Выжившая. Первое интервью пассажира ТВС-2МС после авиакатастрофы

Гарантии на выживание Галины Филипповой, одной из самых «тяжёлых» среди выживших в результате крушения самолёта, врачи дать не могли

Фото: Антон Тайбарей

19 декабря 2017 года. В 10:47 на лентах информагентств появляется первая информация об авиакатастрофе в аэропорту Нарьян-Мара. Информация о количестве людей, находящихся на борту пассажирского рейса ТВС-2МС, выполнявшего рейс по маршруту Нарьян-Мар - Харута, постоянно рознится. И лишь к середине дня становится точно известно: 11 пассажиров и 2 члена экипажа. На тот момент официально подтверждается гибель двоих людей. Позднее в больнице скончался ещё один пассажир злополучного рейса. Спустя почти месяц, 10 января 2018, в списке жертв трагедии появляется ещё одно имя. Таким образом, из 13 человек, летевших в Харуту, в живых остались 9. Среди них Галина Филиппова. Ее врачи называли самым «тяжелым» пациентом. Это был тот случай, когда никто не рискует давать гарантии и все, что могли сказать доктора в ответ на немые вопросы, застывшие в глазах родных, - «мы делаем все возможное». Они сделали это, и спустя три месяца со дня катастрофы Галина Филиппова дала эксклюзивное интервью НАО24.

Глава Хоседа-Хардского сельсовета, административным центром которого является посёлок Харута, сегодня уже может улыбаться и радоваться жизни - все самое страшное позади. Галина Филиппова прошла длительный курс лечения у нарьянмарских и московских врачей. В эти дни процесс лечения продолжается, но несмотря на это Галина Александровна согласилась дать первое после катастрофы интервью и вспомнить, как все произошло тем зимним утром.


«За то, что выкарабкалась «оттуда» - спасибо врачам»

Фото: Антон Тайбарей

Сейчас Галина Филиппова находится в родной Харуте. Говорит, отпросилась в Ненецкой окружной больнице, потому что очень хотела домой, где все способствует скорейшему выздоровлению. Очередная встреча с лечащим врачом произойдет уже на следующей неделе в Нарьян-Маре. Но не для выписки. Об этом говорить пока рано. Галина Александровна ждет советов, как завершить лечение и перейти к процессу реабилитации.

- Мне ведь удалили почку, и эта рана только сейчас затянулась. К тому же после крушения у меня сломано несколько ребер, было множество переломов, и в целом состояние было крайне тяжелое. Только благодаря врачам я выкарабкалась «оттуда». Ситуация на самом деле была критичная, и сейчас я только молюсь за них и говорю им огромное человеческое спасибо - и московским, и архангельским, и нашим окружным врачам, - говорит она.

Несмотря на то, что полученные в катастрофе раны ещё лечить и лечить, Галина Филиппова призналась, что иногда уже заходит на работу и понемногу входит в курс дела. Но без фанатизма. По ее словам, чтобы полноценно вернуться в строй, необходимо не только завершить лечение, но и пройти реабилитацию. Пока же Галина Александровна собирается с разрешения врача заняться лечебной физкультурой и гимнастикой.

- Мне нужно какие-нибудь упражнения поделать, поскольку пока руки и ноги слабые. Нужно, чтобы мышцы стали работать, появилась какая-то сила. А то пока я даже бутылку с водой открыть не могу, долго не могу сидеть и прихрамываю, когда хожу, - пояснила Галина Филиппова.


Прерванный полет: мы не поняли, что произошло 

Утро 19 декабря прошлого года Галина Филиппова помнит отчетливо. В силу особенностей своей работы на самой посадке в самолет и подготовке к полету внимание не заостряла. Глава Хоседа-Хардского сельсовета, для которой полеты - это производственная необходимость, на этот раз летела в Харуту вместе с командировочными из Нарьян-Мара для проведения рабочих совещаний и встреч. Все силы были направлены на организационные вопросы, поэтому телефон из рук не отпускала.

- О полете даже не думала. Нужно было дать ряд указаний. Одному - встретить, другому – подготовить выпечку и организовать чаепитие. По прилету я даже не планировала идти домой, хотела вместе с командировочными из города перекусить на ходу и сразу приступить к работе. Это была серьезная рабочая поездка, - отметила Галина Филиппова.

Возможно, за раздачей ценных указаний Галина Александровна и не помнит разговоров в салоне самолета. К тому же, по ее словам, рев мотора в салоне ТВС-2МС не особо располагает к диалогам.

Вдаваться в мельчайшие подробности так и не состоявшегося в тот день полета пассажирского рейса Нарьян-Мар - Харута мы не стали осознанно: расследование причин авиакатастрофы ещё не завершено, поэтому к каждому слову об этом полёте нужно относиться осторожно. Скажем лишь, что те, кто сидел справа и слева от Галины Филипповой в самолете, погибли.

- Я понимала, что что-то идет не так, но не думала, что мы падаем. Помню, как у меня помутнело в глазах. Мне потом сказали, что я вцепилась в поручень сиденья и кричала «Держитесь!», но я этого не помню, как и самого падения. Когда очнулась, левая нога была прижата чем-то тяжелым. Громко говорить сил не было, и я сказала специалисту нашей администрации Алексею Сметанину, который в тот день летел со мной: «Леша, что случилось?». Я не помню паники в салоне. Все мы, мне кажется, не понимали, что произошло. А через некоторое время услышала звуки бегущих на помощь спасателей и бензопилы, которой, видимо, разрезали фюзеляж самолета, - вспоминает первые минуты катастрофы Галина Филиппова.

Во время падения, говорит она, мыслей не было никаких. Ничего не промелькнуло. Зато хорошо запомнился процесс эвакуации и доставки в Ненецкую окружную больницу в карете «скорой помощи». Отработали все экстренные службы, как и положено, оперативно. По звонку, к работе подключались и те, кто был на «отсыпном» или выходном. Все это происходило на глазах Галины Александровны, которая находилась в сознании до того момента, когда ее привезли в больницу.

- Для спасателей и врачей это был обычный, простой день. Да, бывают случаи, когда им приходится неожиданно оказывать помощь и принимать пациентов. Но не в таких количествах. К такому развитию событий вряд ли был кто-то готов. Но все экстренные службы на практике смогли доказать способность быстро принимать важные решения, от которых зависят жизни наших земляков. Низкий им поклон за это!- сказала Галина Филиппова.


«Когда выключается «лампочка», смерть не страшна»

- Перед тем, как потерять сознание, помню, как нас вытаскивали из самолета, везли в машинах «скорой помощи», потом - коридоры больницы, бегающие врачи… Я лежала на носилках, с руки сняли кольцо и долго не могли снять шубу. Я им сказала: «Да что вы жалеете? Режьте вы уже эту шубу». После этого я закрыла глаза, а пришла в себя уже в столичном «Склифе» [НИИ скорой помощи им. Склифосовского] 24 декабря. Таким образом, около 5 дней я была без сознания, - вспоминает Галина Филиппова.


Эти 5 дней были решающими для нее. Она боролась за жизнь ради своих близких.

- Когда закрываются глаза, ничего страшного не происходит. При этом ты не боишься смерти, а относишься к этому довольно просто - отключается «лампочка», и вместе с ней пропадают все житейские заботы и хлопоты, ты ни о чем не думаешь и как будто обретаешь свободу. Это на одной чаше весов. На другой – твои родственники, друзья, земляки, которые искренне переживают за твою жизнь. Слава Богу, я выбрала вторую чашу и 24 декабря пришла в себя, сделав всем своим близким такой подарок на новогодние праздники, - сказала Галина Филиппова.

После этого подарок ждал и саму Галину Александровну. Ее при поддержке телеканала «Россия 1 Нарьян-Мар» с днем рождения поздравили родственники, друзья, знакомые и коллеги. Телевизионщики подготовили видеоролик, который именинница пересматривала в больничной палате несколько раз.

- 21 января, в мой день рождения, у меня появился телефон, а вместе с ним и интернет. Когда я увидела сюжет, конечно, была шокирована и вся уревелась. Так захотелось домой к близким, родственникам, своим детям и внуку, и я периодически его просматривала. Он добрый, теплый, хороший. Большое спасибо журналистам. Ну и, конечно, спасибо всем, кто поддерживал. Это и односельчане из Харуты, и жители моего родного села Несь, где я родилась и жила до 14 лет, и все земляки. Роль врачей, конечно, очень важна – они сделали все возможное для меня. А вернуться с того света мне помогли в том числе и воля, и желание, и молитвы, и моральная поддержка всех близких. Это на самом деле имеет огромную силу, - делится своим «рецептом» борьбы за жизнь наша собеседница.


«Первый страх новых полетов я уже переборола»

Работа Галины Филипповой связана с постоянными командировками, в основном на авиатранспорте. Говорит, что страх полета есть, но не сильный, и в будущем она сможет его окончательно перебороть. Тем более, способ уже практически нашла.

- Страшно было возвращаться из Москвы. В основном это было связано с моим физическим состоянием. У меня было сломано несколько ребер, и в Москве мне зашивали диафрагму. После этой процедуры в первые дни было тяжело дышать, и я не знала, как поведет себя организм на большой высоте полета «Боинга». Очень сильно за это переживала, но потом я включила на своем телефоне кинокомедию «Любовь и голуби» и обо всем забыла, - улыбаясь, вспоминает Галина Филиппова.

Уже прилетев в Нарьян-Мар, она начала работать над собой и сейчас может дышать нормально. И все же, во второй раз после катастрофы вступив на борт воздушного судна, она снова испытала неприятное ощущение. Это было в марте, во время полета домой, в Харуту. Несмотря на то, что рейс выполнялся вертолетом Ми-8, чувство страха не покидало Галину Александровну в первые минуты полета:

- Было неприятно в момент самого отрыва воздушного судна от земли. Но когда вертолет набрал определенную высоту и полетел, я успокоилась. Еще помню, что полет показался мне очень долгим. Когда до Харуты оставалось всего 20 километров, мне казалось, что летим мы целую вечность. Я выглядывала в иллюминатор и хотела увидеть хотя бы один домик своего поселка.

Катастрофы и стихийные бедствия в большинстве случаев меняют человека, меняют его отношение к жизни, меняют приоритеты и ценности. Это произошло и с нашей героиней:

- Пока до конца не могу для себя уловить, что конкретно поменялось. Конечно, в первую очередь это ценности. Нужно любить, уважать и ценить тех, кто рядом с тобой, не ругаться по пустякам, не хамить, не злить, не обижать, не осуждать. Ну и самое главное - нужно дорожить и ценить то, что мы вообще живем. Сегодня, когда встаю утром и вижу прекрасное солнце, которое улыбается мне через окно, сквозь шторы, мне уже просто от этого становится хорошо.

Галина Филиппова, февраль 2018 г.



Для справки:

Самолет ТВС-2МС потерпел крушение в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря 2017 года около 10:30. На борту находились 11 пассажиров и 2 члена экипажа. Жертвами авиакатастрофы стали 4 человека.






Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments