Общество 24-07-2017, 14:31
Автор Редакция

Красивые, но никому не нужные?

NAO24 попытался разобраться во всех перипетиях, возникших в истории с приобретением 20 микроавтобусов Mercedes Sprinter 515 CDI.

Фото: Альберт Людвиг

В Нарьян-Маре появились 20 новых микроавтобусов Mercedes-Benz MRT 515 SD. Они оборудованы валидаторами, электрическими дверями, двумя отопителями салона (в передней и задней частях) и прочим оборудованием, которое не оставляет сомнений: машины предназначены для регулярных пассажирских перевозок. А, значит, на этом рынке, где безраздельно властвует Нарьян-Марское АТП, появляется частный игрок. Так ли это, пытался разобраться NAO24.

На льготных условиях

О том, что в городе появятся 20 микроавтобусов, стало известно ещё в феврале. Именно тогда АО «Центр развития бизнеса» (ЦРБ), правопреемник АО «Ненецкая лизинговая компания», разместило на портале госзакупок информацию о закупке у единственного поставщика 20-местных Mercedes-Benz. Сумма контракта – 61,3 млн рублей. Неизвестно было лишь, в чьих интересах ЦРБ заключает контракт.

Теперь генеральный директор ЦРБ Ирина Тихомирова этого не скрывает: лизингополучателем является предприниматель Анатолий Курленко.

По её словам, договор на поставку с подмосковным АО «Автодом» был заключён 22 февраля, и 4 июля, вскоре после открытия навигации, «Мерседесы» были в Нарьян-Маре. Машины произведены в Германии с последующей доукомплектовкой в России.

С учётом оборудования микроавтобусов валидаторами, видеорегистраторами, системой ЭРА-Глонасс и т.д. стоимость контракта выросла до 67 млн рублей, а, если прибавить лизинговые платежи на протяжении пяти лет, до 78 млн.

– Условия довольно льготные, – отметила Ирина Тихомирова. – Мы давно взаимодействуем со структурами Анатолия Курленко и предложили ему так называемый «индивидуальный пакет», ставка по которому составляет всего 5%.


Ирина Тихомирова /// Фото: Антон Тайбарей

«Мы не стремились к конкуренции»

Сам предприниматель рассказал NAO24, что пришёл в ЦРБ не просто так, а с серьёзным инвестпроектом, направленным на повышение качества транспортных услуг в регионе.

Проект был одобрен на уровне окружного Департамента финансов, утверждает Анатолий Курленко (документального подтверждения этому мы не нашли). Речь шла о выходе этих 20 микроавтобусов на межмуниципальные маршруты № 411 и 413, связывающие Нарьян-Мар с посёлком Искателей.

– При этом мы не стремились обязательно вступить в конкуренцию с АТП. Готовы были участвовать в аукционах на перевозки по межмуниципальным маршрутам, готовы были переуступить АТП эти машины. Достаточно сказать, что подбор микроавтобусов, компановка оборудования и прочие детали подробно обсуждались с руководством АТП, – отметил Анатолий Курленко.

– Вариант переуступки АТП прав на микроавтобусы действительно обсуждался, – подтверждает Ирина Тихомирова. – Износ парка АТП достиг 97%. Цифра говорит сама за себя.

Между тем, этим летом Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа провёл электронный аукцион на межмуниципальные перевозки на второе полугодие, победителем которого стало Нарьян-Марское АТП – единственный участник конкурсных процедур.

– Кроме того, городские власти ясно дали понять: конкуренты муниципальному предприятию не нужны, – говорит Анатолий Курленко.

Возможно, предполагает он, на ситуацию косвенно влияет вероятное усиление напряжённости на рынке труда в связи с появлением частных микроавтобусов, которым, например, не нужны кондукторы.

– Наш проект предполагал трудоустройство 55 человек, а в штатном расписании АТП сейчас 153 единицы. Так или иначе, могло бы дойти до одновременного сокращения нескольких десятков человек, а это для Нарьян-Мара немало. Получается сейчас выбор стоит между обновлением автопарка, что является несомненным благом для горожан, или сокращением рабочих мест, – отмечает предприниматель.


Анатолий Курленко /// Фото: Антон Тайбарей

Между тем, мы обратились в Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО с вопросом, могла ли частная компания участвовать в аукционе на межмуниципальные маршруты. В ведомстве нам предложили внимательно изучить на сайте госзакупок условия аукциона.

Изучив конкурсную документацию, мы не обнаружили препятствий для участия в торгах частной компании. Видимо, суть проблемы совсем не в документах.

Глава Нарьян-Мара Олег Белак прокомментировал ситуацию очень кратко:

– МУП «Нарьян-Марское АТП» не имеет никакого отношения к данной сделке.

Ждать или действовать?

Что же будет теперь с новенькими Mercedes-Benz, которым наверняка позавидовал бы любой российский город? Теоретически они могли бы подождать и до следующего аукциона на межмуниципальные перевозки. Он пройдёт предположительно в ноябре-декабре. Но Анатолий Курленко ждать, похоже, не готов. Он намерен направить в ЦРБ документ о расторжении договора.

При этом, как говорит Ирина Тихомирова, до первого лизингового платежа осталось всего две недели.

Что же будет в случае, если ЦРБ согласится на расторжение? Автобусы «повиснут» на балансе Центра. Перспективы их реализации, возможно, и неплохие: это суперсовременные и, что удивительно, относительно недорогие для своего класса машины. Другое дело, что «оптом» реализовать такую партию удастся вряд ли.

В процессе подготовки этого материала NAO24 предложило жителям Нарьян-Мара ответить на простой вопрос: «Нуждается ли Нарьян-Мар в повышении уровня комфорта пассажирских перевозок?». Свою позицию горожане выразили в нашем паблике в социальной сети Вконтакте. Итоги опроса, по мнению редакции, дают повод задуматься о том, что перемены в сфере пассажирских перевозок в городе явно назрели. Следовать путём перемен или оставить существующий порядок вещей неизменным, решать городским властям, в чьём ведении находится муниципальное АТП - монополист в этой сфере. А взаимоотношения Центра развития бизнеса и предпринимателя, проект которого поддержало акционерное общество, видимо, останутся в плоскости их двухсторонних отношений.



Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments