Экология 18-07-2017, 16:42
Автор Редакция

Экологи и эксперты неоднозначно отнеслись к инициативе НАО об отмене штрафов за езду по водоёмам Арктики

Они настаивают на проведении экологической экспертизы

Экологи и эксперты, в том числе из числа представителей северных территорий, усомнились в инициативе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа об отмене штрафов за езду по водоохранным зонам на снегоходах и снегоболотоходах в Арктической зоне.

Признавая актуальность этой проблемы, эксперты считают, что снятие штрафов может отрицательно сказаться на природе Заполярья, поэтому данная инициатива должна пройти экологическую экспертизу.

Востребованная техника

Сейчас за движение и стоянку транспортных средств в водоохранных зонах гражданам может грозить штраф от 3 тыс. до 4,5 тыс. рублей, должностным лицам – от 8 тыс. до 12 тыс. рублей, юридическим лицам – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.

Как отмечают инициаторы законопроекта в пояснительной записке, на территории Крайнего Севера существует множество водоёмов, между населенными пунктами зачастую отсутствуют автодороги, и в этих условиях снегоходы и снегоболотоходы являются востребованным транспортом.

«Они используются на Крайнем Севере в целях обеспечения доступности и повышения качества оказания медицинской помощи населению, обеспечения жителей населённых пунктов продуктами питания, оказания различных видов услуг», – отмечается в документе.

С этим согласен и глава Нижнеколымского района Якутии Иван Суздалов.

– Особенностью севера Якутии является наличие большого количества малых рек, озёр и водоёмов, через которые зимой можно перебраться только на снегоходе, так как тяжёлую технику неокрепший лед не выдерживает. Эту зиму ряд арктических и северных районов пережили буквально благодаря именно снегоходам, – рассказал он ТАСС.

Минувшей зимой в арктических районах республики выпала рекордная (пятимесячная) норма снега. Из-за этого обустройство зимников затянулось, так как под снегом лёд не промёрз, дорожная техника не могла ездить по водоёмам.

– До некоторых отдалённых населённых пунктов расстояния составляют более 400 км, доставка топлива осуществлялась снегоходами. Частники сами возят топливо, продукты и необходимые населению вещи, – сказал Суздалов.

Учесть экологическое воздействие

Прежде чем отменять штрафы, считают эксперты, сначала нужно оценить экологические последствия.

– Снегоход как обычно идёт? По гладкому льду, например, вдоль моря, – пояснил ТАСС заслуженный работник охотничьего хозяйства, председатель архангельского отделения Военно-охотничьего общества (с 1995 по 2017 гг.) Владимир Тянигин. – Но насколько выхлопы повлияют на экологию окружающей среды? Наверное, должна быть проведена экспертиза.

Солидарна с тем, что нужно провести экспертизу, и председатель постоянного комитета по делам Арктики Заксобрания Якутии Елена Голомарёва.

– Снегоходы и бураны – жизненно необходимый транспорт жителей Арктической зоны, но прежде чем принять законопроект об отмене штрафов для владельцев снегоходов и снегоболотоходов за езду по водоёмам и в водоохранных зонах в районах Крайнего Севера, необходимо провести тщательное научное исследование, чтобы выяснить, насколько существенен вред, наносимый транспортом водным объектам. Если вреда нет, то можно отменить. А так, мне кажется, преждевременно отменять запретительные меры водоохранного кодекса, – заявила она ТАСС.

По словам депутата, в Якутии в зоне традиционного проживания коренных малочисленных народов севера (КМНС) оленеводам, рыболовам можно беспрепятственного передвигаться по водным объектам.

– У нас эти штрафы не взимаются. Представители КМНС на своих исконных землях имеют право передвигаться на снегоходах и буранах по водным объектам, – пояснила Голомарёва.

Гонки на снегоходах

Один из экологов Красноярского края, руководитель организации «Плотина» Александр Колотов скептически относится к данной инициативе.

– Обоснование понятно: в районах, где множество мелких водных объектов, движение вне водоохранных зон зимой на снегоходе крайне затруднительно. С другой стороны, снимая данный запрет, мы фактически даем зелёный свет для езды на снегоходах где угодно, раз водоохранные ограничения больше не действуют. Пойдет ли подобная свобода передвижения во благо природы Арктики? Я очень и очень сомневаюсь. Скорее, она приведёт к узаконенной бесконтрольности гонок на снегоходах, – сказал он.

По мнению эколога, нужно учитывать конкретную ситуацию в каждом из районов Крайнего Севера.

– Пока же мы видим, что у нас к законодательству подходят как к рубильнику, в котором всего два положения: «запретить» и «отменить запрет», – добавил эксперт.

Как следует из материалов автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, инициатива Собрания депутатов НАО о внесении соответствующих поправок в Водный кодекс РФ поступила в нижнюю палату российского парламента 1 июля. Спустя три дня она была направлена на рассмотрение в думский Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.


Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей



comments powered by HyperComments