Десантники и авиаторы: спасительный союз
В НАО завершились плановые тренировки сотрудников Нарьян-Марской региональной поисково-спасательной базы Росавиации и экипажей Нарьян-Марского объединённого авиаотряда по десантированию с парашютами и спусковыми устройствами.
О рисковой и захватывающей дух работе — в материале НАО24
Около года назад, если быть точнее, 18 апреля 2018 года, во время сильнейшего шторма в районе архипелага Новая Земля с борта научно-исследовательского корабля «Профессор Куренцов» был эвакуирован моряк с острым приступом аппендицита. В составе оперативной группы — полярные лётчики, ненецкие спасатели и врачи. Многие эту информацию принимают, как должное. Ну, спасли и спасли… молодцы. А ведь зачастую мы не задумываемся, какая сила, твёрдость духа и профессионализм требуются для того, чтобы, рискуя своей жизнью, спасти чужую…
Врач-экстремал
Алексея Андреева мы застали за укладкой парашюта. Он готовится к своему тридцать первому по счёту прыжку. Пусть и тренировочному. Алексей — человек интересный, открытый и веселый. По профессии — врач. Но будни его сильно отличаются от работы коллег, работающих в поликлиниках и больницах. Не пациенты приходят к нему, а он приходит к тем, кто нуждается в медицинской помощи. Причём, появляется он обычно весьма экстремальными способами — десантируется с помощью парашюта или спускового устройства.

— У нас «боевых», к счастью, не так много. Но, в последнее время, кстати, стало увеличиваться количество вылетов по поисково-спасательным работам. Северный морской путь стали активно осваивать, поэтому и судов в северных морях больше. С кораблей чаще всего и снимаем больных. Каждый такой вылет, конечно, запоминается.
В 10 утра вместе с группой спасателей отправляемся к месту выброски. Вертолёт забирается на 800-метровую высоту. Готовятся первые парашютисты, они будут десантироваться с круглым куполом. Я им завидую. Белой завистью. Ощущения, когда ты несколько секунд летишь с бешеной скоростью, а потом раскрывается купол, и ты любуешься землей сверху, дорогого стоят!

Сигнальный гудок оповещает всех, кто на борту, что настал момент выброски. Спустя какие-то секунды наблюдаю за парашютистами уже через стекло иллюминатора. Тем временем высотомер показывает полтора километра. Это значит, что настало время прыжков для более опытных спасателей. За их плечами «Беркут» — парашютная система специального назначения с куполом типа «крыло». Задача — приземлиться в назначенную точку, отмеченную ярким крестом. Врач-экстремал, как и все остальные сотрудники Нарьян-Марской региональной поисково-спасательной базы Росавиации, задачу выполнил.
Не парашютами едиными
Вторая часть тренировки — десантирование на «сурах». Это специальный спусковой механизм, который крепится к вертолёту. На землю спасатели спускаются с 20 метров. Такой способ зачастую — единственная возможность спасти человеческую жизнь. Например, подобным образом проводят эвакуацию экстренных больных с морских судов, куда вертолет попросту приземлиться не может. Тогда спасателям приходится спускаться на корабль и с помощью либо носилок, либо корзины, поднимать тяжелобольного пациента на борт воздушного судна. Кстати, чаще всего «боевые» вылеты случаются именно на морские суда. И там, конечно, совсем другие условия, нежели на тренировках.

Сергей Вакорин об этом знает не понаслышке. Приходилось десантироваться на корабль в акватории Баренцева моря и эвакуировать наполовину парализованного моряка с инсультом. В такие моменты, говорит спасатель, важно сохранять «холодную» голову и работать чётко по инструкции, при этом не забывая о взаимодействии с экипажем.
— Во время спасательной операции все чувства и эмоции отходят на второй план. Уже после достижения положительного результата есть небольшое чувство гордости за правильно, а, главное, вовремя оказанную помощь, за сплочённость и слаженную работу всей группы как единого организма. В нашей профессии, связанной с рисками, нужно понимать, что всех ребят дома ждут семьи, и мы несём ответственность друг за друга в том числе. Колоссальную работу выполняют экипажи: по большей части мы работаем в режиме висения, да ещё если это водная поверхность, да ещё и с неблагоприятными погодными условиями, очень сложно держать воздушное судно без смещений, особенно когда работаешь на ограниченную площадку. Но благодаря их профессионализму в небе всё получается.
Игорь Образок: «Мы без них никуда, а они без нас…»
«Всё, мужики, спасибо! Отлично отработали». Они в ответ: «Вам тоже спасибо, очень чётко висели!»
Как говорят сами спасатели, успешный исход операции на 90% зависит от авиаторов. Умение правильно подобрать точку выброски парашютистов или держать винтокрылую машину в режиме висения требует серьёзной подготовки лётного состава. Работу пилотов на таких вылетах без преувеличения можно назвать ювелирной. Чтобы разузнать обо всех особенностях поисково-спасательных полётов, отправляюсь в Нарьян-Марский объединённый авиаотряд.

В 2018 году пилоты Нарьян-Марского ОАО совершили 6 успешных вылетов для эвакуации больных с кораблей. А всего таких операций в водах северных морей по Арктическому побережью России за прошлый год было проведено 11. То есть большая часть выполнена лётчиками Ненецкого округа.

Игорь Образок считается одним из лучших лётных мастеров в поисково-спасательных работах. За 37 лет работы в Заполярном небе он совершил десятки подобных вылетов.
— Сейчас я по книжке гляну, когда там были крайние. Я ведь даже не считаю их уже, но записываю. Вот, 18 апреля 2018. Баренцево море. Сильный шторм. Судно «Профессор Куренцов». А потом 21 апреля следующий вылет.

— Люди, которых вы спасли, благодарят вас как-то?

— Они благодарят медиков. А мы обычно говорим «спасибо» спасателям, а они — нам. Это уже в тот момент, когда мы прилетели, задание сделали, «скорая» подъехала, больного забрали, и тут я говорю: «Всё, мужики, спасибо! Отлично отработали». Они в ответ: «Вам тоже спасибо, очень чётко висели!»
— Поделитесь фотографиями со спасательных операций? Для наглядности…

— Вы знаете, когда поступает настоящее задание, даже и не думаешь о том, чтобы взять с собой камеру. Да и незачем там она, не до неё обычно. Вот когда 18 апреля прошлого года мы летали, ну ни секунды свободной не было. Сложнейшая операция. Это же надо держать машину в воздухе, да при этом так, чтобы десантирующийся спасатель попал на качающийся корабль. Причём, этот корабль же ещё и на ходу. Он если в дрейф ляжет, его начнет качать беспорядочно. Кроме того, он ещё и вращаться начнет.

— Получается, здесь сложности возникают не только из-за ветра и шторма?

— Нюансов очень много! Например, в зависимости от ветра и волнения на море та же палуба может летать на три метра вверх-вниз. Кроме того, не все постройки корабля позволяют подойти и зависнуть на минимальной высоте. Ну, например, если взять два крайних вылета, там можно было висеть над кормой, потому что рубка стоит близко к баку (так моряки называют нос корабля). А у танкеров, например, вся рубка стоит на корме. И когда он движется вперёд, а я, соответственно, за ним, сложно увидеть, что у меня сзади. А все эти «проблемы» типа мачт как раз сзади и «торчат». Мы поэтому перед каждым подобным вылетом смотрим название и тип корабля, размеры, высоту мачт, всю информацию о нём, вплоть до чертежей. Ну а когда уже работаешь на месте, главное — спокойно и чётко выполнять все действия. Никаких эмоций. Эмоции будут потом, когда возвращаешься домой. Сразу потрясающее настроение, чувство выполненного долга. Довольным летит весь экипаж. Приятно, всё-таки, когда осознаёшь, что можешь выполнять столь сложные вещи.
П.С.

В этом материале не рассказано об ещё одном отважном подразделении, чьи специалисты спасают человеческие жизни в экстремальных условиях — Санавиастанции Ненецкого округа. Бесстрашным медикам тоже порой приходится спускаться на борт морского судна. Или проводить реанимационные действия прямо в вертолёте. Их работа достойна отдельного рассказа, который автор этого материала уже начинает планировать.
Видео: Алина Выучейская

Фото: Антон Выдряков/Антон Тайбарей/Алина Выучейская/Игорь Образок