В Нарьян-Маре завершилась первая конференция «Северный завоз — новые пути и возможности»

Два дня участники обсуждали наиболее острые проблемы северного завоза, с которыми сталкиваются все районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это 25 субъектов Российской Федерации, где проживают почти три миллиона человек


Первая конференция «Северный завоз — новые пути и возможности» стала стартовой площадкой в решении стратегических задач, стоящих как перед арктическими регионами, так и Правительством России. Деловая программа первого дня открылась пленарным заседанием на тему «Северный завоз как фактор устойчивого развития удалённых территорий». Как отметила директор проектного офиса «Северный завоз» ВАВТ  Министерства экономического развития России Юлия Зворыкина, устойчивое обеспечение районов Крайнего Севера — одна из приоритетных задач.

— Мы занимаемся разработкой неких единых правил, которые позволят всем ориентироваться на какие-то подходы. Потому что не всегда региону легко найти оптимальные пути, так как существует немного площадок, где можно обменяться мнением и опытом наиболее успешных разработок. Над этим мы и работаем. Надеюсь, конференция заложит основу для диалога, который будет организован в том числе с участием федеральных ведомств, представители которых тоже принимают участие в конференции, — сказала Юлия Зворыкина.

Прежде всего, подчеркивают участники конференции, необходимо поменять подходы государственной политики по развитию Арктики и северного завоза. Так, например власти Якутии предложили передать полномочия по северному завозу регионам. Этот шаг позволит развиваться арктическим субъектам.

— Мы ставим серьезные с точки зрения федеральной поддержки вопросы, — отметил первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Колодезников. — Сегодня есть разобщенность в подходах к северному завозу. Чтобы прийти к единому знаменателю, необходимо разграничить полномочия в ФЗ №184. Это надо сделать, потому что, когда мы получаем дотации из федерального бюджета, мы не можем доказать, что тратим деньги на исполнение своих полномочий. В настоящий момент необходимо применить новые подходы государственной политики по развитию Арктики, по развитию северного завоза.

Затраты предприятий Республики Саха (Якутия) только на топливно-энергетические ресурсы составляют ежегодно 12 млрд рублей, при этом государство предоставляет субсидии, гарантии и кредиты только на половину суммы. Поэтому республиканские власти вынуждены дополнительно поддерживать участников северного завоза. А это приводит к росту госдолга.

— Мы в Республике значительную поддержку оказываем своим предприятиям, но это увеличивает уровень госдолга субъекта. Взаимоотношения с Минфином РФ не позволяют переходить за этот уровень. Мы говорим о том, что давайте тогда государственную поддержку, которую мы в регионах оказываем, выведем за эти соглашения. Для нас важно поддержать предприятия, участвующие в северном завозе, потому что если мы этого не сделаем, то предприятия не справятся с поставленными задачами и поставят под угрозу вообще жизнь на Севере, — сказал Алексей Колодезников.

Свои предложения по северному завозу в ходе конференции высказал и Ненецкий округ. По словам вице-губернатора Алексея Еремеева, на федеральном уровне необходимо рассмотреть механизмы субсидирования участников северного завоза.

— В настоящий момент наши операторы северного завоза вынуждены брать кредиты на общих основаниях, что негативно сказывается на их финансовом положении. Для решения данного вопроса мы вели переговоры со Сбербанком и ВТБ. Они готовы пойти нам навстречу, сейчас эти вопросы прорабатываются, — отметил Алексей Еремеев. — Надеюсь, после конференции нас услышит Федерация и примет соответствующие решения.

Еще одна проблема, в том числе и для Ненецкого округа — изношенность инфраструктуры.

— Инфраструктура не обновлялась годами, а от правильности ее эксплуатации зависят жизни жителей округа. Надеемся, что совместными усилиями мы найдем варианты и пути решения этих проблем, — сказал заместитель руководителя Аппарата администрации Ненецкого  округа Дмитрий Рожин.

В обновлении нуждается и флот,  участвующий в северном завозе. На сегодняшний день более 75% речного и морского транспорта, который используется в северном завозе, нуждается в обновлении. Для этого, отмечают эксперты, должны быть приняты соответствующие меры господдержки.

— Если построить судно, которое стоит один млрд рублей и отбить его за 50 дней северного завоза, то это нереально, — говорит генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов. — Над решением этого вопроса нужно думать с участием государства.

Высказанные предложения легли в основу резолюции, которую приняли во второй день работы конференции. Документ будет направлен председателю Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрию Рогозину. Кроме того, принято решение о проведении следующей конференции в Республике Саха (Якутия).

Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments