Создавая региональные бренды


За последние полтора года в Ненецком округе появилось как минимум два местных бренда. Молодые ребята разрабатывают концепцию, рисунки и продают современную уличную одежду для себя и своих сверстников.
В особенностях нового тренда попытался разобраться корреспондент НАО24.

Самый крупный молодёжный бренд округа — магазин TUNDRA83. Вдохновителем его создания является руководитель танцевального хип-хоп коллектива Show Time Евгений Стародубцев. Как оказалось, его связь с современными музыкальными и танцевальными направлениями сыграла в появлении «тундровой» марки немалую роль.
— В 2016 году мы готовились представить Ненецкий округ в Москве на чемпионате Hip-Hop International Russia, — рассказывает Евгений. — Понимали, что судей надо удивлять колоритом. Поэтому решили использовать ненецкую тематику в своей одежде. Но немного её осовременить.

По эскизам танцевального коллектива костюмеры сшили необходимые вещи, и ребята отправились на масштабный танцевальный батл. Тогда среди 54 команд они заняли 16-е место.

— Запомнилось, что чемпионы фестиваля разных лет оценили эту одежду с региональным колоритом, — вспоминает Евгений. — Это их зацепило. Тут и пришла идея создать свой бренд. Чтобы наш коллектив не просто развивался, но и осовременивал ненецкую культуру, двигал бренд региона.

Прорабатывать идею Евгений начал в 2017 году, подключил ребят, которые были не против поучаствовать в этом предприятии. Партнёрами по бизнесу стали Тиметопе Аджакай и Александр Кожевников. Не зная ничего про торговлю, маркетинг и прочие вещи, молодой предприниматель пошёл в банк и взял в кредит 350 тысяч рублей.
— Когда готовил одежду, ориентировался на хип-хоп танцоров, молодёжь от 12 до 35 лет, — признаётся Евгений Стародубцев. — Понимал, что город маленький, и эта идея может «не зайти», но решил попробовать, рискнуть. В отпуске съездил в Санкт-Петербург, нашёл поставщиков, которые на заказ отшивают одежду и потом наносят необходимый рисунок. Посмотрел по отзывам, пообщался с ребятами, которые занимаются похожим бизнесом. Они мне подсказали, где лучше.

Почти случайно, на бывшем хлебозаводе, парень нашёл ребят, самостоятельно изготавливающих кепки с необходимыми логотипами. Благодаря современному станку, на производство головного убора им требуются считанные минуты. Так ассортимент магазина расширился, на полки отправилось сразу 40 фирменных кепок.

— Производство — это очень дорого, — оценивает предприниматель. — Требуются серьёзные вложения, гранты. Потому что изначального кредита в 350 тысяч мне хватило, по факту, на первую партию.

Одновременно шла работа над принтами — рисунками, которые наносятся на ткань. Их разрабатывали самостоятельно, эскизы готовил участник Show Time Антон Выучейский. «Медведь» его авторства стал первым утверждённым рисунком и визитной карточкой бренда.
Сам же логотип TUNDRA делал Алексей Снигирь, который сейчас живёт в Санкт-Петербурге и занимается графикой. Поскольку дизайнер из Нарьян-Мара, то объяснять тематику, в которой необходимо было сделать эмблему, долго не пришлось.

«Тундровики» получили продукцию, нашли помещение, оформили его в своём стиле. И открылись. В ассортименте были кепки трёх видов, тёплые кофты, футболки.

— Первую партию у нас раскупили моментально, — отмечает Евгений. — Не смотря на то, что была представлена продукция, сделанная по разным технологиям: с помощью шелкографии, прямой печати, термопереноса. Об этом я тоже, кстати, не знал, до того, как начал заниматься этим бизнесом.

Иностранцы, гости округа из Питера и Москвы, удивлялись, что цена на одежду была невысокой, особенно для Нарьян-Мара. Причём без потери качества.

— Сделать свой свитшот по России стоит от 2,5 тысяч. У меня же он стоил 1750 рублей. Но, как показала практика, в маленьких городах никто не хочет ходить в одинаковой одежде. В итоге продукция получилась больше сувенирная. Многие начали скупать футболки, кепки, шапки, чтобы отвезти в другой город в качестве подарка, — говорит парень.
Кстати, он не единственный, кто решил придумать одежду, отвечающую молодёжным запросам. Тем же путём пошли девятиклассники из школы № 4 – Артём Зимин и Борис Шелыгинский. В прошлом году подростки не нашли в российских интернет-магазинах такой одежды, которая их бы устраивала, и решили создать свою. Так появился METAL.

— Было много разных вариантов. Но мы просто решили, что METAL — звучит классно. Хотелось, чтобы был посыл, название звучало, с чем-то ассоциировалось. Чтобы сразу было понятно — это не про «сердечки» какие-то, — рассказывает историю появления нового бренда Артём Зимин.

Но создать интересный продукт у ребят получилось не сразу. Первая партия футболок, по признанию парней, осталась невостребованной. Найти поставщика для качественного воплощения идей, оказалось не так-то просто. Пришлось провести определённые изыскания.

А вот вторая партия из шести футболок с белой вышивкой и силуэтом вороны разошлась быстро — сначала друзьям, потом и друзьям друзей. Так о начинании ребят стала знать почти вся школа.

— Хотелось сделать что-то своё, то, что нравится нам и нашим ровесникам. Выразить себя. Ведь у российских производителей одежда не особо креативная, — говорит Артём.

Когда футболки за авторством молодого дуэта стали расходиться, ребята решили замахнуться на кофты. И они тоже оказались востребованы.
— В последнее время одежду у нас берут уже не только друзья, но и незнакомые нам люди. Ведь у нашего близкого круга уже есть продукция METAL-бренда. Вполне возможно, что одежду с нашим логотипом носит всё больше людей, и она сама себя рекламирует. У нас, бывает, даже на улице подходят и спрашивают, — добавляет Борис Шелыгинский.

С первоначальным капиталом Артёму и Борису помогли родители. Взрослым идея понравилась, теперь они даже носят футболки за авторством своих сыновей.

— «Хоть что-то делаете!» — сказали мне родители, — смеётся Борис.

В любом возрасте можно делать что-то своё, уникальное и интересное, считают ребята. В этом они убедились на собственном опыте. И хотят развивать свою цельнометаллическую концепцию и дальше.

Что касается TUNDRA 83, то после летнего спада продаж магазин отказался от постоянной торговой точки и перешёл в онлайн.

— Проект не останавливается, бизнес рабочий, свою нишу занял, — отмечает Евгений Стародубцев. — Сейчас для меня этот проект, скорее, хобби, а не основной источник дохода. Ближайшие планы — поработать с ненецкими орнаментами. Ведь тренды меняются быстро, людей нужно постоянно удивлять.