Утолить «кадровый голод» в профессиональных актёрах НАО поможет ГИТИС и ВГИК

Российский институт театрального искусства (ГИТИС) и Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Гераисмова (ВГИК) выделят по одному целевому месту по специальности «Актёрское искусство» для абитуриентов из НАО. Кадровую потребность в актёрах обозначил Дворец культуры «Арктика»

Как сообщает пресс-служба администрации НАО, письмо о подтверждении квоты в каждом вузе направлено Минкультом России в профильный окружной департамент.

Впервые освоить профессию актёра в этих престижных вузах страны за счет бюджетных средств смогут целевики из ненецкого Заполярья. Для зачисления окружным абитуриентам предстоит успешно пройти творческие испытания, среди которых исполнение нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога.

Также на экзаменах по специальности проверяется музыкальность абитуриента, чувство ритма, пластичность и другие качества, необходимые для профессии актёра. Поступающим могут предложить спеть по собственному выбору песню, исполнить какой-либо танец.

Кого берут в театральные вузы? Как проходит конкурс актерского мастерства? Почему в ГИТИС во время сессии регулярно приезжает скорая помощь? Об этом и многом другом в преддверии начала приемной кампании рассказал ректор ГИТИСа, известный театральный критик Григорий Заславский.

 ‒ К началу приемной кампании есть неопределившиеся абитуриенты, которые еще не решили, куда им поступать и на кого учиться. Григорий, что вы можете им сказать? Кому надо, а кому не надо становиться актером?  

‒ Наша главная задача в этой ситуации – как можно больше людей отговорить. Показательным был прошлый год, когда ГИТИС столкнулся с безумным конкурсом на актерский факультет ‒ 450 человек на место на курс к Миндаугасу Карбаускису. Мастера и педагоги "отсматривали" по 300 человек в день в двух аудиториях по 150 человек в каждой.

Попутно мы впервые набирали курс режиссеров и художников кукольного театра. На этот курс пришло всего десять человек, девятерых из которых мы взяли. Поверьте, на актерском факультете нам вполне хватило бы и сорока абитуриентов. Ровно половина была бы зачислена. Это существенно облегчило бы работу приемной комиссии, ведь все три тура отбора ‒ шефская работа мастеров и педагогов, она никак не оплачивается и нигде не фиксируется. То есть, мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступало как можно меньше людей, но среди них были "наши". В этом и заключается серьезный вопрос: как увеличить количество "наших" абитуриентов и успокоить тех, кому актерская профессия не подходит, не нужна или даже противопоказана.

‒ Как к вам поступают? Известно, что в творческих вузах не работает традиционная схема поступления по результатам ЕГЭ. При этом на восьми факультетах в общей сложности 130 бюджетных мест. Что нужно сделать абитуриенту, чтобы попасть в заветную сотню?

‒ Надо быть талантливым. Хотя ЕГЭ мы тоже учитываем (минимальный проходной балл – 45 по русскому языку и 45 по литературе). Очевидно, что в нашей приемной кампании много субъективного, но это субъективное касается приема к определенному мастеру. Тот или иной мастер может в конкретном абитуриенте разглядеть талант. Это вовсе не означает, что человек, который к нам не поступил, не талантлив. Просто, например, у выдающихся театральных педагогов Дмитрия Брусникина и Марины Брусникиной свой взгляд: они могут понять, что именно из этого абитуриента именно они смогут вытащить все самое интересное. А набирающий в этом году Олег Львович Кудряшов, увидев тот же талант, его не возьмет, и на то у него будут свои причины. Кстати, зачастую мастер не берет тех, кто занимался в разных театральных студиях и уже "испорчен" актерской техникой.

У нас три тура отбора, актерский конкурс и собеседование. В итоге тот, кто поступает, уже хорошо знаком с мастером. Это обоснованно, поскольку отношение между мастером и студентом в ГИТИСе, как и в любом другом театральном вузе, намного ближе, чем в классических университетах. Хотя, на мой взгляд, классическим вузам такой подход при отборе студентов не помешал бы. Везде нужен талант. Для одного электрика работа будет мукой, он всю жизнь мечтал стать актером, а для другого – источником вдохновения.

‒ Как проходит конкурсный отбор? Вы сами присутствуете на таких собеседованиях?

‒ Присутствие ректора не способствует повышению качества экзамена. Это достаточно интимный и доверительный разговор – чем меньше людей, тем лучше. Но еще до того, как стать ректором, я бывал на подобных коллоквиумах.

Мастеру важен общий образовательный уровень, который, к сожалению, далеко не всегда высок. Абитуриента могут спросить: "что вы читали? кто из героев русской литературы вам близок?". Его могут попросить расплакаться или рассмеяться. Или предложить такое задание: "прочитай басню так, как будто у тебя гвоздь в ботинке, но ты не должен этого показать". Тот же текст, но с другим внутренним состоянием – довольно частое конкурсное задание. А Дмитрий Крымов, например, показывает картинки разных художников и просит назвать имя.

‒ Почему вы не учитываете индивидуальные достижения абитуриента? В ГИТИСе даже волонтерство не дает дополнительных баллов при поступлении.

‒ Пусть он придет, поступит, а мы сами ему предложим волонтерство. Наши актеры постоянно выступают в домах престарелых, в больницах, мы сотрудничаем со многими благотворительными фондами. Студенты продюсерского факультета и театроведческого факультета часто сопровождают городские выставки, участвуют в праздничных концертах.  

‒ Предположим, абитуриент успешно прошел все отборочные туры и, наконец, стал студентом театрального вуза. Учиться на актера легко и приятно? 

‒ Учеба по актерской или режиссерской специальности ‒ это очень тяжелый труд. Да, он приносит немало радости студентам, но и требует огромной физической выносливости. В период сессии скорая помощь приезжает к нам до двух раз в неделю. Студенты теряют сознание, у кого-то идет кровь из носа.

Студенты вообще стали физически более слабыми. Это подтверждают все преподаватели. У нас впервые в этом году один мальчик, поступив на актерскую специальность, 7 сентября написал заявление с просьбой отчислить его, поскольку не ожидал, что будет тяжелая учеба. Он сдал ЕГЭ, прошел все конкурсы, собеседования… и устал.

За плохую учебу человека с бюджета могут перевести на внебюджет, и тогда внебюджетник займет его место. Более того, мы отчисляем за разные провинности до самого последнего дня перед получением диплома. Есть серьезные вещи, которые нарушать нельзя. Если девушка уезжает в Таиланд подрабатывать аниматором во время дипломного спектакля, это значит, что театр для нее стоит не на первом месте. Актерская специальность такого предательства не прощает.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments