было пройти ВЛЭК [врачебно-лётную экспертную комиссию], показать спортивные результаты и сдать вступительные экзамены.
Всё получилось! Закончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации в 2013 году, и осенью того же года меня пригласили на собеседование в авиакомпанию «Россия». Я успешно прошел отбор, сдал аж 12 экзаменов, и был принят на работу. Счастью не было предела! Любимый город, любимый самолёт — Airbus 320 — и авиакомпания, в которую мечтал попасть. Пулковская школа лётного мастерства всегда отличалась грамотными специалистами — поэтому всегда было тяжело попасть в Петербургский отряд.
— Помните ли Вы свой первый рабочий день в качестве пилота?

— Прекрасно помню! Это было в чудесный весенний солнечный день. В свой первый рейс я полетел в Минеральные Воды. Сначала долго искал штурманскую — место, где все экипажи готовятся к рейсу. Там лётчики получают всю информацию: погоду на аэродроме вылета и прилёта, погоду по маршруту, информацию об опасных метеоявлeниях, штурманские расчёты, лист предупреждений об ограничениях на аэродроме (NOTAM) и всю информацию о самолёте.
Перед этим я, конечно же, прошёл предполётный осмотр, который включает в себя проверку пульса, измерение давления, опрос про время отдыха и самочувствие. После прохождения медосмотра пришёл мой инструктор и мы начали готовиться к вылету. Было очень много вопросов с его стороны — практически по всем авиационным дисциплинам. И вот тогда я понял, что всё, чему когда-то учили, нужно забыть и начать впитывать новое.
Самолёт иностранный, вся документация и технология работы — на английском языке. У меня был отличный инструктор, всё было спокойно и легко, хотя я был в шоке от происходящего — всё так быстро и стремительно, но вместе с тем — гладко и красиво! Низкий поклон инструкторскому составу авиакомпании «Россия» за то, что грамотно передали и передают по сей день свои знания и бесценный опыт.
За время работы я выполнил всего четыре посадки в автоматическом режиме, и то три из них были для тренировки экипажа. А так автопилотом пользуемся только при полёте на эшелоне.
— Судя по Вашей страничке в Instagram, Вы влюблены в свою профессию. Скажите, возникали ли когда-нибудь мысли, что это не Ваше?

— С каждым рейсом я понимал, что это не просто моё дело — это моя жизнь! Как человек не может жить без сердца, как самолёт не полетит без крыльев, так и я не могу жить без неба! Это очень тяжело объяснить... Я просто живу этим. Никогда у меня не возникало мыслей, что зря связался с этим и это не моё... Благодарен судьбе, что всё получилось так, как есть!

— Существует такой стереотип, что пилоты — это люди, которые просто любуются небом и носят красивую форму. Мол, практически всё управление на больших самолетах выполняет автопилот? Так ли это?

— Сколько людей — столько и мнений... Мне даже очень интересно слушать мнения «диванных» критиков — это бывает забавно. На самом деле, взлёт и посадка производятся всегда «на руках», но самолёт также может произвести посадку и в автоматическом режиме. И чтобы посадить крылатую машину «на автомате», нужно пройти специальную подготовку и соблюдать кучу условий, под которые не попадают примерно 90% аэропортов нашей необъятной страны — это делает невозможной посадку в автоматическом режиме. Такую роскошь могут позволить только крупные города и аэропорты, такие, как Санкт-Петербург, Москва и прочие. За время работы я выполнил всего четыре посадки в автоматическом режиме, и то три из них были для тренировки экипажа. А так автопилотом пользуемся только при полёте на эшелоне. Это не наша прихоть, а международные правила полётов в воздушном пространстве с сокращённым интервалом вертикального эшелонирования.
— Ни для кого не секрет, что работа пилота - это возможность путешествовать по всему миру. Где Вам уже довелось побывать?

— Я уже практически облетел всю Европу, за исключением немногих стран. Очень интересно побывать в каждой из них. Везде своя культура, обычаи. Если рассматривать в общем, то практически все европейские страны нравятся: культура общения, чистота, все вежливые и все постоянно улыбаются! Если выделять какую-то одну страну, то, наверное, это Италия. Нравится и культура в целом, и язык, и акцент, и кухня.

— Кстати, о кухне. Правда ли, что командира воздушного судна и второго пилота кормят разными горячими блюдами?

— Абсолютная правда. Это опять-таки международные требования безопасности полётов, и придумано для того, чтобы избежать отравления или плохого состояния здоровья сразу обоих лётчиков.

— У Вас достаточно плотный рабочий график, есть ли время на отдых?
И скучаете ли Вы по родине?

— В свободное от работы время я встречаюсь с друзьями и коллегами. Очень люблю гулять по Петербургу или выезжать на природу. Летом часто катаюсь на велосипеде, а зимой езжу на горнолыжные курорты. Также занимаюсь спортом и хожу в бассейн. А по родным краям очень скучаю! По дому, по друзьям и родственникам! И я часто вспоминаю наши красивые места и природу — она ведь действительно уникальна: тундра, озера и речки — лучше наших не найти!

— Что можете посоветовать тем, кто пока только мечтает о небе?

— Не бояться ничего, ставить цель и упорно к ней идти! В авиации главное — здоровье и желание работать в этой отрасли. Сейчас в интернете есть очень много литературы, форумов и пабликов, посвященных этой профессии. Там можно детально ознакомиться со всеми требованиями к потенциальным кандидатам и абитуриентам. Ну и, конечно, нужно подтянуть английский язык. Без него в небе никуда.
PS. В летной книжке Павла Окладникова уже 3300 часов налёта — столько времени молодой пилот провёл в небе. Он выполнил сотни рейсов в разные уголки планеты. Но, как признался наш герой, самым запоминающимся вылетом был рейс из Санкт-Петербурга в Архангельск. Тогда по этому маршруту Павел вёз свою маму. Для него она — главный пассажир.

Теперь и ты, уважаемый читатель, если вдруг когда-нибудь полетишь авиакомпанией «Россия» и услышишь, что в составе экипажа самолёт пилотирует Павел Окладников, знай — в кабине пилотов сидит твой земляк, который когда-то рискнул и исполнил свою мечту.


Фото из архива П.Окладникова Видео: П.Окладников, А. Выучейская