Технологии 4-10-2018, 13:50
Источник Коммерсантъ

Российские ученые уточнят расстояние до Луны

Фото: v-kosmose.com

Сотрудники университета ИТМО, вуза—участника госпроекта «5–100», создали мощную лазерную систему для использования в лунном локаторе. Ученые утверждают, что российский лазер сможет измерять расстояние до Луны с точностью до нескольких миллиметров. Эти уточнения позволят улучшить спутниковую навигацию.

Статья о новом лазере опубликована в научном журнале Optics Letters. Как пояснили “Ъ” в ИТМО, работа систем навигации GPS и ГЛОНАСС основана на точном измерении расстояния между объектом и несколькими спутниками. На траекторию движения искусственных спутников по орбите влияет большая масса Луны, поэтому при расчете координат необходимо постоянно учитывать местонахождение Луны. Для этого лазерные локаторы постоянно измеряют расстояние до Луны. Точность работы таких локаторов зависит от длительности импульсов лазерного излучения и разрешающей способности приемного тракта.

Сотрудники НИЦ лазерной физики университета ИТМО создали лазер для лунного локатора, способного измерить расстояние до Луны с точностью до нескольких миллиметров. При этом он компактнее аналогов. Ученые отмечают также низкую расходимость излучения и указывают на сочетание короткой длительности, высокой энергии и частоты следования импульсов. «Само по себе создание лазера с длительностью импульсов в несколько десятков пикосекунд технически уже не сложно,— рассказал инженер НИЦ лазерной физики Роман Балмашнов.— Однако выходная энергия импульсов нашего лазера практически вдвое выше, чем у аналогов такого же типа. Мы смогли добиться высокой частоты следования импульсов 200 Гц и энергетической стабильности, поэтому энергия не меняется от импульса к импульсу».

Новый лазер будут использовать в лунном лазерном локаторе в системе ГЛОНАСС. Это позволит в режиме реального времени обновлять поправочные коэффициенты при расчете координат спутников и сделает российскую навигационную спутниковую систему точнее. Погрешность определения координат пользователя может быть уменьшена до 10 см. «Разработанный нами лазер является самым мощным импульсно-периодическим пикосекундным источником лазерного излучения в своем сегменте в мире,— сообщил руководитель НИЦ лазерной физики университета ИТМО Андрей Мак.— Кроме решения сугубо дальномерных задач лазеры подобного класса можно использовать для построения изображений орбитальных объектов, например спутников или космического мусора».